Почему коммунизм сегодня в тупике и что с этим делать

Почему коммунизм сегодня в тупике и что с этим делать
~ 18 мин

Дея­тель­ность совре­мен­ных рос­сий­ских левых на про­тя­же­нии уже мно­гих лет оста­ётся, в основ­ном, бес­плод­ной, что вызы­вает посто­ян­ный отток кад­ров из их рядов. Без­ре­зуль­тат­ность уси­лий по заво­е­ва­нию вли­я­ния среди про­ле­та­ри­ата рож­дает у людей отча­я­ние. Мно­гие бегут в обыч­ную жизнь — работу, семью, детей и так далее. При­чём часто ухо­дят далеко не самые глу­пые люди. Дей­стви­тельно, лучше наука или инте­рес­ная работа и семей­ное сча­стье, чем тот абсурд, кото­рым зани­ма­ются нынеш­ние левые.

Пер­со­наж пове­сти «Соба­чье сердце» и одно­имён­ного фильма, анти­ком­му­нист про­фес­сор Пре­об­ра­жен­ский, гово­рил слова, кото­рые можно отне­сти к нашим левым — когда они рас­суж­дают о раз­рухе, они должны смот­реть в зер­кало и бить себя по голо­вам. Говоря иначе, субъ­ек­тив­ный фак­тор ком­му­ни­сти­че­ского дви­же­ния в Рос­сии на сего­дня не состоялся.

Почему?

Извест­ный левый пуб­ли­цист Алек­сандр Тара­сов1 в своих ста­тьях выде­лил ряд состав­ля­ю­щих неуспеха рос­сий­ских левых. В част­но­сти, Тара­сов счи­тает, что рос­сий­ские рабо­чие слиш­ком богаты, почти пого­ловно мел­ко­бур­жу­азны, поэтому не спо­собны к рево­лю­ции. А рево­лю­ци­он­ное дви­же­ние нач­нется в наи­бо­лее бед­ных стра­нах, где рабо­чие суще­ствуют в усло­виях, близ­ких к усло­виям жизни евро­пей­ских рабо­чих вре­мён Маркса. Затем рево­лю­ци­о­неры этих стран раз­ру­шат эко­но­ми­че­ские связи в миро­вой капи­та­ли­сти­че­ской системе, что вызо­вет ухуд­ше­ние жизни и обни­ща­ние в осталь­ных капи­та­ли­сти­че­ских стра­нах, рабо­чие кото­рых после этого вклю­чатся в рево­лю­ци­он­ный про­цесс. Рево­лю­цию делают нищие — таков лозунг Тара­сова2 . В про­ти­во­по­лож­ность этому, пред­ста­ви­тели неко­то­рых левых групп, напри­мер, жур­нала «Про­рыв», пишут, что все объ­ек­тив­ные фак­торы пере­хода к соци­а­лизму во всём мире налицо, а рево­лю­ции нет только потому, что вокруг нет тео­ре­ти­че­ски под­ко­ван­ных вождей. Как только какой-​нибудь Маркс или Ленин объ­явится, так сразу всё будет, сытые рабо­чие Нор­ве­гии и Гер­ма­нии, невзи­рая на сытость, вос­ста­нут и лик­ви­ди­руют капи­та­лизм3 .

Кате­го­ри­че­ская невер­ность обеих пози­ций оче­видна. Про­ры­вовцы, напри­мер, прак­ти­че­ски пол­но­стью поста­вили объ­ек­тив­ный фак­тор в зави­си­мость от субъ­ек­тив­ного — что тут думать, когда эко­но­ми­че­ски всё готово, а раз готово, то власть можно взять в любой момент. Только глу­пые люди этого не пони­мают, а как только мы им объ­яс­ним, всё и слу­чится. Вопрос о том, почему за 15 лет суще­ство­ва­ния «Про­рыва» в Рос­сии для ком­му­ни­стов так ничего и не изме­ни­лось в жела­е­мую сто­рону, и всё ли зави­сит только от каче­ства тео­ре­ти­че­ских мате­ри­а­лов, ими не рассматривается.

