Философия

Философия
~ 15 мин

Философия диа­лек­ти­че­ского мате­ри­а­лизма чрез­вы­чайно важна для науч­ной и поли­ти­че­ской работы ком­му­ни­стов. Как бы неко­то­рые ни пыта­лись дока­зать, что марк­сизм изжил фило­со­фию и зани­маться ей не нужно, реаль­ность гово­рит нам об обрат­ном. Не имея фило­соф­ской базы, марк­сист­ская орга­ни­за­ция не может рас­счи­ты­вать на успех.

Во-​первых, без пони­ма­ния диа­лек­тики нельзя осмыс­лить на глу­бо­ком уровне про­цессы, про­ис­хо­дя­щие в при­роде и обще­стве. Здравый смысл, порой доста­точ­ный для про­стых умо­по­стро­е­ний, здесь обык­но­венно либо захо­дит в тупик, либо при­во­дит иссле­до­ва­теля к совер­шенно невер­ным выво­дам. Те, кто не разо­брался с наи­бо­лее общими вопро­сами, как совер­шенно спра­вед­ливо писал Ленин, наты­ка­ются на них посто­янно, ибо осо­бен­ное есть един­ство еди­нич­ного с общим. А итог — неспо­соб­ность понять обста­новку в обще­стве и ошибки в поли­ти­че­ских дей­ствиях, неуме­ние отде­лить вер­ное от невер­ного и недо­чёты в науч­ном анализе… 

Во-​вторых, фило­соф­ское обра­зо­ва­ние поз­во­ляет успешно про­ти­во­сто­ять в поле­мике тем, кто опи­ра­ется на лож­ные фило­соф­ские системы: иде­а­ли­сти­че­ские, вульгарно-​материалистические, псев­до­марк­сист­ские и др.

В-​третьих, фило­со­фия спла­чи­вает группу еди­ным миро­воз­зре­нием. Непросто пошат­нуть группу, члены кото­рой едины в реше­нии клю­че­вых вопросов.

При этом не должно быть иллю­зии того, что фило­со­фия, решая общие вопросы, авто­ма­ти­че­ски решает и част­ные. Она даёт только базу для их реше­ния: изу­че­ние кон­кре­тики необ­хо­димо всегда.

Материалистическое реше­ние основ­ного вопроса фило­со­фии (ОВФ) — это не про­сто исход­ная точка, а резуль­тат пред­ше­ству­ю­щего раз­ви­тия чело­ве­че­ской мысли. Это обсто­я­тель­ство часто игно­ри­ру­ется, что ведёт к непо­ни­ма­нию базо­вых фило­соф­ских кате­го­рий, а отсюда — к непра­виль­ному реше­нию ОВФ. Понятие мате­рии сужа­ется до поня­тия веще­ства, иде­аль­ное реду­ци­ру­ется до момента мате­ри­аль­ного, мате­ри­аль­ное реду­ци­ру­ется до момента иде­аль­ного, а порой и то, и дру­гое реду­ци­ру­ется до момен­тов тре­тьей, более «широ­кой» кате­го­рии, в роли кото­рой могут высту­пать суб­стан­ция, инфор­ма­ция, прак­тика. Превращая реше­ние ОВФ в фор­маль­ность, сто­рон­ники марк­сизма на деле решают его по-разному. 

Большая часть левых сего­дня — это про­сто «веру­ю­щие в мате­рию», кото­рые повто­ряют как закли­на­ния цитаты клас­си­ков о пер­вич­но­сти мате­рии, при этом не умея их обос­но­вать. Причина этому понятна. Изучение фило­со­фии среди левых в луч­шем слу­чае огра­ни­чи­ва­ется поверх­ност­ным, для галочки, изу­че­нием клас­си­ков, в худ­шем — учеб­ни­ками по фило­со­фии. Не зная и не пони­мая всей исто­рии раз­ви­тия фило­со­фии, нельзя понять содер­жа­ние даже геге­лев­ской «Науки Логики», не говоря уже о самых важ­ных марк­сист­ских трудах.

