Привет венгерским рабочим

Привет венгерским рабочим
~ 8 мин

Товарищи! Вести, кото­рые мы полу­чаем от вен­гер­ских совет­ских дея­те­лей, напол­няют нас вос­тор­гом и радо­стью. Всего два с неболь­шим месяца суще­ствует Советская власть в Венгрии, а в смысле орга­ни­зо­ван­но­сти вен­гер­ский про­ле­та­риат, видимо, уже обо­гнал нас. Это понятно, ибо в Венгрии выше общий куль­тур­ный уро­вень насе­ле­ния, затем неиз­ме­римо выше доля про­мыш­лен­ных рабо­чих во всем насе­ле­нии (трех­мил­ли­он­ный Будапешт на 8 мил­ли­о­нов насе­ле­ния тепе­реш­ней Венгрии), нако­нец, и пере­ход к совет­скому строю, к дик­та­туре про­ле­та­ри­ата был в Венгрии несрав­ненно более лег­ким и мирным.

Это послед­нее обсто­я­тель­ство осо­бенно важно. Большинство соци­а­ли­сти­че­ских вождей в Европе, как социал-​шовинистского, так и каут­ски­ан­ского направ­ле­ния, так погрязло в пред­рас­суд­ках чисто мещан­ских, вос­пи­тан­ных деся­ти­ле­ти­ями срав­ни­тельно «мир­ного» капи­та­лизма и бур­жу­аз­ного пар­ла­мен­та­ризма, что понять Советской вла­сти и дик­та­туры про­ле­та­ри­ата они не могут. Пролетариат не в состо­я­нии совер­шить своей всемирно-​исторической осво­бо­ди­тель­ной мис­сии, не устра­няя с своей дороги этих вождей, не уда­ляя их прочь. Эти люди верили, цели­ком или напо­ло­вину, бур­жу­аз­ной лжи про Советскую власть в России и не сумели отли­чить сущ­но­сти новой, про­ле­тар­ской демо­кра­тии, демо­кра­тии для тру­дя­щихся, демо­кра­тии соци­а­ли­сти­че­ской, вопло­щен­ной в Советской вла­сти, от бур­жу­аз­ной демо­кра­тии, перед кото­рой они раб­ски пре­кло­ня­ются, назы­вая ее «чистой демо­кра­тией» или «демо­кра­тией» вообще.

Эти сле­пые, заби­тые бур­жу­аз­ными пред­рас­суд­ками, люди не поняли всемирно-​исторического пово­рота от бур­жу­аз­ной к про­ле­тар­ской демо­кра­тии, от бур­жу­аз­ной к про­ле­тар­ской дик­та­туре. Они сме­ши­вали ту или иную осо­бен­ность рус­ской Советской вла­сти, рус­ской исто­рии ее раз­ви­тия с Советской вла­стью в ее меж­ду­на­род­ном значении.

Венгерская про­ле­тар­ская рево­лю­ция помо­гает даже слеп­цам про­зреть. Форма пере­хода к дик­та­туре про­ле­та­ри­ата в Венгрии совсем не та, что в России: доб­ро­воль­ная отставка бур­жу­аз­ного пра­ви­тель­ства, момен­таль­ное вос­ста­нов­ле­ние един­ства рабо­чего класса, един­ства соци­а­лизма на ком­му­ни­сти­че­ской про­грамме. Сущность Советской вла­сти высту­пает теперь тем яснее: ника­кая иная власть, под­дер­жи­ва­е­мая тру­дя­щи­мися и про­ле­та­ри­а­том во главе их, теперь невоз­можна нигде в мире, кроме как Советская власть, кроме как дик­та­тура пролетариата.