Рево­лю­ции не совер­ша­ются, конечно, исклю­чи­тельно нищими, но мате­ри­аль­ный фак­тор играет нема­ло­важ­ную роль в деле вос­при­им­чи­во­сти к марк­сист­ской про­па­ганде. Ника­кой Ленин, ника­кой Маркс ничего в совре­мен­ной бур­жу­аз­ной Гер­ма­нии или Нор­ве­гии с их уров­нем жизни сде­лать не смо­жет. Кто этого не пони­мает и видит в каж­дой заба­стовке в Нор­ве­гии под­твер­жде­ние рево­лю­ци­он­ного настроя тамош­них рабо­чих, с тем вообще раз­го­ва­ри­вать не о чем.

В свою оче­редь, Тара­сов запи­сал боль­шин­ство рабо­чих Рос­сии в мел­ких бур­жуа. Но зада­димся вопро­сом, есть ли зна­чи­тель­ная раз­ница между поло­же­нием наём­ных работ­ни­ков в Рос­сии и Нор­ве­гии? Конечно, есть. И поло­же­ние в Рос­сии послед­ние годы только ухуд­ша­ется, пик «путин­ского неф­тя­ного про­цве­та­ния» остался в прошлом.

Это — край­ние пози­ции. Суще­ствуют группы и люди, кото­рые ищут новый субъ­ект рево­лю­ции, — пре­ка­риат, когни­та­риат, кто-​то ожи­дает пере­хода совре­мен­ного обще­ства в пост­ин­ду­стри­аль­ную ста­дию, в кото­рой умствен­ный труд похо­ро­нит капи­та­лизм. Всё это — болезни левого дви­же­ния, его тео­ре­ти­че­ская немощь, а ино­гда и про­пла­чен­ность бур­жу­а­зией. У левых есть отдель­ные неглу­пые люди, есть нара­ботки марк­сизма, но нет пол­но­цен­ной марк­сист­ской тео­рии, кото­рая бы отве­чала совре­мен­но­сти. Именно отсут­ствие тео­рии (кото­рая была у Ленина, чётко пони­мав­шего, что Рос­сия катится к капи­та­лизму и взрыв не за горами) делает левых совер­шенно бес­по­мощ­ными и порож­дает все те нега­тив­ные вещи, кото­рые мы посто­янно наблю­даем — акци­о­низм, рефор­мизм (он вызван, есте­ственно, не только отсут­ствием тео­рии), эко­но­мизм, рабо­че­люб­ство и про­чий хво­стизм всех мастей. Одна из самых мно­го­чис­лен­ных кате­го­рий рос­сий­ских левых — это дог­ма­тики, сво­его рода «кос­плей­щики» ушед­шей эпохи, кото­рые думают, что можно взять пол­но­стью рецепты про­шлого и при­ме­нить к насто­я­щему, типич­ный при­мер — группа «Рабо­чий путь»4 .

Как бы пара­док­сально это ни зву­чало, но левым, наслед­ни­кам Маркса, нечего в совре­мен­ной Рос­сии пред­ло­жить рабо­чим, у них нет ничего, кроме раз­го­во­ров о борьбе за повы­ше­ние зар­платы или спра­вед­ли­вых выбо­рах. Не могут они нари­со­вать при­вле­ка­тель­ный образ буду­щего, не могут увлечь пере­до­вых рабо­чих. Боль­шин­ство не знает, что делать в слу­чае пере­хода вла­сти к рабо­чему классу, а мно­гие из тех, кто «знает», нало­мают таких дров, что ника­кая рево­лю­ция долго не проживет.

Почему не могут соста­вить совре­мен­ную про­грамму ком­му­низма? Потому что нет тео­рии и зна­ний. Почему нет тео­рии и зна­ний? Потому что не учатся. Нет тео­рии, нет опи­са­ния вер­ного состо­я­ния обще­ства — нет пони­ма­ния, что надо делать. Есте­ственно, что невоз­можно преду­смот­реть всё, но опре­де­лить направ­ле­ние дви­же­ния вполне воз­можно. Как это сде­лать, когда нет пол­но­цен­ной тео­рии? Пол­но­цен­ной дей­стви­тельно нет, но есть тео­ре­ти­че­ские нара­ботки про­шлых и нынеш­них ком­му­ни­стов. Отправ­ная работа — труд Ленина «Что делать?», она напи­сана давно, но узло­вые моменты там по сути почти все вер­ные и под­хо­дят с опре­дё­лен­ными кор­рек­ти­ров­ками для современности.