Диалектический мате­ри­а­лизм в исто­ри­че­ской пер­спек­тиве явля­ется выс­шей ста­дией раз­ви­тия фило­со­фии. Мы стоим на пози­циях диа­лек­ти­че­ского мате­ри­а­лизма и счи­таем, что под­ме­нять его поло­же­ния эле­мен­тами дру­гих фило­соф­ских уче­ний для марк­си­ста недо­пу­стимо, не говоря уже о пол­ном отказе от нара­бо­ток этой школы в пользу, напри­мер, пост­струк­ту­ра­лизма или фрейдомарксизма. 

Маркс и Энгельс оста­вили после себя колос­саль­ный кор­пус науч­ных тру­дов по важ­ней­шим обла­стям зна­ния об обще­стве и при­роде, но, к сожа­ле­нию, так и не напи­сали спе­ци­аль­ной моно­гра­фии по диа­лек­ти­че­скому мате­ри­а­лизму. Ленин углу­бил и рас­ши­рил основ­ные поло­же­ния диа­лек­ти­че­ского мате­ри­а­лизма, но он тоже не оста­вил мате­ри­а­ли­сти­че­ской «Логики». После них также никто не создал такого труда. 

Затем на волне рево­лю­ции внутри совет­ской фило­со­фии воз­никло много про­ти­во­бор­ству­ю­щих тече­ний. Первое круп­ное про­ти­во­сто­я­ние раз­вер­ну­лось в 20-​е годы между «диа­лек­ти­ками» и «меха­ни­стами». Борьба велась по линии клю­че­вых вопро­сов фило­со­фии, а потому была весьма оже­сто­чён­ной. Разногласия между груп­пами носили систем­ный харак­тер и опре­де­ля­лись про­ти­во­по­лож­ной трак­тов­кой соот­но­ше­ния фило­со­фии и част­ных наук. Разная мето­до­ло­гия при­вела к раз­ному пони­ма­нию струк­туры мате­ри­аль­ного мира.

Механисты сво­дили соци­аль­ные и био­ло­ги­че­ские явле­ния к физико-​химическим про­цес­сам. В этом редук­ци­о­нист­ском под­ходе право на воз­мож­ность позна­ния мира было дано только част­ным нау­кам, а фило­со­фии отво­ди­лась вто­ро­сте­пен­ная роль — роль пас­сив­ного наблю­да­теля. В худ­шем слу­чае фило­со­фию вообще «выбра­сы­вали за борт».

Диалектики же высту­пали про­тив того, чтобы фило­со­фия рас­тво­ри­лась в есте­ство­зна­нии, и выдви­гали в про­ти­во­вес меха­ни­стам своё пони­ма­ние фило­со­фии как науки о наи­бо­лее общих зако­нах при­роды, исто­рии и мыш­ле­ния.

Диалектики убе­ди­тельно пока­зали несо­сто­я­тель­ность метода меха­ни­стов, кото­рый при­во­дил к мно­го­чис­лен­ным ошиб­кам: к отри­ца­нию объ­ек­тив­ного харак­тера слу­чай­но­сти и к мысли о том, что целое — всего лишь сумма частей. Но диа­лек­тики не смогли дать есте­ствен­ни­кам ничего, кроме осмыс­ле­ния уже полу­чен­ных нау­кой дан­ных. Задача же была в том, чтобы научиться при­ме­нять диа­лек­ти­че­ский метод на прак­тике, исполь­зо­вать его пред­ска­за­тель­ную силу. Для этого было нужно две вещи: углу­бить связь фило­со­фии с новей­шими дости­же­ни­ями науки и раз­ра­бо­тать диалектико-​материалистическую систему кате­го­рий. Но эти планы так и оста­лись на бумаге: диа­лек­тики не впи­са­лись в поли­ти­че­скую обста­новку 30-​х годов, кото­рая тре­бо­вала во всём под­чи­няться гене­раль­ной линии пар­тии. Школа была уни­что­жена, мно­гие из них не пере­жили Большой террор.

