О романе Чинуа Ачебе «И пришло разрушение»

О романе Чинуа Ачебе «И пришло разрушение»
~ 14 мин

Африка довольно поздно вклю­чи­лась в про­цесс миро­вого худо­же­ствен­ного твор­че­ства. Антиколониальное дви­же­ние, зарож­де­ние наци­о­наль­ного само­со­зна­ния спо­соб­ство­вали про­буж­де­нию куль­тур­ной жизни. К 40−50-м годам XX века в Нигерии уже суще­ство­вала пуб­ли­ци­сти­че­ская поэ­зия, дешё­вые люби­тель­ские романы книж­ных база­ров, отве­чав­шие непри­тя­за­тель­ным тре­бо­ва­ниям афри­кан­ской пуб­лики. Такая лите­ра­тура затра­ги­вала широ­кий круг соци­аль­ных тем: от вли­я­ния тра­ди­ций и веро­ва­ний до про­блем совре­мен­ного обще­ства. Авторами дан­ного жанра лите­ра­туры ста­но­ви­лись писатели-​ремесленники, рас­смат­ри­вав­шие напи­са­ние книг как спо­соб заработка.

В начале пяти­де­ся­тых начали появ­ляться книги про­фес­си­о­наль­ных писателей-​романистов, среди кото­рых вид­ное место зани­мает роман Чинуа Ачебе «И при­шло раз­ру­ше­ние». Роман был напи­сан в 1958 году, за 2 года до объ­яв­ле­ния Нигерией своей неза­ви­си­мо­сти. Писатель в романе пока­зал чита­телю отправ­ную точку коло­ни­аль­ной исто­рии страны и, тем самым, дал ему воз­мож­ность понять при­чины осво­бо­ди­тель­ного дви­же­ния. Действие романа про­ис­хо­дит во вто­рой поло­вине XIX века в лесах к востоку от реки Нигер, когда англий­ская коло­ни­за­ция добра­лась до неза­тро­ну­тых евро­пей­ской циви­ли­за­цией пле­мён Ибо. Добрую поло­вину романа Ачебе посвя­тил опи­са­нию быта пле­мени, нахо­див­ше­гося на ста­дии раз­ло­же­ния пер­во­быт­но­об­щин­ного строя. Автор изоб­ра­зил зачатки зарож­да­ю­щихся клас­со­вых отно­ше­ний. Главный герой по имени Оконкво всеми силами пытался закре­питься в пол­ном про­ти­во­ре­чий обще­стве. В пле­мени уже ценился мате­ри­аль­ный доста­ток настолько, что начал вли­ять на соци­аль­ный ста­тус. Появилось раз­де­ле­ние на тех, кто бла­го­даря труду и воин­ской доб­ле­сти добился бла­го­по­лу­чия, заво­е­вал ува­же­ние сопле­мен­ни­ков и тех, кого Оконкво назвал ник­чём­ными. К таким людям Оконкво отнёс сла­бых, неудач­ли­вых людей, кото­рые не имели высо­кого ста­туса в пле­мени и поэтому не обла­дали пра­вом голоса. В их числе глав­ный герой видел сво­его отца Уноку. Унока слыл хоро­шим музы­кан­том, люби­те­лем вина и посто­ян­ным долж­ни­ком. Стены его жилища были испещ­рены чёр­точ­ками, обо­зна­ча­ю­щими его задол­жен­ность. С самого ран­него дет­ства глав­ному герою при­хо­ди­лось испы­ты­вать нужду и слы­шать насмешки от сопле­мен­ни­ков в адрес отца. Постепенно Оконкво про­никся нена­ви­стью к тем чер­там харак­тера, кото­рыми обла­дал Унока: к мяг­ко­сти, лени и инертности.

