О программе марксистского кружка

О программе марксистского кружка
14 мин.

Эта заметка — инструкция по применению программы занятий, которую мы подготовили, и по совместительству — дополнение к более серьёзной работе, методичке «Как организовать марксистский кружок?». Для более полного понимания вопроса прочти сперва основную статью, а затем возвращайся сюда.

Как построена программа

Мало составить программу занятий марксистского кружка, надо ещё обосновать, почему только она ведёт верным путём.

Мы создавали наш план, как универсальный. Если вам он всё же не подошёл, вы вольны его менять. Добавляйте занятия, чтобы разобрать интересные вопросы, или пригласите специалиста, чтобы он прочитал лекцию по важной теме. Меняйте литературу, если найдёте что-то лучше, чем у нас. Главное — не отступать от общих принципов.

Вот они.

Начинать с азов

Люди приходят в кружок с разным уровнем подготовки. Одни вообще не изучали марксизм, другие читали случайные работы, не понимая контекста, третьи хорошо знают исторические факты, но не видят закономерностей…

Чтобы все эти люди могли разобраться в марксизме, начинать учёбу нужно с основ, иначе более сложные материалы просто останутся непонятыми.

Мы опускаем порог вхождения до уровня «хочу учиться», а значит, избегаем риска отсеять перспективные кадры.

От простого — к сложному, от общего — к частному

Человек, который берётся за сложную работу без подготовки, в лучшем случае нахватается по верхам, усвоит только отдельные положения теории. Значит, он потратит силы и время впустую. Зато может заразиться лишней самоуверенностью: он ведь осилил столь объёмный труд! Так работать нельзя.

Если мы изучаем политэкономию, мы не спешим хватать «Капитал», а сперва читаем учебник. То же и с другими составными частями марксизма: сначала мы берём более простые работы, и только потом читаем более сложные.

Идти кратчайшим путём

Чтобы понять идеи Маркса, нужно читать самого Маркса. Но иногда проще взять учебники, чтобы быстрее дойти до самых важных работ вроде ленинского «Материализма и эмпириокритицизма».

Первоисточники и альтернативные мнения вы сможете посмотреть и сами после прочтения. Мы не можем заставлять всех это делать: время — самый ценный из ресурсов.

Изучать систематизированно и вдаваться в контекст

«Три источника и три составных части марксизма» читал каждый коммунист, и ответ на вопрос «какие дисциплины надо изучать в кружке?» для нас очевиден: это диалектический и исторический материализм, политическая экономия и научный коммунизм.

Но этого недостаточно. Эти дисциплины так и не будут поняты до конца, если не вдаваться в исторический контекст. Поэтому смело добавляем мировую историю и историю философии!

Хотя для удобства мы разделили дисциплины по пунктам, надо понимать, что марксизм — единая наука. В отрыве друг от друга составные части марксизма теряют смысл и могут увести в неверном направлении. Поэтому в программе связанные темы проходятся одновременно.

Программа должна быть не солянкой, а стройной системой. Мы же не Station Marx, верно?

Изучение марксизма — дело не одного года

Мы не хотим пугать новичков многолетними планами. Но, приходя в кружок, каждый должен понимать: марксизм-ленинизм не освоишь за месяц и даже за год.

Наша программа рассчитана на 3−4 года и разбита на годовые курсы. Сейчас готов и обкатан план обучения на первый год, который мы и публикуем.

Первый курс — вводный. В нём даны основы всех дисциплин, которые впоследствии будут изучаться углублённо: так проще усвоить материал.

Учиться без учителей

Мы учимся самостоятельно по книгам, не привлекая специалистов-преподавателей. Литература подобрана так, чтобы получить необходимые и достаточные знания можно было своими силами. Ведите занятия по очереди: это и залог равенства, и ораторская практика.

В то же время компетентные люди могут ускорить обучение. Если есть возможность, заменяйте некоторые темы на лекции. Конечно, они принесут пользу, только если кружковцы самостоятельно проработают материал.

Оптимизируйте свою работу. Однако строить её целиком вокруг лекторов — ошибка. Нельзя замыкать всю свою работу на одного человека, зависеть от всезнающего гуру: такой кружок быстро переродится в секту.