На смену диа­лек­ти­кам при­шли моло­дые спе­ци­а­ли­сты: Митин, Юдин, Ральцевич и дру­гие. Вместо раз­ви­тия тео­рии они зани­ма­лись её под­гон­кой под линию пар­тии, зача­стую иска­жая при этом поло­же­ния марк­сизма и доводя прин­цип пар­тий­но­сти до абсурда.

В сере­дине 50-​х, когда кон­троль над фило­со­фией ослаб, про­блема соот­но­ше­ния фило­со­фии и част­ных наук вновь полу­чила своё раз­ви­тие в кон­фликте между «онто­ло­гами» и «гно­сео­ло­гами». Это было вто­рое круп­ное про­ти­во­сто­я­ние в совет­ской фило­со­фии, точка в кото­ром так и не была постав­лена: после раз­вала СССР дис­кус­сия была вытес­нена из ака­де­ми­че­ской повестки вме­сте с марк­сиз­мом. Несмотря на кажу­щу­юся схо­ла­стич­ность про­блемы, раз­но­гла­сия между этими двумя тече­ни­ями носили все­сто­рон­ний характер.

Лейтмотивом этого про­ти­во­сто­я­ния был вопрос о пред­мете фило­со­фии. Онтологи счи­тали, что она должна зани­маться изу­че­нием наи­бо­лее общих зако­нов при­роды, обще­ства и мыш­ле­ния. Гносеологи (или гно­сео­ло­ги­сты), напро­тив, пола­гали, что наи­бо­лее общие законы при­роды и обще­ства должна изу­чать «наука в целом», то есть кон­крет­ные науки, а фило­со­фию нужно если не отбро­сить как уста­рев­шую кон­цеп­цию «науки наук», то сильно огра­ни­чить. Лишь одну область они не сде­лали пред­ме­том част­ных наук и назна­чили пред­ме­том для новой, огра­ни­чен­ной фило­со­фии. Этой обла­стью ока­за­лось позна­ние, тео­ре­ти­че­ское отно­ше­ние чело­века к миру, мыш­ле­ние, в неко­то­рых слу­чаях — исклю­чи­тельно научно-​теоретическое, кото­рое явля­ется в пол­ной мере диалектическим. 

Декларативно упразд­няя онто­ло­гию как якобы ненуж­ную «мета­фи­зику» или «натур­фи­ло­со­фию», гно­сео­ло­ги­сты вынуж­дены, однако, выска­зы­ваться по онто­ло­ги­че­ским вопро­сам, при этом нередко апел­ли­руя к непо­сле­до­ва­тельно мате­ри­а­ли­сти­че­ским и даже откро­венно иде­а­ли­сти­че­ским положениям:

  • утвер­ждают, что мыш­ле­ние — атри­бут мате­рии, её все­об­щее свой­ство, кото­рое про­яв­ля­ется везде и все­гда (подобно про­стран­ству, вре­мени, дви­же­нию, отражению…);
  • вме­сто поло­же­ния о том, что содер­жа­ние мыш­ле­ния может сов­па­дать в опре­де­лён­ных аспек­тах с дей­стви­тель­ным бытием при усло­вии вер­ного отра­же­ния дей­стви­тель­но­сти, вво­дят прин­цип тож­де­ства мыш­ле­ния и бытия, согласно кото­рому созна­ние по сво­ему напол­не­нию якобы соот­вет­ствует окру­жа­ю­щему миру, отра­жая его в себе во всей пол­ноте без каких-​либо огра­ни­че­ний; из этого они выво­дят, что, изу­чая законы мыш­ле­ния, мы можем позна­вать и объ­ек­тив­ный мир;
  • счи­тают, что иде­аль­ное может суще­ство­вать вне мозга чело­века (или его ана­лога у дру­гого суще­ства), к при­меру, в виде зна­ков или про­из­ве­де­ний искус­ства; по суще­ству они под­ме­няют марк­сист­скую кате­го­рию соци­аль­ной мате­рии спи­но­зист­ской трак­тов­кой «иде­аль­ного».