Прежде, чем перейти к сего­дняш­ней про­грамме дей­ствий, изло­жим основ­ные объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные пре­пят­ствия на её пути.

Объ­ек­тив­ные труд­но­сти нашей работы хорошо опи­саны Тара­со­вым в ста­тье «Оргво­прос»5 . С неко­то­рыми поправ­ками и допол­не­ни­ями повто­рим его тезисы:

  1. Совре­мен­ные наём­ные рос­сий­ские работ­ники есть соучаст­ники дележа при­бы­лей, поэтому целые слои про­ле­та­ри­ата, начи­ная с пер­вых лет «путин­ского» пери­ода, были довольны своим поло­же­нием. Это одна из глав­ных при­чин, наряду с идео­ло­ги­че­ской, почему, напри­мер, от мно­го­ты­сяч­ной в 1990-​х гг. пар­тии РКРП оста­лись ныне крохи. Сей­час ситу­а­ция в плане уровня жизни широ­ких масс ухуд­ша­ется, но запас проч­но­сти у рос­сий­ского капи­та­лизма ещё есть.
  2. Бур­жу­а­зия в совер­шен­стве научи­лась искус­ству созда­ния рас­ко­лов среди экс­плу­а­ти­ру­е­мых, исполь­зуя «реаль­ные или наду­ман­ные про­ти­во­ре­чия между раз­ными груп­пами насе­ле­ния — при­чём именно те про­ти­во­ре­чия, кото­рые не носят прин­ци­пи­аль­ного, анта­го­ни­сти­че­ского харак­тера, не затра­ги­вают эко­но­ми­че­ские основы капи­та­лизма». При­ме­ров этому много и на любой вкус — бори­тесь за феми­низм, права живот­ных, права ЛГБТ, только част­ную соб­ствен­ность не трогайте.
  3. Совер­шен­ство­ва­ние бур­жу­аз­ной и, в част­но­сти, анти­ком­му­ни­сти­че­ской про­па­ганды, что «свя­зано не только с тех­ни­че­скими усо­вер­шен­ство­ва­ни­ями, но и с поста­нов­кой такого „зом­би­ро­ва­ния“ на науч­ную основу, с раз­ви­тием иссле­до­ва­ний по соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, пси­хо­ло­гии вос­при­я­тия и пси­хо­ло­гии вну­ше­ния — с одно­вре­мен­ным мас­со­вым под­ку­пом соот­вет­ству­ю­щих науч­ных кад­ров, разу­ме­ется». Помо­гает этой про­па­ганде и бур­жу­аз­ная система обра­зо­ва­ния, кото­рая ори­ен­ти­ро­вана на под­го­товку узких спе­ци­а­ли­стов и «не даёт воз­мож­но­сти уча­щимся при­об­ре­сти опыт и спо­соб­ность к само­сто­я­тель­ному (то есть кри­ти­че­скому) мыш­ле­нию».
    Тем не менее, про­па­ганда хоть и дей­ствует, однако «холо­диль­ник побе­дит теле­ви­зор» рано или поздно. Вопрос при­ми­ти­ви­за­ции обра­зо­ва­ния более слож­ный, но ката­строфы тут тоже нет осно­ва­ний видеть. В Рос­сий­ской импе­рии с обра­зо­ва­нием рабо­чих дело обсто­яло похуже.
  4. Уси­ле­ние поли­цей­ских функ­ций бур­жу­аз­ного госу­дар­ства, кото­рому спо­соб­ствуют раз­лич­ные тех­ни­че­ские ново­вве­де­ния:
    «Неве­ро­ят­ное по срав­не­нию с про­шлым раз­ви­тие поли­цей­ских тех­но­ло­гий и поли­цей­ских спец­средств; созда­ние спе­ци­аль­ных под­раз­де­ле­ний по борьбе с улич­ными выступ­ле­ни­ями и про­те­стами; выде­ле­ние всё боль­шего и боль­шего финан­си­ро­ва­ния на содер­жа­ние кара­тель­ного аппа­рата; созда­ние — под пред­ло­гом „борьбы с тер­ро­риз­мом“ — всё боль­шего числа всё более мощ­ных и всё более непро­зрач­ных для обще­ства спец­служб».
    На самом деле, вос­став­шие массы во все исто­ри­че­ские эпохи сно­сили на своём пути любой самый раз­ви­тый репрес­сив­ный меха­низм. Для про­фес­си­о­наль­ных рево­лю­ци­о­не­ров совре­мен­ное поли­цей­ское госу­дар­ство дей­стви­тельно может пред­став­лять серьёз­ную угрозу, но когда было по-другому?