В книге тща­тельно про­пи­сана моти­ва­ция Оконкво. Эта моти­ва­ция ― страх быть похо­жим на сво­его отца. Этот страх заста­вил Оконкво наби­вать свои хра­ни­лища до отказа выра­щен­ным ямсом, заво­дить больше жен, быть самым сви­ре­пым в войне про­тив вра­же­ских дере­вень. Но его страх про­ти­во­ре­чил чув­ству при­вя­зан­но­сти к близ­ким людям. Внутриличностный кон­фликт глав­ного героя явля­ется дви­жу­щей силой сюжета. Первым сюжет­ным пово­ро­том стало убий­ство назван­ного сына Оконкво — Икемефуны. Икемефуна — маль­чик из враж­деб­ного клана, пред­ло­жен­ный деревне Оконкво, чтобы избе­жать войны. Главному герою пору­чили заботу о плен­нике. Икемефуна попал в семью Оконкво и быстро заво­е­вал все­об­щее дове­рие. Спустя три года ора­кул клана решил при­не­сти плен­ника в жертву. Оконкво успел при­вя­заться к маль­чику, но страх пока­заться сла­бым заста­вил его совер­шить риту­аль­ное убий­ство. Смерть Икемефуны навсе­гда раз­ру­шила отно­ше­ния между Оконкво и его род­ным сыном Нвойе. Даже близ­кий друг глав­ного героя, кото­рого звали Обиерика, осу­дил его посту­пок. Дальнейшие собы­тия романа заста­вили Обиерику вновь усо­мниться в тра­ди­циях клана. На одном из риту­а­лов у Оконкво в руках взо­рва­лось ружьё. От оскол­ков погиб член пле­мени. Оконкво с семьёй был вынуж­ден надолго поки­нуть деревню. Его дом пре­дали огню. Обиерика опла­ки­вал друга. Он не мог понять вины Оконкво перед богами.

Через вза­и­мо­дей­ствие Оконкво со своим кла­ном Ачебе про­де­мон­стри­ро­вал нам, как изжили себя нормы и пред­став­ле­ния пер­во­быт­ного обще­ства. Доставшиеся от пред­ков суе­ве­рия и взгляды о кол­лек­тив­ной ответ­ствен­но­сти людей перед духами и при­ро­дой каза­лись мно­гим сопле­мен­ни­кам Оконкво неспра­вед­ли­выми и непо­нят­ными. Их воз­му­щали тра­ди­ции, кото­рые застав­ляли семей­ные пары остав­лять в лесу ново­рож­дён­ных близ­не­цов или умерщ­влять плен­ных в целях жерт­во­при­но­ше­ния. Но в пле­мени всё ещё суще­ство­вал страх, что невы­пол­не­ние тра­ди­ций может при­ве­сти к гневу духов. Жуткие тра­ди­ции и фор­ми­ру­ю­ще­еся нера­вен­ство обост­рили соци­аль­ные про­ти­во­ре­чия. Процессы раз­ло­же­ния родо­пле­мен­ного обще­ства уско­ри­лись с при­хо­дом миссионеров.

И тут нужно дать исто­ри­че­скую справку о коло­ни­за­ции Нигерии, чтобы чита­телю было понятно, какие цели пре­сле­до­вали мис­си­о­неры. Первые англий­ские фак­то­рии появи­лись в Западной Африке в конце XV века. В XVI–XVIII веках основ­ную массу рабов бри­тан­ские купцы выво­зили именно с Гвинейского побе­ре­жья. При этом до сере­дины XIX века земли по бере­гам реки Нигер, начи­ная от дельты вплоть до её при­тока Бенуэ, были для евро­пей­цев terra incognita. Примечательно, что в этот период у бри­тан­ских куп­цов не было потреб­но­сти про­ни­кать вглубь мате­рика. Добытчиками и про­дав­цами «живого товара» стали при­бреж­ные афри­кан­ские государства.

В конце XVIII века стали орга­ни­зо­вы­ваться пер­вые гео­гра­фи­че­ские экс­пе­ди­ции. Английская бур­жу­а­зия, укре­пив­шая свои пози­ции на миро­вом рынке, пла­ни­ро­вала буду­щее про­дви­же­ние вглубь чер­ного кон­ти­нента. Британская импе­рия пере­шла от капи­та­лизма пер­во­на­чаль­ного накоп­ле­ния к клас­си­че­скому капи­та­лизму. Главной целью Британской импе­рии пери­ода клас­си­че­ского капи­та­лизма стал кон­троль сырье­вого экс­порта и рын­ков сбыта. Достигалось это с помо­щью навя­зы­ва­ния сво­бод­ной тор­говли. Но сво­бод­ная тор­говля пред­по­ла­гала поку­па­тель­ную спо­соб­ность насе­ле­ния, содей­ство­вать её появ­ле­нию должна была отмена рабо­тор­говли, а также вовле­че­ние диких пле­мён в капи­та­ли­сти­че­ские отно­ше­ния. Английский капи­тал вос­при­ни­мал любой народ как потен­ци­аль­ных покупателей. 