Все эти поло­же­ния при­во­дят к иде­а­ли­сти­че­скому взгляду на мир, так как исхо­дят не из марк­сизма как тако­вого, а из его лож­ных интер­пре­та­ций, под­ска­зан­ных геге­лев­ской и/​или спи­но­зист­ской философией. 

Характерный для пози­ти­визма и довольно часто для нео­кан­ти­ан­ства, в совет­ской фило­со­фии гно­сео­ло­гизм был под­дер­жан, напри­мер, дирек­то­рами ИФ АН СССР Б. М. Кедровым, П. В. Копниным. Самым извест­ным пред­ста­ви­те­лем совет­ского гно­сео­ло­гизма был Э. В. Ильенков.

С кри­ти­кой гно­сео­ло­гизма можно озна­ко­миться в наших статьях:

  1. Основной вопрос совет­ской фило­со­фии.
  2. Приключения одной фило­соф­ской школы.
  3. К кри­тике гно­сео­ло­гизма в интер­пре­та­циях марк­сист­ской фило­со­фии.
  4. Постскриптум к кри­тике гно­сео­ло­гизма.
  5. Философия и пси­хо­ло­гия на грани гно­сео­ло­гизма.

Сегодня идеи гно­сео­ло­гов доста­точно попу­лярны среди левых. Можно ска­зать, что боль­шин­ство тех левых, кому есть дело до фило­со­фии, — ильен­ковцы. Тому есть ряд причин: 

  • актив­ность после­до­ва­те­лей Ильенкова в Москве, что не может не ока­зы­вать вли­я­ния на осталь­ную часть быв­шего СССР;
  • актив­ная пуб­ли­ци­сти­че­ская дея­тель­ность уче­ни­ков киев­ского гно­сео­ло­ги­ста В. А. Босенко в интернет-​журнале «Пропаганда» (одном из ста­рей­ших) и свя­зан­ных с ним проектах;
  • рас­про­стра­не­ние ильен­ков­ских мате­ри­а­лов такими левыми орга­ни­за­ци­ями, как «Вектор» и «Station Marx»;
  • попу­ляр­ный язык про­из­ве­де­ний Э. В. Ильенкова.

Гносеологисты насле­дуют тра­ди­цию ака­де­ми­че­ской трак­товки марк­сизма, лишая его тем самым рево­лю­ци­он­ного содер­жа­ния. Ошибки в фило­со­фии неиз­бежно про­яв­ля­ются в иска­жён­ных вер­сиях исто­ри­че­ского мате­ри­а­лизма и полит­эко­но­мии, кото­рые ильен­ковцы пыта­ются про­толк­нуть под видом раз­ви­тия тео­рии. Это было пока­зано в наших ста­тьях. Как след­ствие, гно­сео­ло­гизм при после­до­ва­тель­ном его исполь­зо­ва­нии при­во­дит и к поли­ти­че­ским ошиб­кам. В част­но­сти, все извест­ные нам орга­ни­за­ции гно­сео­ло­ги­стов — широ­ко­ле­вые, так как они выби­рают своим при­о­ри­те­том не вер­ность и обос­но­ван­ность поли­ти­че­ской пози­ции, а некое «уме­ние пра­вильно мыслить». 

Начинающие марк­си­сты, наткнув­шись на ильен­ков­щину в начале сво­его раз­ви­тия, не пони­мают, с кем имеют дело. В итоге мно­гие из тех, кто нерав­но­ду­шен к марк­сист­ской тео­рии, оста­ются вме­сте с гно­сео­ло­ги­стами и зани­ма­ются тол­ко­ва­ни­ями лож­ной фило­со­фии вме­сто уча­стия в дей­стви­тельно полез­ной науч­ной работе. 