Учиться доносить мысли

Мало изучить марксизм, надо ещё уметь донести идеи до окружающих.

Для этого нам понадобятся ораторское искусство и литературное мастерство как отдельные прикладные дисциплины. Подробнее об этих дисциплинах читайте в статье «Пишем и говорим на марксистских кружках».

Мы должны стать теоретически подкованными пропагандистами и агитаторами, способными уверенно и аргументированно защищать свои взгляды устным и печатным словом, создавать новые кружки и руководить дальнейшей работой.

Что и почему мы изучаем?

История

В отличие от некоторых других марксистских организаций (Engels, ЛенМар, Политштурм), мы включаем в программу изучение истории. Ведь, как говорил Энгельс, история — важнейшая из общественных наук.

Но почему она важна для нас?

История изучает становление законов настоящего в прошлом. Потому она — ключ к пониманию марксизма и его метода:

  • Она развивает историческое мышление. Нельзя понять закономерности истмата, если не видишь за ними конкретных исторических событий.
  • Нельзя понять философию, не зная исторического контекста, предпосылок появления тех или иных идей.
  • Чтобы понять исторический контекст работ по политэкономии, также нужно изучать эпоху, в которую были написаны эти труды. Нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, не изучив и не проштудировав его исторического контекста.
  • Знание истории поможет в полемике и защитит от повторения ошибок в практике и теории.

Мы начинаем с основ истмата по лекциям Огородникова В.П. и трудам Энгельса: без них не понять исторических связей. Затем мы переходим к фактам. А потом снова, теперь уже глубже, изучаем истмат, что позволит понять материал на новом уровне.

Ко многим занятиям есть дополнительные материалы, которые каждый смотрит по своему желанию. Это «Разведопросы» и другие видеолекции.

Наш курс истории краток, иначе мы не успели бы изучить ничего, кроме него; марксистский кружок — это не истфак, поэтому желающим знать больше придётся осваивать материал своими силами или в рамках «кружков по истмату».

В первый год обучения мы подробно проходим:

  • Английскую буржуазную революцию;
  • Французскую буржуазную революцию 1848 года;
  • Парижскую коммуну.

Во второй год обучения упор делается на:

  • Американскую буржуазную революцию;
  • Великую французскую буржуазную революцию;
  • Промышленную революцию в Англии;
  • 1905 год в России;
  • Первую мировую войну;
  • Революционные события 1917 года и Гражданскую войну в Советской России.

Наша программа выглядит так, потому что главное для нас — закономерности революций: их предпосылки, расстановка классовых сил с углублением революции. Важно на фактологическом материале изучить ситуацию, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому.

На третий год мы планируем изучать историю СССР и социалистических революций.

История философии

Зачем она нужна?

  • Чтобы развивать теоретическое мышление.
  • Чтобы понимать проблематику марксистской философии для её развития.
  • Чтобы понимать отсылки классиков.

Главная задача — рассмотреть два основных направлений философии (материализм и идеализм) в процессе их становления, то есть исторически. Изучая историческую роль различных философских школ, вы убедитесь, что философия имеет классовый характер.

Основа курса — учебники Щеглова и Фролова. Кроме них, в программе есть доклады по дополнительным материалам. Литературу к докладу читает заранее только оратор. Это позволит подробнее обсудить на занятии взгляды мыслителя, не заставляя всех читать вдвое больше.

Мы понимаем, что для развития теоретического мышления мало одних учебников. Но мы не можем читать все первоисточники: там одних древних греков на пару лет, не говоря о Гегеле! Так что углубляться в историю философии придётся самостоятельно или в рамках отдельного кружка.

Значит, на практике мы изучаем историю философии с двумя целями: во первых, чтобы ознакомиться с основными философскими школами и их понятиями, во-вторых, чтобы во время чтения работ классиков не возникал вопрос «кто это?» при виде любой фамилии.

Диалектический и исторический материализм

Изучение философии — это не созерцание Платона и не пускание слюны вместе с постмодернистами. Нам не надо и догматического воспевания диамата с порицанием «упаднической буржуазной философии». Наша цель — познание всеобщих (наиболее общих) законов развития и движения природы, общества и мышления.