Примечателен тот факт, что экс­пан­сия вглубь Африки про­во­ди­лась под пред­ло­гом борьбы с рабо­тор­гов­лей. В 1851 году англи­чане выса­ди­лись на ост­рове Лагос, кото­рый стал опор­ным пунк­том и отправ­ной точ­кой для про­дви­же­ния на север по дельте реки Нигер. В тре­тьей чет­верти XIX века англий­ский капи­тал пла­ни­ро­вал в Нигерии захват основ­ных тор­го­вых путей и изме­не­ние усло­вий тор­говли в свою пользу. Совершению замыс­лов англий­ской бур­жу­а­зии спо­соб­ство­вал англий­ский флот, дешё­вые потре­би­тель­ские товары и англи­кан­ские миссионеры.

Миссионеры были аван­гар­дом коло­ни­за­ции. Ещё в 1841 году в Локодже (сли­я­ние рек Нигер и Бенуэ) были зало­жены тор­го­вая стан­ция и англи­кан­ская мис­сия. К началу воен­ных столк­но­ве­ний Британской импе­рии с при­бреж­ными госу­дар­ствами мис­си­о­неры при­сут­ство­вали во мно­гих горо­дах дельты Нигера. Закрепиться там им поз­во­лили пра­ви­тели мест­ных госу­дарств, желая с помо­щью мис­си­о­не­ров зару­читься под­держ­кой Британии в борьбе между собой. Но мис­си­о­неры пред­став­ляли англий­ские инте­ресы, поэтому они спо­соб­ство­вали уста­нов­ле­нию эко­но­ми­че­ского и поли­ти­че­ского гос­под­ства Британской империи.

В романе Ачебе мы можем уви­деть методы, кото­рые при­ме­ня­лись мис­си­о­не­рами для рас­ши­ре­ния сво­его вли­я­ния. Глава рели­ги­оз­ной мис­сии мистер Браун исполь­зо­вал про­ти­во­ре­чия, воз­ник­шие в пле­мени Оконкво. Благодаря своим речам о равен­стве и спра­вед­ли­во­сти, про­по­вед­ник собрал вокруг себя тех, кто был угне­тён фор­ми­ру­ю­щимся клас­со­вым обще­ством. К нему при­со­еди­ни­лись семьи, поте­ряв­шие детей из-​за неле­пых тра­ди­ций. Эти тра­ди­ции застав­ляли роди­те­лей остав­лять ново­рож­ден­ных близ­не­цов в лесу. Также ряды паствы попол­ни­лись из пре­зрен­ных изгоев «осу». В общине люди нашли утра­чен­ное чув­ство еди­не­ния и защиту от ста­рых язы­че­ских тра­ди­ций. Также мис­си­о­неры постро­или цер­ковь, школу и боль­ницу. Вместе с ними при­шли тор­говцы. Постепенно к мистеру Брауну начали при­слу­ши­ваться все больше людей, и даже ува­жа­е­мые пред­ста­ви­тели пле­мени стали сим­па­ти­зи­ро­вать миссионерам.

«Белый чело­век при­нёс с собой свою дурац­кую веру, но зато он же открыл лавку, и впер­вые зерно и паль­мо­вое масло стали цен­но­стью»1 .

Через неко­то­рое время мистер Браун поки­нул племя и на его место при­шел пре­по­доб­ный Джеймс Смит. Со сме­ной мис­си­о­нера изме­ни­лись методы вза­и­мо­дей­ствия мис­си­о­нер­ского обще­ства с пле­ме­нем. Смит вме­сте с собой при­вёл окруж­ного комис­сара и отряд сол­дат. Он орга­ни­зо­вал суд над тузем­цами, кото­рые риск­нули высту­пить про­тив вме­ша­тель­ства в жизнь пле­мени. Смит не стре­мился подобно мистеру Брауну обра­тить в хри­сти­ан­ство всех. Он счи­тал, что «в цар­ство божие вой­дут лишь немно­гие»2