  5. Моно­по­лия пра­вя­щего класса на вла­де­ние ору­жием:
    «Декабрь­ское (1905 года) воору­жён­ное вос­ста­ние в Москве ока­за­лось отно­си­тельно легко подав­лено только потому, что повстанцы испы­ты­вали ост­рей­ший дефи­цит ору­жия и бое­при­па­сов и были воору­жены, в основ­ном, револь­ве­рами и охот­ни­чьими ружьями, а им про­ти­во­сто­яли регу­ляр­ные воин­ские части с артил­ле­рией. Именно эту ситу­а­цию — когда в руках у рядо­вых граж­дан могут быть лишь писто­леты и, в край­нем слу­чае, охот­ни­чьи кара­бины, а в руках у кара­тель­ного аппа­рата какое угодно ору­жие — и моде­ли­рует совре­мен­ное бур­жу­аз­ное госу­дар­ство».
    В то же время мало­ве­ро­ят­ными ста­но­вятся и слу­чаи, неод­но­кратно имев­шие место в про­шлом веке, когда про­ле­та­рии, моби­ли­зо­ван­ные бур­жу­а­зией для войны, пово­ра­чи­вали ору­жие про­тив неё:
    «…сего­дня, когда бур­жу­аз­ное госу­дар­ство не про­сто пере­хо­дит от при­зыв­ной армии к наем­ной про­фес­си­о­наль­ной, но и дви­жется в сто­рону созда­ния част­ных армий, част­ных фирм и кор­по­ра­ций секью­рити, эта схема уже не рабо­тает».
  6. Нали­чие круп­ных псев­до­ком­му­ни­сти­че­ских орга­ни­за­ций типа КПРФ, нередко создан­ных при пря­мой под­держке вла­сти и «рас­кру­чен­ных» бур­жу­аз­ной про­па­ган­дой в каче­стве «совре­мен­ных ком­му­ни­стов»:
    «Все орга­ни­за­ции такого типа наце­лены на пар­ла­мент­скую дея­тель­ность, на встра­и­ва­ние в бур­жу­аз­ную поли­ти­че­скую систему. Все они оття­ги­вают на себя и дез­ори­ен­ти­руют сти­хий­ных (то есть поли­ти­че­ски негра­мот­ных) сто­рон­ни­ков левых взгля­дов. Именно для этого они и нужны пра­вя­щему классу».
  7. Ядер­ное ору­жие на насто­я­щем этапе сде­лало невоз­мож­ной борьбу между капи­та­ли­стами с помо­щью пол­но­мас­штаб­ных войн между основ­ными игро­ками. Напом­ним, что обе миро­вые войны про­шлого века стали ката­ли­за­то­рами наи­бо­лее мощ­ных рево­лю­ци­он­ных взры­вов, охва­тив­ших мно­гие капи­та­ли­сти­че­ские госу­дар­ства. Кроме того, ядер­ное ору­жие может слу­жить и сред­ством борьбы про­тив мас­со­вого рево­лю­ци­он­ного дви­же­ния, в том числе и как ору­дие дав­ле­ния и шантажа.

Если кратко резю­ми­ро­вать — мате­ри­аль­ное поло­же­ние неко­то­рых слоёв рабо­чих, улуч­ше­ние средств «про­мы­ва­ния моз­гов», обра­зо­ва­ние, гото­вя­щее узких спе­ци­а­ли­стов, созда­ние бур­жу­аз­ных пар­тий, мас­ки­ру­ю­щихся под ком­му­ни­сти­че­ские, госу­дар­ствен­ная моно­по­лия на вла­де­ние ору­жием, улуч­ше­ние средств сле­же­ния, нали­чие ядер­ного ору­жия — таковы основ­ные объ­ек­тив­ные пре­пят­ствия для ком­му­ни­сти­че­ской деятельности.