Тот, кто не понимает этих законов, не сможет понять ни событий вокруг себя, ни мыслей теоретиков прошлого. Каждое философское заблуждение — путь к опасным ошибкам. Поэтому и необходимо изучать диалектический материализм!

Исследуя всеобщее, философия помогает формировать связи между отдельными науками и систематизировать их данные.

Исторический материализм — это результат применения диалектического метода к истории; он изучает законы развития общества через противоречия производительных сил и производственных отношений. Изучив экономический базис и поняв его взаимодействие с надстройкой, мы можем объяснить как историческое развитие, так и события сегодняшнего дня. Изучив законы развития общества, мы сможем предсказать, что нас ждёт, и вместе с этим корректировать тактику и стратегию.

Политическая экономия

Мы изучаем политэкономию, чтобы понять, как работает капиталистическое общество, каковы его проблемы и почему капитализм нельзя исправить. Она позволяет понять сущность эксплуатации, противоречия в базисе общества и возможность их разрешения. Без неё нельзя выработать тактику и стратегию новой большевистской партии.

Это главное оружие в споре с подкованными оппонентами.

В свою очередь, политэкономия социализма нужна коммунисту для понимания экономических законов нового общества. В зависимости от них и должна строиться экономика страны Советов, развивающаяся в сторону коммунизма. В частности, мы изучим принципы планирования и ОГАС.

Научный коммунизм

Изучение научного коммунизма даёт нам понять, как строить новое, коммунистическое общество, основываясь на науке, а не на этике, как это было в предшествующих ему концепциях утопических социалистов.

Научный коммунизм, в отличие диамата и истмата, изучает законы развития не всех формаций, а только коммунистической. В отличие от политэкономии, эта дисциплина рассматривает не экономические, а социально-политические закономерности развития социализма и коммунизма.

В предмет научного коммунизма входит коммунистическое воспитание, теория и история международного коммунистического движения, научный атеизм, партийное строительство, принципы строительства социалистического государства и так далее.

Принципы компоновки плана

Мы старались подобрать для программы книги, которые наиболее полно и понятно раскрывают важнейшие вопросы, но при этом не слишком большие. Программа составлена от простого к сложному, но без упрощенчества.

Вот как мы распределяли материал:

1) Объём домашнего чтения не должен превышать 70 страниц А4 или 100 книжных страниц (А5) в неделю. Для унификации расчётов мы условно приняли одну страницу А4 за полторы книжных.

2) Необходимо параллельное изучение различных дисциплин. На каждом занятии должны обсуждаться несколько тем, например, история, философия и ораторское искусство. Тогда материал изучается равномерно, без перекоса в одну из дисциплин.

3) Связанные работы нужно проходить вместе, а порядок их прохождения задаётся курсом истории. Только так можно увидеть историю как связный процесс, а не набор случайных фактов. Основу курса истории составляют исторические работы классиков, дополненные более современными материалами и историей философии.

Греческую философию и «Происхождение семьи…» Энгельса, главы про империализм в учебнике политэкономии и «Империализм» Ленина нужно читать вместе, чтобы понять взаимосвязи, увидеть картину целиком, углубить знания.

4) Нужно изучать ораторское и литературное искусства. Подробнее мы описали это в статье «Пишем и говорим на марксистских кружках».

5) Нужно предусмотреть занятия, на которых не будет изучаться материал по основной программе. Они нужны для двух целей:

  • для повторения пройденного и написания больших контрольных работ (примерно раз в 10 занятий). Большие контрольные не отменяют текущих, которые предусмотрены планом раз в 2−3 занятия.
  • для разгрузки (тоже примерно раз в 10 занятий). К таким занятиям читать надо небольшие произведения, занятие по которым будет представлять собой не доклад, а дискуссию.

Краткое пояснение к литературе

Первый год

1) Поварнин С. И. «Как читать книги?». Здесь рассказано, как эффективно читать и конспектировать, что далеко не для всех очевидно. Книга важна, так как основа учёбы в кружке — чтение и работа с текстом.

2) Программные документы Lenin Crew. «Теоретический минимум», «Почему коммунизм в тупике», «Тактика и стратегия революционеров XXI века» (вторая глава), «Мифы и практика. Что делать с агитацией среди рабочих?». Эти статьи покажут новичкам, что происходит в современном «левом движении» и как собирается действовать LC.