Изменение мис­си­о­нер­ской поли­тики, изоб­ра­жен­ное в романе, имело место и в коло­ни­аль­ной исто­рии Нигерии. Вплоть до 70-​х годов XIX века англий­ский пар­ла­мент про­яв­лял осто­рож­ность в вопросе тер­ри­то­ри­аль­ной экс­пан­сии в Западной Африке. В 40-​х годах даже заду­мы­ва­лись об отказе от запад­но­аф­ри­кан­ских коло­ний. Ленин по этому поводу писал:

«В эпоху наи­боль­шего про­цве­та­ния сво­бод­ной кон­ку­рен­ции в Англии в 1840−1860-е годы, руко­во­дя­щие бур­жу­аз­ные поли­тики её были про­тив коло­ни­аль­ной поли­тики, счи­тали осво­бож­де­ние коло­ний, пол­ное отде­ле­ние их от Англии неиз­беж­ным и полез­ным делом»3 .

Но их пози­ция изме­ни­лась после череды кри­зи­сов, настиг­ших капи­та­лизм в послед­ней чет­верти XIX века.

После эко­но­ми­че­ского кри­зиса 1873 года обост­ри­лась борьба евро­пей­ских госу­дарств за раз­дел Африки. Итогом стала Берлинская кон­фе­рен­ция 1885 года, поде­лив­шая чёр­ный кон­ти­нент на зоны вли­я­ния. С этого момента у Британии воз­никла потреб­ность в офи­ци­аль­ном поли­ти­че­ском под­чи­не­нии тер­ри­то­рии совре­мен­ной Нигерии. В 1886 году Британская импе­рия даро­вала коро­лев­скую хар­тию «Нигерийской ком­па­нии». Хартия офи­ци­ально наде­ляла ком­па­нию адми­ни­стра­тив­ными пол­но­мо­чи­ями и дала право на исполь­зо­ва­ние всех ресур­сов. В 1890-​е годы «Нигерийская ком­па­ния» погло­тила все чар­тер­ные ком­па­нии, кото­рые ранее обес­пе­чили Британской импе­рии эко­но­ми­че­ское под­чи­не­ние госу­дарств на ниж­нем Нигере. В 1893 году в состав «Нигерийской ком­па­нии» вошло моно­по­ли­сти­че­ское объ­еди­не­ние «Африканская ассо­ци­а­ция», что при­вело к окон­ча­тель­ной моно­по­ли­за­ции. Председателем ком­па­нии стал Генри Брюс, пер­вый барон Абердэр, зани­мав­ший до этого пост мини­стра внут­рен­них дел Британии. В 1900 году «Нигерийская ком­па­ния» пере­шла под госу­дар­ствен­ное управ­ле­ние, а вме­сте с ней все под­власт­ные её тер­ри­то­рии. На тор­же­стве по слу­чаю обра­зо­ва­ния ком­па­нии её осно­ва­тель Джордж Голди заявил, что глав­ной его целью было при­со­еди­не­ние рай­о­нов по Нигеру к Британской империи.

Помимо изме­не­ния эко­но­ми­че­ской поли­тики, изме­нился под­ход к управ­ле­нию, а также отно­ше­ние к коло­ни­аль­ному насе­ле­нию. Если ранее было эко­но­ми­че­ски целе­со­об­разно при­вле­кать обра­зо­ван­ные слои афри­кан­ского насе­ле­ния (в основ­ном это были кре­олы) к адми­ни­стра­тив­ным долж­но­стям, то с наступ­ле­нием импе­ри­а­лизма все важ­ные госу­дар­ствен­ные долж­но­сти пред­на­зна­ча­лись белым.

«В фев­рале 1873 года министр коло­ний Кимберли заявил, что он „не наме­рен вести дела с обра­зо­ван­ными афри­кан­цами в каче­стве еди­ного целого. Я наме­рен, — доба­вил он, — иметь кон­такты только с вождями и, насколько воз­можно, пра­вить через них“»4 .

Примечательно, что в романе Ачебе мис­си­о­неры, заявив­шись в деревню Ибо, тре­бо­вали встречи с вер­хов­ным пра­ви­те­лем и были неве­ро­ятно оза­да­чены его отсутствием.

Не обо­шла сто­ро­ной смена поли­тики и цер­ков­ное мис­си­о­нер­ское обще­ство (ЦМО). После смерти почёт­ного сек­ре­таря ЦМО Генри Венна в 1873 году, к руко­вод­ству при­шли сто­рон­ники белой геге­мо­нии. Новым руко­вод­ством была осуж­дена преж­няя дея­тель­ность орга­ни­за­ции по афри­ка­ни­за­ции церкви в Западной Африке. Бóльшую часть напа­док при­нял на себя Сэмюэл Кроутер.