Задача марк­си­стов — изу­чить и пре­об­ра­зо­вать дей­стви­тель­ность, и исполь­зо­вать здесь заве­домо оши­боч­ный метод мы не имеем права. Гносеологизм — тор­моз раз­ви­тия марк­сист­ской фило­со­фии, марк­сизма в част­ных нау­ках, а сле­до­ва­тельно, и ком­му­ни­сти­че­ского дви­же­ния вообще. У ком­му­ни­стов не может быть успеш­ной поли­ти­че­ской прак­тики без кор­рект­ной тео­рии. Поэтому борьба с гно­сео­ло­гиз­мом — одна из важ­ных задач ком­му­ни­стов. 

Марксист, кото­рый все­рьёз зани­ма­ется фило­со­фией, все­гда будет не только диа­лек­ти­че­ским мате­ри­а­ли­стом, но и после­до­ва­тель­ным сто­рон­ни­ком одного из направ­ле­ний в нём. В совет­ской фило­со­фии нам ближе всего онто­ло­ги­че­ское направ­ле­ние, беру­щее начало в школе «диа­лек­ти­ков» А. М. Деборина. В рам­ках этого направ­ле­ния мы особо выде­ляем Ленинградскую онто­ло­ги­че­скую школу В. П. Тугаринова и Пермскую онто­ло­ги­че­скую школу В. В. Орлова. Представители онто­ло­ги­че­ского направ­ле­ния верно решили несколько вза­и­мо­свя­зан­ных вопро­сов: о пред­мете фило­со­фии, о соот­но­ше­нии фило­со­фии и част­ных наук, о соот­но­ше­нии онто­ло­гии и гно­сео­ло­гии. В то же время и их пози­ции верны не во всём: к при­меру, антроп­ный прин­цип, при­зна­ва­е­мый Орловым и неко­то­рыми пред­ста­ви­те­лями его школы, мы счи­таем нуж­ным отбросить. 

Наша пози­ция заклю­ча­ется в том, что фило­со­фия — это наука о наи­бо­лее общих зако­нах при­роды, обще­ства и мыш­ле­ния. Все дру­гие науки, кроме фило­со­фии, изу­чают только часть мате­ри­аль­ного мира, поэтому назы­ва­ются част­ными. Философия исполь­зует их дости­же­ния для поиска зако­но­мер­но­стей, общих для всех наук. Наиболее общие законы явля­ются пред­ме­том иссле­до­ва­ния только фило­со­фии, но, будучи откры­тыми, они ста­но­вятся досто­я­нием всех наук, и нахо­дят в каж­дой обла­сти, изу­ча­е­мой част­ной нау­кой, свою част­ную форму. Эта коопе­ра­ция поз­во­ляет раз­ви­ваться как част­ным нау­кам, так и самой философии. 

Итак, какие задачи стоят перед совре­мен­ными марк­си­стами на фило­соф­ском фронте?

Во-​первых, необ­хо­димо детально изу­чить исто­рию и насле­дие совет­ской фило­со­фии. Нужно рас­чи­стить иссле­до­ва­тель­ское поле как от мифов совет­ского вре­мени, так и от грязи, кото­рую на диа­мат обильно льют быв­шие про­фес­сора марксизма-ленинизма. 

По этой теме есть обзор­ные работы: «Подавление фило­со­фии в СССР (20-​е — 30-​е)» Иегошуа Яхота, «Естествознание, фило­со­фия и науки о чело­ве­че­ском пове­де­нии в Советском Союзе» Лорена Грэхема, «Введение в науку фило­со­фии. Книга 6. Трудная судьба фило­со­фии диа­лек­ти­че­ского мате­ри­а­лизма (конец XIX — начало XXI в.)» Юрия Семёнова, а также доклад Сергея Корсакова «Мифы и истины в исто­рии рус­ской фило­со­фии». В этих рабо­тах много цен­ной инфор­ма­ции об исто­рии совет­ской фило­со­фии, но с фило­соф­скими взгля­дами самих авто­ров по отдель­ным вопро­сам согла­ситься нельзя. 

Современные марк­си­сты должны обра­бо­тать всё напи­сан­ное их пред­ше­ствен­ни­ками, взять из этого всё цен­ное и отбро­сить лож­ное. Иначе мы будем обре­чены на бес­ко­неч­ное переот­кры­тие ста­рых нара­бо­ток и повто­ре­ние ста­рых ошибок. 