Эта дик­та­тура пред­по­ла­гает при­ме­не­ние бес­по­щадно суро­вого, быст­рого и реши­тель­ного наси­лия для подав­ле­ния сопро­тив­ле­ния экс­плу­а­та­то­ров, капи­та­ли­стов, поме­щи­ков, их при­хвост­ней. Кто не понял этого, тот не рево­лю­ци­о­нер, того надо убрать с поста вождей или совет­чи­ков про­ле­та­ри­ата.
Но не в одном наси­лии сущ­ность про­ле­тар­ской дик­та­туры, и не глав­ным обра­зом в наси­лии. Главная сущ­ность ее в орга­ни­зо­ван­но­сти и дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­сти пере­до­вого отряда тру­дя­щихся, их аван­гарда, их един­ствен­ного руко­во­ди­теля, про­ле­та­ри­ата. Его цель — создать соци­а­лизм, уни­что­жить деле­ние обще­ства на классы, сде­лать всех чле­нов обще­ства тру­дя­щи­мися, отнять почву у вся­кой экс­плу­а­та­ции чело­века чело­ве­ком. Эту цель нельзя осу­ще­ствить сразу, она тре­бует довольно про­дол­жи­тель­ного пере­ход­ного пери­ода от капи­та­лизма к соци­а­лизму, — и потому, что пере­ор­га­ни­за­ция про­из­вод­ства вещь труд­ная, и потому, что нужно время для корен­ных пере­мен во всех обла­стях жизни, и потому, что гро­мад­ная сила при­вычки к мел­ко­бур­жу­аз­ному и бур­жу­аз­ному хозяй­ни­ча­нью может быть пре­одо­лена лишь в дол­гой, упор­ной борьбе. Поэтому Маркс и гово­рит о целом пери­оде дик­та­туры про­ле­та­ри­ата, как пери­оде пере­хода от капи­та­лизма к социализму.

В тече­ние всего этого пере­ход­ного вре­мени сопро­тив­ле­ние пере­во­роту будут ока­зы­вать и капи­та­ли­сты, а равно их мно­го­чис­лен­ные при­спеш­ники из бур­жу­аз­ной интел­ли­ген­ции, сопро­тив­ля­ю­щи­еся созна­тельно, и гро­мад­ная масса слиш­ком заби­тых мел­ко­бур­жу­аз­ными при­выч­ками и тра­ди­ци­ями тру­дя­щихся, кре­стьян в том числе, сопро­тив­ля­ю­щихся сплошь да рядом бес­со­зна­тельно. Колебания в этих слоях неиз­бежны. Крестьянин как тру­же­ник тянет к соци­а­лизму, пред­по­чи­тает дик­та­туру рабо­чих дик­та­туре бур­жу­а­зии. Крестьянин как про­да­вец хлеба тянет к бур­жу­а­зии, к сво­бод­ной тор­говле, т. е. назад к «при­выч­ному», ста­рому, «искон­ному» капитализму.

Нужна дик­та­тура про­ле­та­ри­ата, власть одного класса, сила его орга­ни­зо­ван­но­сти и дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­сти, его цен­тра­ли­зо­ван­ная мощь, опи­ра­ю­ща­яся на все заво­е­ва­ния куль­туры, науки, тех­ники капи­та­лизма, его про­ле­тар­ская бли­зость к пси­хо­ло­гии вся­кого тру­дя­ще­гося, его авто­ри­тет перед рас­пы­лен­ным, менее раз­ви­тым, менее твер­дым в поли­тике тру­дя­щимся чело­ве­ком из деревни или из мел­кого про­из­вод­ства, чтобы про­ле­та­риат мог вести за собой кре­стьян­ство и все мел­ко­бур­жу­аз­ные слои вообще. Тут фра­зер­ством о «демо­кра­тии» вообще, о «един­стве» или о «един­стве тру­до­вой демо­кра­тии», о «равен­стве» всех «людей труда» и так далее и тому подоб­ное, — этим фра­зер­ством, на кото­рое так склонны оме­ща­нив­ши­еся социал-​шовинисты и каут­ски­анцы, — фра­зер­ством делу не помо­жешь. Фразерство только засо­ряет глаза, ослеп­ляет созна­ние, укреп­ляет ста­рую тупость, кос­ность, рутину капи­та­лизма, пар­ла­мен­та­ризма, бур­жу­аз­ной демократии.

Уничтожение клас­сов — дело дол­гой, труд­ной, упор­ной клас­со­вой борьбы, кото­рая после свер­же­ния вла­сти капи­тала, после раз­ру­ше­ния бур­жу­аз­ного госу­дар­ства, после уста­нов­ле­ния дик­та­туры про­ле­та­ри­ата не исче­зает (как вооб­ра­жают пош­ляки ста­рого соци­а­лизма и ста­рой социал-​демократии), а только меняет свои формы, ста­но­вясь во мно­гих отно­ше­ниях еще ожесточеннее.