Сэмюэл Кроутер, будучи из народа йоруба, был зна­чи­мой фигу­рой в мис­си­о­нер­ском дви­же­нии. Благодаря своим выда­ю­щимся каче­ствам ему уда­лось полу­чить обра­зо­ва­ние свя­щен­но­слу­жи­теля в Англии. Уже в 1846 году он стал гла­вой англи­кан­ской церкви в Западной Африке. Одной из глав­ных заслуг афри­кан­ского епи­скопа стало осно­ва­ние в 1846 году Нигерийской мис­сии. После смены поли­тики ЦМО боль­шин­ство свя­щен­ни­ков Нигерийской мис­сии афри­кан­ского про­ис­хож­де­ния были сме­щены со своих постов. На их место при­шли люди, кото­рые счи­тали, что хри­сти­а­ни­за­ция тузем­цев должна осу­ществ­ляться сов­местно с актив­ной заво­е­ва­тель­ной политикой.

Эти исто­ри­че­ские собы­тия схожи с собы­ти­ями романа Ачебе, на фоне кото­рых раз­вер­ну­лась тра­ге­дия глав­ного героя. Вернувшись в род­ную деревню, Оконкво нашёл её изме­нив­шейся. Соплеменники даже не заме­тили его воз­вра­ще­ния. Все их мысли были заняты новыми поряд­ками. Некоторые при­няли хри­сти­ан­ство, ходили в цер­ков­ную школу, тор­го­вали в лавке. Оконкво был удру­чён ситу­а­цией. Он посчи­тал, что муж­чины клана стали изне­жен­ными, а чуже­земцы посе­лили в деревне рознь. Но про­ти­во­ре­чия зрели давно. Лишь с при­хо­дом пре­по­доб­ного Смита вза­им­ное недо­воль­ство между кла­ном и хри­сти­ан­ской общи­ной пере­росли в откры­тое столк­но­ве­ние. Оконкво высту­пил на сто­роне клана в каче­стве одного из ста­рей­шин. Позже в деревню при­был окруж­ной комис­сар. Он хит­ро­стью выма­нил ста­рей­шин на раз­го­вор, а потом поса­дил на несколько дней в тюрьму. Освободившись, Оконкво решил идти вой­ной на чуже­зем­цев и на собра­нии деревни попро­сил под­держки. Прибывшие на место страж­ники попы­та­лись разо­гнать толпу. Желая под­толк­нуть клан к актив­ным дей­ствиям, глав­ный герой убил одного из страж­ни­ков. Но деревня не реши­лась всту­пить в войну с чуже­зем­цами. Люди испу­га­лись. Преисполненный уни­зи­тель­ным чув­ством бес­си­лия, Оконкво покон­чил жизнь самоубийством.

Исследователь афри­кан­ской лите­ра­туры М. Л. Вольпе заме­тил, что назва­ние романа Ачебе поза­им­ство­вал из строк Йейтса. Дословно «Things Fall Apart» можно пере­ве­сти как «Всё рас­па­да­ется». Распадаются род­ствен­ные связи, рас­па­да­ется неко­гда еди­ный клан. Деревня ста­но­вится аре­ной про­ти­во­бор­ства людей с раз­лич­ными инте­ре­сами и цен­но­стями. Приход англи­чан ста­но­вится лишь завер­ша­ю­щим эта­пом ста­нов­ле­ния обще­ства, постро­ен­ного на клас­со­вом антагонизме.

Нашли ошибку? Выделите фраг­мент тек­ста и нажмите Ctrl+Enter.

Примечания

  1. Ачебе Ч. И при­шло раз­ру­ше­ние. М.: Художественная лите­ра­тура, 1964. С. 61.
  2. Ачебе Ч. И при­шло раз­ру­ше­ние. М.: Художественная лите­ра­тура, 1964. С. 64.
  3. Ленин В. И. Империализм как выс­шая ста­дия капи­та­лизма. М.: Госполитиздат, 1949. С. 53.
  4. История Сьерра-​Леоне в новое и новей­шее время / Ред. Ю. Н. Зотова, И. В. Следзевский. — М.: Наука, 1994. С. 157−158.