Для нас, носи­те­лей рус­ского языка, пер­во­оче­рёд­ным явля­ется иссле­до­ва­ние нара­бо­ток совет­ской фило­со­фии. Особенного вни­ма­ния заслу­жи­вают выше­упо­мя­ну­тые диа­лек­тики, лиде­ром кото­рых был А. Деборин, Пермская и Ленинградская онто­ло­ги­че­ские школы.

Во-​вторых, необ­хо­димо раз­ра­бо­тать диалектико-​материалистическую систему кате­го­рий. Решить задачу такого мас­штаба непро­сто, это тре­бует боль­ших затрат умствен­ного труда, но в этом направ­ле­нии нужно рабо­тать, а не успо­ка­и­вать себя тем, что это под силу только НИИ или гениям.

В-​третьих, для про­па­ганды марк­сизма среди учё­ных нужно регу­лярно демон­стри­ро­вать связь фило­со­фии с част­ными нау­ками, в том числе с новей­шими их дости­же­ни­ями, пока­зы­вать связь между сего­дняш­ним мето­до­ло­ги­че­ским кри­зи­сом и про­бле­мами в науч­ной сфере. А связь эта вполне реальна: уче­ные, предо­став­лен­ные сами себе, а на деле — бур­жу­аз­ным идео­ло­гам, теряют пони­ма­ние все­об­щей связи явле­ний и зацик­ли­ва­ются в узких гра­ни­цах пред­мета своей дис­сер­та­ции. На сло­вах отка­зы­ва­ясь от фило­со­фии, уче­ные всле­пую пере­ни­мают поверх­ност­ные лозунги бур­жу­аз­ных фило­со­фов. Нужно гово­рить и о том, что сама фило­со­фия раз­ви­ва­ется вме­сте с дру­гими нау­ками: без осмыс­ле­ния новей­ших опыт­ных дан­ных и тео­ре­ти­че­ских выво­дов част­ных наук она пре­вра­ща­ется в жон­гли­ро­ва­ние абстракциями.

В-​четвёртых, необ­хо­димо про­дол­жать борьбу на фило­соф­ском фронте. И в период суще­ство­ва­ния СССР, и после его раз­вала запад­ная фило­соф­ская мысль не сто­яла на месте. Буржуазные фило­софы про­дол­жали раз­ви­вать тео­рии, по сути сво­дя­щи­еся либо к той или иной вари­а­ции иде­а­лизма, либо, в луч­шем слу­чае, к вуль­гар­ному мате­ри­а­лизму. Когда запад­ные фило­софы обра­щали свой взор на марк­сизм, они пре­под­но­сили его в извра­щён­ном или непол­ном виде, иска­жая его сущность. 

Все эти тео­рии, несмотря на их реак­ци­он­ность, зача­стую нахо­дят попу­ляр­ность у совре­мен­ных левых. Для борьбы с этими вея­ни­ями необ­хо­димо тща­тельно изу­чить клю­че­вые работы запад­ных фило­со­фов, отно­ся­щихся к (пост)аналитической и (пост)континентальной тра­ди­циям, вклю­чая «запад­ных марк­си­стов». Мы должны пока­зы­вать, что марк­сист­ская фило­со­фия — един­ственно вер­ная, демон­стри­ро­вать, что для раз­ви­тия науки нужен диа­лек­ти­че­ский мате­ри­а­лизм, что попу­ляр­ная сего­дня бур­жу­аз­ная фило­со­фия не спо­собна заме­нить его. Кроме того, кри­ти­че­ское осмыс­ле­ние запад­ной фило­со­фии, осо­бенно авто­ров и работ, при­чис­ля­е­мых к «запад­ному марк­сизму», помо­жет нам отде­лить их про­дук­тив­ные нара­ботки от того, что де-​факто враж­дебно марк­сист­ской философии.

Нашли ошибку? Выделите фраг­мент тек­ста и нажмите Ctrl+Enter.