Проблемы левых

Проблемы левых
~ 10 мин

Идейный и орга­ни­за­ци­он­ный раз­брод среди тех, кто назы­вает себя ком­му­ни­стами, в нашей стране про­дол­жа­ется уже трид­цать лет. 

Первопричина этому — очень низ­кая марк­сист­ская гра­мот­ность чле­нов КПСС и отсут­ствие внутри неё тече­ния, кото­рое бы боро­лось с тео­ре­ти­че­ской дегра­да­цией пар­тии и объ­еди­няло вокруг себя дей­стви­тель­ных марксистов. 

В девя­но­стых мно­гие люди, разо­рён­ные стре­ми­тель­ным раз­ви­тием капи­та­лизма и разо­ча­ро­ван­ные новой вла­стью, ещё сохра­няли веру в ком­му­ни­стов, так как наде­я­лись, что те помо­гут им вер­нуться к сытой, уве­рен­ной и спо­кой­ной жизни. Эта под­держка питала левых иллю­зи­ями: им каза­лось, что народ скоро про­зреет, пой­дёт за ними на бар­ри­кады и вер­нёт Советскую власть. Надеясь в этой обста­новке при­влечь на свою сто­рону массы, те, кто назы­вал себя ком­му­ни­стами, упо­вали на проф­со­юз­ную борьбу и улич­ные акции. При этом они пре­не­бре­гали тео­ре­ти­че­ским ана­ли­зом сло­жив­шейся ситу­а­ции, кото­рая не имела ана­ло­гов в исто­рии. Они не пыта­лись постро­ить ком­му­ни­сти­че­скую пар­тию на науч­ных марк­сист­ских нача­лах — и неуди­ви­тельно, что ника­кой рестав­ра­ции соци­а­лизма тогда не вышло. 

Когда же в путин­ской России вме­сте с повы­ше­нием цен на нефть мате­ри­аль­ное поло­же­ние боль­шей части про­ле­та­риев стало улуч­шаться, мас­со­вая под­держка левых орга­ни­за­ций сошла на нет. Активисты же про­дол­жили про­во­дить свои риту­алы, не имея даже иллю­зии резуль­та­тов. Изменить свою стра­те­гию они так и не сумели. 

В 2014 году собы­тия на Украине вско­лых­нули всё рос­сий­ское обще­ство, и в стране стали появ­ляться новые левые орга­ни­за­ции, кото­рые теперь в основ­ном рабо­тали не на ули­цах, а в интер­нете. Но и этому поко­ле­нию было не у кого учиться, кроме разве что опи­сан­ных выше «вете­ра­нов дви­же­ния», — и всё при­хо­ди­лось делать самим, мето­дом проб и оши­бок. Теперь, в 2021, мы видим в России несколько десят­ков неси­стем­ных левых групп, каж­дая из кото­рых в чём-​нибудь не схо­дится с дру­гими. При этом все они зани­ма­ются не тем, чем надо — и корень этого лежит в мас­со­вой необ­ра­зо­ван­но­сти. Элементарная гра­мот­ность у левых за послед­ние десять лет, конечно, под­росла, однако, несмотря на общий рост инте­реса к тео­рии и виток раз­ви­тия круж­ко­вого дви­же­ния, прак­ти­че­ская дея­тель­ность почти не изменилась. 

Перечислим поли­ти­че­ские ошибки совре­мен­ных левых:

  • Активизм как основ­ная форма дея­тель­но­сти — маха­ние фла­гами, митинги, шествия, оди­ноч­ные пикеты и про­чие раз­вле­че­ния. Бездумная калька с тех вре­мён, когда ком­му­ни­сты имели мас­со­вую под­держку. Для аги­та­ции сего­дня он, как пока­зы­вает мно­го­лет­няя прак­тика, прак­ти­че­ски бес­по­ле­зен. Как демон­стра­ция силы поли­ти­че­ским про­тив­ни­кам акти­визм сей­час и подавно никуда не годится, ведь этой самой силы, то есть мас­со­вой под­держки, у ком­му­ни­стов сего­дня нет. 
  • Реформизм — вера в то, что к соци­а­лизму можно прийти через уча­стие в выбо­рах и мир­ные пре­об­ра­зо­ва­ния. Буржуазное госу­дар­ство может пойти на уступки в пре­де­лах социал-​демократической повестки, но оно не даст посяг­нуть на свои эко­но­ми­че­ские основы. 
  • Хвостизм — пре­кло­не­ние перед сти­хий­ным дви­же­нием масс, под­мена вопроса «что это даст ком­му­низму?» вопро­сом «чем вам помочь?» Это след­ствие непо­ни­ма­ния задач ком­му­ни­сти­че­ской аги­та­ции. Сюда отно­сится помощь обма­ну­тым доль­щи­кам, работа в орга­нах сту­ден­че­ского само­управ­ле­ния и т. д. Задача доль­щи­ков ино­гда реша­ется, а задача ком­му­ни­стов — нет.
  • Экономизм, про­по­ведь того, что эко­но­ми­че­ская борьба якобы неиз­менно пере­те­кает в поли­ти­че­скую и даже явля­ется един­ствен­ным путём к ней. Левые счи­тают, что помо­гать рабо­чим выби­вать повы­ше­ние зар­платы — это и есть рево­лю­ци­он­ная прак­тика. При этом вся обще­ствен­ная прак­тика ещё с дав­них вре­мён пока­зы­вает, что рабо­чие спо­собны бороться за зар­плату и усло­вия труда без ком­му­ни­стов. Но к ком­му­ни­сти­че­ским идеям такая борьба сама по себе не при­во­дит. В луч­шем слу­чае она лишь умень­шает сте­пень обще­ствен­ной пас­сив­но­сти.
    Так как эко­но­мизм по сей день рас­про­стра­нён, он оття­ги­вает от дей­стви­тельно полез­ной работы мно­же­ство людей. Поэтому эко­но­мизм — весьма опас­ный тор­моз для ком­му­ни­сти­че­ского дви­же­ния
  • Кружковый фети­шизм — отно­си­тельно све­жее явле­ние. Марксистские кружки сами по себе полезны, ведь они помо­гают нович­кам систе­ма­ти­че­ски учиться марк­сизму. Однако во мно­гих слу­чаях круж­ко­вая дея­тель­ность пре­вра­ща­ется в само­цель. В кружки пыта­ются при­влечь как можно больше людей, открыть как можно больше отде­ле­ний, не следя за каче­ством обра­зо­ва­ния; учёба ведется ради самой учёбы без при­вле­че­ния людей к какой-​либо реаль­ной работе. Программы обу­че­ния также состав­ля­ются без­думно: одни круж­ко­воды зазы­вают нович­ков читать Гегеля, не пони­мая ни реаль­ной цели чте­ния такой спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной лите­ра­туры, ни недо­ста­точ­но­сти для неё тео­ре­ти­че­ского уровня рядо­вого члена кружка; дру­гие наби­вают про­грамму исто­ри­че­скими экс­кур­сами, забы­вая о марк­сист­ской тео­рии как тако­вой; тре­тьи берут пер­вые попав­ши­еся учеб­ники, не про­ве­рив их зара­нее на ошибки… В итоге такие кружки пре­вра­ща­ются про­сто в спо­соб соци­а­ли­за­ции молодёжи. 

Впрочем, со вре­мён появ­ле­ния нашего изда­ния доля пора­жён­ных этими болез­нями несколько умень­ши­лась: кроме про­чего, ска­за­лось рас­про­стра­не­ние интер­нета, в кото­ром стала осе­дать основ­ная часть энер­гии моло­дёжи. Но от идео­ло­ги­че­ских про­блем это не изба­вило. Самые рас­про­стра­нён­ные из них — эти:

  • Широколевость, вклю­чая раз­ного рода объ­еди­ни­тель­ные про­екты. Признавая на сло­вах, что истина одна и без еди­ной линии дей­ствий ничего не полу­чится, на деле мно­гие орга­ни­за­ции в погоне за коли­че­ством берут в свои ряды всех под­ряд. Некоторые искренне верят, что основ­ная при­чина поли­ти­че­ского бес­си­лия левых заклю­ча­ется в их раз­об­щён­но­сти. Они думают, что левым мешают объ­еди­ниться только вождизм и сек­тант­ство, а тео­ре­ти­че­ские и поли­ти­че­ские раз­но­гла­сия можно легко преодолеть.
  • Политическое сек­тант­ство, то есть отста­и­ва­ние оши­боч­ных пози­ций вопреки любой аргу­мен­та­ции. Особенно в нашей стране рас­про­стра­нены ста­ли­низм и троц­кизм в худ­ших их фор­мах. Проблема тут не в Сталине и не в Троцком, а именно в некри­ти­че­ском вос­при­я­тии их дей­ствий и их насле­дия. На какую-​либо кон­струк­тив­ную дея­тель­ность сек­танты в массе своей не спо­собны, они могут только пере­мы­вать кости тем, кто не соот­вет­ствует их един­ственно вер­ному учению.
  • Рабочелюбство, кото­рое встре­ча­ется в двух видах. Первый, более уме­рен­ный, вари­ант — убеж­дён­ность в том, что только фабрично-​заводской про­ле­та­риат и про­чие работ­ники физи­че­ского труда спо­собны быть аван­гар­дом рево­лю­ции, нередко иду­щая в паре с выра­же­нием явного пре­зре­ния к работ­ни­кам труда умствен­ного. Второй, более абсурд­ный, — убеж­дён­ность в том, что рабо­чий обла­дает клас­со­вым чутьём, кото­рое поз­во­ляет ему делать без­оши­боч­ные суж­де­ния об обще­стве, эко­но­мике и политике. 
  • Патриотический уклон: вме­сто стро­и­тель­ства более про­грес­сив­ного обще­ства такие «ком­му­ни­сты» делают своей целью при­не­сти благо именно сво­ему народу. Политические послед­ствия таких взгля­дов — под­держка «своих» в кон­флик­тах бур­жу­аз­ных груп­пи­ро­вок, как у мно­гих оппор­ту­ни­стов во время Первой миро­вой и кон­фликта на Донбассе; выступ­ле­ние про­тив про­ком­му­ни­сти­че­ской сто­роны кон­фликта на сто­роне «сво­его» бур­жу­аз­ного пра­ви­тель­ства, как у левых сио­ни­стов во время Шестидневной войны; в слу­чае боль­ших наро­дов — шови­ни­сти­че­ская наци­о­наль­ная поли­тика, кото­рая при­во­дит к тому, что наци­о­наль­ные мень­шин­ства начи­нают отно­ситься к ком­му­ни­стам как к врагам.
  • Утопическое (осно­ван­ное лишь на морали и эсте­тике) вос­при­я­тие марк­сизма. Типичные для нович­ков абстракт­ные лозунги о спра­вед­ли­во­сти, сво­боде и равен­стве порой стоят выше марк­сист­ской тео­рии и у «вете­ра­нов». Но на абстракт­ной морали после­до­ва­тель­ную пози­цию не постро­ишь: спра­вед­ли­вость и сво­бода у каж­дого из борю­щихся клас­сов своя, сво­бода для одного класса есть несво­бода для дру­гого. Неудивительно, что в ситу­а­циях откры­того клас­со­вого столк­но­ве­ния, а ино­гда и без них, эти­че­ские соци­а­ли­сты нередко ста­но­вятся анти­ком­му­ни­стами, уви­дев, что методы борьбы отнюдь не все­гда бывают гуман­ными: тому есть мно­го­чис­лен­ные при­меры в исто­рии рево­лю­ци­он­ного дви­же­ния, в част­но­сти, именно так дегра­ди­ро­вали Юлий Мартов и неко­то­рые дру­гие экс-​марксисты доре­во­лю­ци­он­ной России. Человек с такими взгля­дами, конечно, может быть поле­зен как испол­ни­тель, но ничего серьёз­ного дове­рить ему нельзя, осо­бенно руко­вод­ство СМИ или груп­пой коммунистов. 
  • Полный или частич­ный отказ от марк­сизма в пользу его «твор­че­ского пере­осмыс­ле­ния», к при­меру, под­мена диа­лек­ти­че­ского мате­ри­а­лизма лож­ными фило­соф­скими тео­ри­ями (струк­ту­ра­лиз­мом, пози­ти­виз­мом, экзи­стен­ци­а­лиз­мом и др.) или совре­мен­ная моне­тар­ная тео­рия (MMT) вме­сто тру­до­вой тео­рии стоимости.

При этом мы сей­час гово­рили о людях, кото­рые хотя бы на сло­вах объ­яв­ляют поли­ти­че­скую борьбу своей целью, пусть даже и отда­лён­ной. А ведь есть и такие, кото­рые заняты исклю­чи­тельно про­из­вод­ством левого раз­вле­ка­тель­ного кон­тента (видео, музыки и мемов). Это уже откро­вен­ное пара­зи­ти­ро­ва­ние на идеях: хоть через этот кон­тент кто-​то и может заин­те­ре­со­ваться марк­сиз­мом, но в основ­ном потреб­ляют этот кон­тент сами левые, на кото­рых он и рассчитан.

Мы не пер­вый год под­чёр­ки­ваем: мы не часть «левого дви­же­ния», каким оно явля­ется в совре­мен­ной РФ. Конечно, при­зна­ю­щий хотя бы азбуч­ные истины марк­сизма нам ближе, чем отвер­га­ю­щий их, но этого всё-​таки мало. Господство раз­лич­ных форм оппор­ту­низма среди тех, кто назы­вает себя ком­му­ни­стами, вынуж­дает нас жёстко отде­лять себя от дру­гих групп как в тео­ре­ти­че­ском, так и в поли­ти­че­ском отно­ше­нии. Мы не счи­таем ни одну из левых орга­ни­за­ций «брат­ской», все наши вза­и­мо­дей­ствия носят сугубо так­ти­че­ский харак­тер. При этом мы не отри­цаем, что в них есть и те, кто стоит на близ­ких к нам пози­циях. Этих людей мы ста­ра­емся напра­вить на вер­ный путь сво­ими рабо­тами, и с теми, кто осо­знает свои ошибки, мы все­гда готовы сотрудничать.

Нашли ошибку? Выделите фраг­мент тек­ста и нажмите Ctrl+Enter.