3) Маркс К. и Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии» и «Принципы коммунизма». Классическая вводная в марксизм: эти работы дают общее представление о коммунистических идеях и раскрывают основные понятия. «Принципы» лучше читать после «Манифеста», так как работа построена в форме «вопрос-ответ», что поможет взглянуть на некоторые вопросы под новым углом.

4) Ленин В. И. «Три источника и три составные части марксизма». В двух словах объясняет, из каких наук развился марксизм и почему нельзя отрывать одну его часть от другой. Учтите: источники и составные части — не одно и то же!

5) Ножин Е. А. «Основы советского ораторского искусства» — см. «Пишем и говорим на марксистских кружках».

6) Сталин И. В. «Об основах ленинизма» и «К вопросам ленинизма». Мы не апологеты Сталина или, напротив, Троцкого 1. Предлагаемые работы Сталина — это вводная в марксизм-ленинизм. В них приведены все ключевые положения основных трудов Ленина, изложена идея построения социализма в отдельно взятой стране и обозначен вопрос о партии в системе диктатуры пролетариата.

7) Программа VIII съезда РКП (б) (Ленин В. И. ПСС, 38 том. Стр. 417−446). Это ещё одна общая, вводная работа: здесь обозначены взгляды партии большевиков на целый ряд проблем строительства социализма. Читаем, начиная с «Вв области общеполитической» и до конца (стр. 423−446). Предисловие к программе РКП (б) можно не читать: оно во многом дублирует пройденный ранее материал.

8) Огородников В. П. «Курс лекций по философии марксизма». Хороший вводный курс в диамат. Основной вопрос философии, законы диалектики, основы истмата, критика буржуазных концепций развития общества — и всё это за восемь часов видеолекций 2. Главное достоинство — чёткие определения и хорошее изложение.

9) Энгельс Ф. «Письма по историческому материализму«. В письмах Энгельс разъясняет ряд фундаментальных положений исторического материализма.

Следует иметь в виду, что в письме к Блоху Энгельс говорит о «матриархате» — периоде доминирования женщины в обществе. Согласно последним научным исследованиям, матриархат как всеобщее явление не существовал. В «происхождении семьи…» Энгельс не говорит о нём напрямую. Речь там идёт о «материнском праве», т. е. о наследовании и определении родства по матери. Это соответствует современным научным данным.

Устаревшие данные не уменьшают значимость работ Энгельса: хотя отдельные моменты неверны, общая тенденция выделена правильно.

Искать письма Энгельса в собрании сочинений неудобно, так как они разбросаны по двум томам. Для вашего удобства мы собрали их в один документ.

10) Андерсон П. «Переходы от античности к феодализму». Здесь представлены современные сведения об истории и специфике смены классовых формаций в Европе — одна из самых спорных тем в истмате. Хотя Андерсон и не ортодоксальный марксист, лучшей актуальной работы по теме мы не знаем.

11) «Всемирная история» в 10 томах. Нас интересуют главы про Нидерландскую революцию и кое-что для сопровождения работ Маркса и Энгельса. Недостатки, которые не позволяют читать на кружке весь труд: авторы увлеклись пересказом классиков, текст объёмный и «концентрированный», что делает его сложным для восприятия. Поэтому ранние периоды истории мы заполняем Перри Андерсоном, а Новое время изучаем уже подробно по другим книгам.

12) Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Этот труд закладывает базу для дальнейшего изучения истории с позиций исторического материализма. Здесь описано становление классового общества на примере истории ирокезов, Греции, Рима и Германии.

Очень важно разобраться в том, что такое материнское и отцовское право, когда и почему первое сменилось вторым.

К этой книге прилагается лекция Владимира Фридмана «130 лет после „Происхождения семьи…“: что подтверждается и что нет?», в которой описан современный взгляд на этот процесс:

текстовый вариант тут

h13) Строгович М. С. «Логика». Нас интересует глава 3 «Формальная логика и материалистическая диалектика». С неё мы и начнём изучать формальную логику.