Что каса­ется субъ­ек­тив­ных пре­пят­ствий, то они свя­заны с непо­ни­ма­нием левыми совре­мен­ной эпохи — того, что надо делать сей­час. Это непо­ни­ма­ние порож­дает сле­ду­ю­щие болезни:

  1. Акти­визм. Выше­упо­мя­ну­тая борьба за права живот­ных, ЛГБТ, «чест­ные выборы» и мно­гое дру­гое. Маха­ние фла­гами, митинги, шествия, оди­ноч­ные пикеты и про­чие развлечения.
  2. Эко­но­мизм — самый опас­ный тор­моз на пути раз­ви­тия дви­же­ния. Кратко его можно сфор­му­ли­ро­вать так — «борись за зар­плату — это твой пер­вый шаг к ком­му­низму». Эко­но­мизм пред­став­ляет собой тече­ние в ком­му­ни­сти­че­ском дви­же­нии, заклю­ча­ю­ще­еся в при­спо­соб­ле­нии так­тики и орга­ни­за­ции ком­му­ни­стов к сти­хии рабо­чего дви­же­ния. Един­ственно пра­виль­ную поли­ти­че­скую борьбу рабо­чего класса, кото­рая воз­ни­кает на базе про­па­ган­дист­ской и орга­ни­за­ци­он­ной работы ком­му­ни­стов, «эко­но­ми­сты» фак­ти­че­ски под­ме­няют бес­поч­вен­ной надеж­дой на само­ор­га­ни­за­цию рабо­чих в ходе эко­но­ми­че­ской борьбы. При этом «эко­но­ми­сты» пыта­ются опи­раться на неко­то­рые работы клас­си­ков, напри­мер, ран­ние труды Ленина, напи­сан­ные в совер­шенно дру­гой обста­новке, нежели та, кото­рую мы имеем сего­дня в Рос­сии.
    Глав­ная ошибка совре­мен­ного «эко­но­мизма» заклю­ча­ется в том, что резуль­та­том сле­пого сле­до­ва­ния в хво­сте рабо­чего дви­же­ния ста­нет идей­ная смерть ком­му­низма и его пере­рож­де­ние в филиал про­фес­си­о­наль­ного союза рабо­чих. Опас­ность совре­мен­ного «эко­но­мизма» — в вели­чай­шей идей­ной пута­нице, кото­рую эти дея­тели при­вно­сят в рабо­чий класс. Все попытки под­ве­сти под эко­но­ми­че­скую борьбу какие-​то нау­ко­об­раз­ные идеи (вроде борьбы за «повы­ше­ние зар­платы до уровня реаль­ной сто­и­мо­сти рабо­чей силы»)6 — есть самый при­ми­тив­ный оппор­ту­низм. Подоб­ные идеи не только несо­сто­я­тельны с точки зре­ния марк­сизма, они запу­ты­вают рабо­чих, пара­зи­ти­руя на марк­сист­ских тер­ми­нах.