Классовой борь­бой про­тив сопро­тив­ле­ния бур­жу­а­зии, про­тив кос­но­сти, рутины, нере­ши­тель­но­сти, коле­ба­ний мел­кой бур­жу­а­зии дол­жен про­ле­та­риат отсто­ять свою власть, укре­пить свое орга­ни­зу­ю­щее вли­я­ние, добиться «ней­тра­ли­за­ции» тех слоев, кото­рые боятся отойти от бур­жу­а­зии и идут слиш­ком нетвердо за про­ле­та­ри­а­том, закре­пить новую дис­ци­плину, това­ри­ще­скую дис­ци­плину тру­дя­щихся, их проч­ную связь с про­ле­та­ри­а­том, их объ­еди­нен­ность вокруг про­ле­та­ри­ата, эту новую дис­ци­плину, новую основу обще­ствен­ной связи, на место кре­пост­ни­че­ской дис­ци­плины в сред­ние века, на место дис­ци­плины голода, дис­ци­плины «вольно»-наёмного раб­ства при капитализме.

Чтобы уни­что­жить классы, нужен период дик­та­туры одного класса, именно того из угне­тен­ных клас­сов, кото­рый спо­со­бен не только сверг­нуть экс­плу­а­та­то­ров, не только пода­вить бес­по­щадно их сопро­тив­ле­ние, но и порвать идейно со всей буржуазно-​демократической идео­ло­гией, со всем мещан­ским фра­зер­ством насчет сво­боды и равен­ства вообще (на деле, как давно пока­зал Маркс, это фра­зер­ство озна­чает «сво­боду и равен­ство» това­ро­вла­дель­цев, «сво­боду и равен­ство» капи­та­ли­ста и рабочего).

Мало того. Только тот из угне­тен­ных клас­сов спо­со­бен своей дик­та­ту­рой уни­что­жить классы, кото­рый обу­чен, объ­еди­нен, вос­пи­тан, зака­лен деся­ти­ле­ти­ями ста­чеч­ной и поли­ти­че­ской борьбы с капи­та­лом, — только тот класс, кото­рый усвоил себе всю город­скую, про­мыш­лен­ную, круп­но­ка­пи­та­ли­сти­че­скую куль­туру, имеет реши­мость и спо­соб­ность отсто­ять ее, сохра­нить и раз­вить дальше все ее заво­е­ва­ния, сде­лать их доступ­ными всему народу, всем тру­дя­щимся, — только тот класс, кото­рый сумеет выне­сти все тяже­сти, испы­та­ния, невзгоды, вели­кие жертвы, неиз­бежно воз­ла­га­е­мые исто­рией на того, кто рвет с про­шлым и смело про­би­вает себе дорогу к новому буду­щему, — только тот класс, в кото­ром луч­шие люди полны нена­ви­сти и пре­зре­ния ко всему мещан­скому и фили­стер­скому, к этим каче­ствам, кото­рые так про­цве­тают в мел­кой бур­жу­а­зии, у мел­ких слу­жа­щих, у «интел­ли­ген­ции», — только тот класс, кото­рый «про­де­лал зака­ля­ю­щую школу труда» и умеет вну­шать ува­же­ние к своей тру­до­спо­соб­но­сти вся­кому тру­дя­ще­муся, вся­кому чест­ному человеку.

Товарищи вен­гер­ские рабо­чие! Вы дали миру еще луч­ший обра­зец, чем Советская Россия, тем, что сумели сразу объ­еди­нить на плат­форме насто­я­щей про­ле­тар­ской дик­та­туры всех соци­а­ли­стов. Вам пред­стоит теперь бла­го­дар­ней­шая и труд­ней­шая задача усто­ять в тяже­лой войне про­тив Антанты. Будьте тверды. Если про­явятся коле­ба­ния среди соци­а­ли­стов, вчера при­мкнув­ших к вам, к дик­та­туре про­ле­та­ри­ата, или среди мел­кой бур­жу­а­зии, подав­ляйте коле­ба­ния бес­по­щадно. Расстрел — вот закон­ная участь труса на войне.

Вы ведете един­ственно закон­ную, спра­вед­ли­вую, истинно рево­лю­ци­он­ную войну, войну угне­тен­ных про­тив угне­та­те­лей, войну тру­дя­щихся про­тив экс­плу­а­та­то­ров, войну за победу соци­а­лизма. Во всем мире все, что есть чест­ного в рабо­чем классе, на вашей сто­роне. Каждый месяц при­бли­жает миро­вую про­ле­тар­скую рево­лю­цию.
Будьте тверды! Победа будет за вами!

27. V. 1919.

«Правда» № 115, 29 мая 1919 г.

Нашли ошибку? Выделите фраг­мент тек­ста и нажмите Ctrl+Enter.