14) Уёмов А. И. «Логические ошибки и как они мешают правильно мыслить». Здесь описаны законы формальной логики и дано множество примеров логических ошибок, которые нужно научиться выявлять и избегать. Правильное применение формальной логики поможет одержать победу в дискуссии и сделает ваше мышление последовательным.

15) «Краткий очерк истории философии» под редакцией Щеглова А. В. Здесь показана взаимосвязь истории человечества как истории борьбы классов и развития философии, а также корни современной философии. Книга заканчивается главой про Ленина и Сталина, поэтому буржуазная философия ХХ века будет изучаться на втором году учёбы по «Введению в философию» Фролова.

Главный плюс «Краткого очерка…» — соотношение объёма книги и качества содержания. Однако одного материала из этого учебника недостаточно. Для лучшего понимания кружковцы должны готовить доклады по отдельным философам и школам. Материал для них берётся из этих книг:

  • Скирбекк Г., Гилье Н. «История философии».
  • «Введение в философию» под редакцией Фролова И. Т., ч.1.

Скирбекк и Гилье простым языком рассказывают идеи философов, а Фролов приводит марксистскую оценку.

К «Развитию философских взглядов Маркса и Энгельса» для дополнительного доклада используйте главу «Исторические условия появления „Манифеста коммунистической партии“» из брошюры Белоуса И. Ф. «Как изучать произведения К. Маркса и Ф. Энгельса „Манифест коммунистической партии“».

16) «Введение в философию» под редакцией Фролова И. Т., ч.2.

Да, это именно введение. Оно нужно, чтобы сформировать «скелет», на который мы сможем «наращивать» философские труды классиков и современников по отдельным вопросам. Для глубокого понимания учебника, разумеется, мало.

Мы нашли три подходящих учебника на выбор:

  1. Корнфорт М. «Диалектический материализм»;
  2. Спиркин А. Г. «Диалектический материализм» (1963 года);
  3. «Введение в философию» под редакцией Фролова И. Т.

Мы выбрали Фролова из-за достаточного объёма и уровня изложения материала. Тот же Корнфорт слишком прост: после лекций Огородникова его нет смысла читать.

Проблема Фролова в том, что он будет кормить вас этикой абстрактного гуманизма и перестроечными лозунгами. Так что не полагайтесь на авторитеты, а думайте собственной головой.

Предупреждаем: не стоит брать «Диалектический материализм и исторический материализм» под редакцией Митина. Первый том на треть состоит из критики советских философов. К тому же сам Митин в дальнейшем раскритиковал свой же учебник! Если не верите, оцените уровень сами.

17) Энгельс Ф. «Крестьянская война в Германии». Здесь наглядно показана невозможность победы крестьянской революции в силу специфики крестьянства как класса: крайней ограниченности в своих задачах, его неизбежной разобщенности и неспособности к консолидации. Также важно сравнение революционной ситуации 1521-го и 1848-го.

Эта работа интересует нас как пример применения исторического материализма. Нас не интересуют голые факты, которых в книге масса, нас интересуют причины и следствия: предпосылки войны, классовый состав общества, влияние официальной церкви и ересей, их классовая сущность: как политические требования выражаются через религию, как влияло книгопечатание на распространение ересей. А ещё важно понять то общее, что было характерно для разрозненных восстаний по всей стране.

18) Энгельс Ф. «Анти-Дюринг». Отдел первый: философия. Программное произведение, в котором описаны последовательные диалектико-материалистические взгляды на природу и общество с параллельной критикой идеалистического подхода. Мы изучаем только философскую часть: политэкономию и научный социализм мы проходим по учебникам Михалевского и Розенберга.

19) Учебники по политической экономии.

В программе мы комбинируем главы из двух учебников: из Михалевского Ф. И. и Розенберга Д. И. Эти работы — хороший вводный курс политэкономии.

Труд Михалевского написан простым языком, содержит критику буржуазных концепций стоимости. Кроме того, здесь даны основы политэкономии социализма.

Ещё нам понадобятся некоторые материалы из учебника Розенберга. Глава про империализм у него написана удачнее, а ещё он критикует в ней неленинские концепции империализма. У него более рельефно, чем у Михалевского, выражена мысль: монополия — это противоположность свободной конкуренции. Глава про предмет и метод политэкономии позволяет глубже понять сущность этой науки. Не удивляйтесь, что её проходят в конце курса: без знания материала её текст — пустая абстракция.