    Ком­му­ни­сты направ­ляют поли­ти­че­скую борьбу рабо­чего класса, а не слу­жат «помощ­ни­ками проф­со­ю­зов». В даль­ней­шем, при нали­чии ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии, име­ю­щей вли­я­ние в мас­сах, пря­мую орга­ни­за­цию эко­но­ми­че­ского или граж­дан­ского про­те­ста рабо­чих, конечно, нужно будет осу­ществ­лять, но в любом слу­чае дела­ется это исклю­чи­тельно для при­вне­се­ния в их ряды ком­му­ни­сти­че­ской сознательности.
  3. Рабо­че­люб­ство. Пола­гают, что рабо­чий обла­дает каким-​то клас­со­вым созна­нием или чутьём, кото­рое ему поз­во­ляет делать без­оши­боч­ные выводы в обла­сти полит­эко­но­мии и обще­ство­ве­де­ния. Раз он про­из­во­дит все блага на свете, то ком­му­нист дол­жен с вели­чай­шим ува­же­нием отно­ситься ко всем его пред­ста­ви­те­лям, несмотря на контр­ре­во­лю­ци­он­ность и отвра­ти­тель­ные мораль­ные каче­ства мно­гих из них.
  4. Хво­стизм. Во мно­гом свя­зан с непо­ни­ма­нием задач ком­му­ни­стов в аги­та­ции. Есть какая-​то группа людей, ущем­лён­ных при капи­та­лизме (тако­вые име­ются при нём все­гда), напри­мер, доль­щики, обма­ну­тые застрой­щи­ками. Они начи­нают бороться, и ком­му­ни­сты, как мухи на мёд, сле­та­ются помо­гать, участ­вуют в про­те­стах и так далее. В резуль­тате про­блема доль­щи­ков ино­гда реша­ется, про­блема же ком­му­низма — нико­гда.
    Доль­щи­кам ком­му­низм без­раз­ли­чен. Вме­сто вопроса, что будут иметь ком­му­ни­сты с этой аги­та­ции в плане роста вли­я­ния, ста­вится вопрос — «чем вам помочь?». Гораздо лучше напи­сать ста­тью с кри­ти­кой бур­жу­аз­ного госу­дар­ства, капи­та­лизма и этих доль­щи­ков как сто­рон­ни­ков част­ной соб­ствен­но­сти, чем изоб­ра­жать из себя левую «Армию спасения».
  5. Рефор­мизм. Тут всё ясно. Вме­сто рево­лю­ции — реформы, улуч­ше­ние шаг за шагом.
  6. Бес­ко­неч­ные «объ­еди­ни­тель­ные» про­екты — пред­став­ле­ние, что вли­я­тель­ную среди масс орга­ни­за­цию можно создать сли­я­нием идео­ло­ги­че­ски раз­но­род­ных левых групп, чему мешает якобы только субъ­ек­тив­ные вождизм и сек­тант­ство. Левые объ­еди­ня­лись без малей­шей пользы для дела огром­ное коли­че­ство раз, забы­вая слова Ленина о пред­ва­ри­тель­ном идей­ном раз­ме­же­ва­нии. Самый све­жий при­мер — воз­рож­де­ние Левого фронта.

Что необ­хо­димо про­ти­во­по­ста­вить всем этим болез­ням? Общий план для рос­сий­ских ком­му­ни­стов выгля­дит совер­шенно ясно, тут нет ника­ких прыж­ков в фон­таны, борьбы за места в пар­ла­менте, сра­же­ний за копейку с «рабо­то­да­те­лем» , надежд на «бое­вые» проф­со­юзы и про­чего подобного:

  1. Созда­ются кружки, в кото­рых люди изу­чают основ­ные поло­же­ния марк­сизма и учатся ана­ли­зи­ро­вать на базе марк­сист­ской тео­рии совре­мен­ное поло­же­ние дел в Рос­сии и мире, под­ходя кри­ти­че­ски в том числе и к самой теории.
  2. В круж­ках куются тео­ре­тики и аги­та­торы. Должна про­ис­хо­дить адап­та­ция тео­рии к сего­дняш­нему дню и её развитие.
  3. Важ­ней­ший момент — тео­ре­тики и аги­та­торы пишут мате­ри­алы. В про­тив­ном слу­чае кружки пре­вра­ща­ются в вид интел­лек­ту­аль­ного само­удо­вле­тво­ре­ния. Напи­са­ние ста­тей и заме­ток — это обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние к участ­нику кружка, исклю­че­ния могут делаться только в край­них слу­чаях по при­чине пре­клон­ного воз­раста, работы по 14 часов в сутки ради финан­си­ро­ва­ния дея­тель­но­сти кружка и т. п.
    Мате­ри­алы должны быть раз­ного уровня слож­но­сти и раз­ной про­бле­ма­тики. В пер­спек­тиве дол­жен быть напи­сан учеб­ник, кото­рый бы попу­ляр­ным язы­ком пре­под­но­сил совре­мен­ную марк­сист­скую теорию.
  4. Тео­ре­ти­че­ские и аги­та­ци­он­ные мате­ри­алы рас­про­стра­ня­ются. На дан­ном этапе — в интер­нете путём созда­ния паб­ли­ков, сай­тов, а также в видеоформате.
  5. У наём­ных работ­ни­ков есть выход в интер­нет, даже у клас­си­че­ских рабо­чих. Как пока­зы­вает прак­тика, люди читают наши мате­ри­алы и сами начи­нают аги­та­цию на рабо­чих местах. Какие ещё формы аги­та­ции будут вос­тре­бо­ваны в даль­ней­шем, пока­жет время, пока этого никто не знает. Можно кон­ста­ти­ро­вать лишь то, что клас­си­че­ское «хож­де­ние на заводы» не при­но­сит ника­кой пользы.
  6. На дан­ном этапе нам нужны не рабо­чие вообще, а пере­до­вые рабо­чие, кото­рые могут усво­ить марк­сизм, зани­маться тео­рией и аги­та­цией. Именно они и должны стать теми людьми, кото­рые в буду­щем рас­про­па­ган­ди­руют осталь­ную массу. Но заин­те­ре­со­вать их не так-​то про­сто. Если вы рабо­чий и нахо­ди­тесь внутри кол­лек­тива — ведите аги­та­цию уже сей­час: это улуч­шит ваши навыки аги­та­тора7 . Вы, ско­рее всего, не убе­дите своих това­ри­щей в необ­хо­ди­мо­сти ком­му­низма в ту же минуту, но воз­можно, полу­чите ней­трально или без нега­тива отно­ся­ще­гося к ком­му­низму чело­века, что тоже немало. Наём­ным работ­ни­кам надо давать разъ­яс­не­ние поли­ти­че­ских вопро­сов с марк­сист­ских пози­ций и направ­ле­ние общего раз­ви­тия, если же вы им будете давать задачу бороться за лиш­нюю копейку, они только этим и будут зани­маться или вообще пошлют вас подальше. Не открыто, так молча.
  7. Когда нако­пится доста­точ­ное коли­че­ство кад­ров в резуль­тате свя­зей ком­му­ни­стов с рабо­чим клас­сом и сли­я­ния неко­то­рых групп в еди­ный центр на базе общей поли­ти­че­ской про­граммы, тогда можно будет гово­рить уже о партии.
  8. Перед пар­тией вста­нет задача мас­со­вой аги­та­ции. В каких фор­мах она будет про­ис­хо­дить, сей­час неизвестно.
  9. Сле­ду­ю­щий этап поня­тен — един­ствен­ным источ­ни­ком вла­сти в Рос­сии явля­ется её народ.

Могут ли в дан­ный план вно­ситься кор­рек­тивы? Могут. Марк­си­сты должны изу­чать соци­аль­ную реаль­ность, и если они уви­дят что-​то, что спо­соб­ствует росту идей­ного вли­я­ния ком­му­ни­стов в обще­стве и не впи­сы­ва­ется в эту схему, то послед­нюю при­дется менять. Но на сего­дняш­ний день зани­маться надо выше­из­ло­жен­ным. Не хотите — ладно, только не спра­ши­вайте тогда, «где моя революция?».

Такова марк­сист­ская пози­ция по поводу нынеш­них про­блем ком­му­ни­сти­че­ского дви­же­ния в Рос­сии и путей их реше­ния во имя победы нового обще­ствен­ного строя, иду­щего на смену капитализму.

Нашли ошибку? Выде­лите фраг­мент тек­ста и нажмите Ctrl+Enter.

При­ме­ча­ния

  1. Мы не счи­таем Тара­сова марк­сист­ским тео­ре­ти­ком, но он явля­ется, без­условно, инте­рес­ным и талант­ли­вым жур­на­ли­стом.
  2. См. ста­тьи Тара­сова: Миро­вая революция-​2, «Вто­рое изда­ние» капи­та­лизма в Рос­сии, его же Интер­вью жур­налу «Новая лите­ра­тура» и т. д.
  3. См., напри­мер: О. Пет­рова. Оче­ред­ной урок оппор­ту­низма.
  4. Неко­то­рые их мате­ри­алы как будто прямо спи­саны с листо­вок боль­ше­ви­ков веко­вой дав­но­сти, напри­мер: Обра­ще­ние к рабо­чим.
  5. А.Тарасов. Оргво­прос.
  6. Изоб­ре­те­ние про­фес­сора М. Попова, см. М. Попов. Какова цена рабо­чей силы?
  7. Неко­то­рые мысли об аги­та­ции на рабо­чем месте, сфор­му­ли­ро­ван­ные на осно­ва­нии прак­ти­че­ского опыта нашего това­рища, име­ются в мате­ри­але: С. Лос­ку­тов. Мифы и прак­тика. Что делать с аги­та­цией среди рабо­чих?