20) Ленин В. И. «Империализм как высшая стадия капитализма». Даёт картину возникновения и становления империализма, при котором мы живём, здесь описаны его противоречия. В работе вводятся актуальные в марксизме-ленинизме понятия: «монополия», «империализм», «полуколония» и пр., а также раскрывается сущность империализма как монополистического капитализма, вскрываются его противоречия и показываются причины его загнивания и, в конечном итоге, его обреченности.

21) Ефимов А. В. «Новая история». Советский учебник истории для 8 класса, в котором приводятся все важнейшие факты и показывается классовая борьба в максимально сжатом виде. По Ефимову мы читаем о периоде от английской буржуазной революции до французской буржуазной революции 1848 года, а также проходим темы вроде объединения Германии и Гражданской войны в США.

Дополнительные доклады по истории даются по 10-томнику «Всемирная история» и книге Фостера У. «Очерк политический истории Америки».

22) Барг М. А. «Кромвель и его время». Труд об истории английской буржуазной революции. Мы читаем здесь первые главы, повествующие о предпосылках революции.

23) Ильяхов М., Сарычева Л. «Пиши, сокращай: как создавать сильный текст». См. «Пишем и говорим на марксистских кружках».

24) Маркс К.: «Классовая борьба во Франции», «18 брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции». Идейно единая трилогия. Здесь даны исчерпывающие примеры классовой борьбы, методов и приёмов буржуазии в борьбе за власть под ширмой «революции», примеры первых шагов построения коммунистического общества, обоснование интернационализма коммунистического движения и буржуазной реакции. Ленин писал «Государство и революцию» на основании этих произведений, и они помогут глубже понять марксистское учение о государстве.

25) Троцкий Л. Д. «Терроризм и коммунизм», главы 4, 5, 6. Дополнение к «Гражданской войне во Франции». Здесь Троцкий подчёркивает ряд ошибок деятелей Коммуны, рассказывает о том, как большевики учли их опыт и смогли избежать этих ошибок.

26) Энгельс Ф. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Здесь рассматривается основной вопрос философии, критикуются Гегель и Фейербах. Работа важна для понимания как истории философии, так и диамата.

Дополнительные материалы

Для лучшего понимания истории будет полезно самостоятельно посмотреть видеолекции, ссылки на которые мы оставили в программе.

По философии тоже есть что глянуть: цикл лекций Огородникова «Философия и политика» помогает понять, как философия соотносится с политикой, отражает её, демонстрируя партийность философии на практике. Эти видео не будут обсуждаться на занятиях, но посмотреть их должен каждый.

Материалы «для отдыха»

Это небольшие работы, в которых освещен ряд важных вопросов. Они изучаются в «разгрузочные» дни, чтобы дать мозгу передышку от основных тем.

  • Ленин В. И. «Социализм и религия»;
  • Ленин В. И. «Об отношении рабочей партии к религии»;
  • Ленин В. И. «О национальной гордости великороссов»;
  • Ленин В. И. «О значении воинствующего материализма»;
  • Ленин В. И. «С чего начать?»;
  • Ленин В. И. «Война и российская социал-демократия»;
  • Ленин В. И. «О лозунге „Соединенные штаты Европы“»;
  • Ленин В. И. «Письмо к американским рабочим»;
  • Сталин И. В. «Марксизм и национальный вопрос»;
  • Мао Цзэдун. «Против книгопоклонства»;
  • Коллонтай А. М. «Отношения между полами и классовая борьба»;
  • Рублёв Д. «Новые левые в СССР».





Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Примечания

  1. Отношение Lenin Crew к Сталину и Троцкому изложено в работе В. Сарматова «Троцкий, Сталин и коммунизм»:
    Часть 1: http://lenincrew.com/trotsky-stalin-and-communism-1/
    Часть 2: lenincrew.com/trotsky-stalin-and-communism-2/
    Часть 3: http://lenincrew.com/trotsky-stalin-and-communism-3/
  2. Лекции Огородникова: https://www.youtube.com/playlist?list=PL5718083BE8C4258B