Предисловие от автора
В новом издании статьи «(Не)материальность сознания» под редакцией Lenin Crew исправлены многие стилистические ошибки: большинство цитат заменены сносками, перегруженные философской терминологией предложения стали проще, структура некоторых абзацев была улучшена, а спорные и неточные формулировки — устранены. Что касается содержания, то оно практически не изменилось, кроме ряда моментов, требующих дополнительных пояснений: это определение материи, зависимость сознания от самого себя, соотношение конечного и бесконечного, сознание как субъект отражения. Наибольшему изменению подверглась глава «Онтология и гносеология» (новое название «Относительная противоположность»). Утверждение о чисто гносеологическом характере понятий материи и сознания было заменено на менее радикальное. Но это лишь частности, которые ничего не меняют в сути основного тезиса статьи.
Изначально планировалось дополнить материал разбором критики «Вектора», но разбирать там оказалось попросту нечего. Передёргивания, критика того, чего в тексте нет, отсутствие серьёзных аргументов и игнорирование доводов оппонента — материала такого низкого качества я уже давно не видел. Справедливости ради нужно отметить, что во многом невнятность критики стала следствием недостаточно внятного изложения мыслей в оригинальной статье. Но снимает ли это ответственность с критика? Нет. Кроме того, он прямо встаёт на идеалистические позиции, когда объявляет, что производственные отношения являются идеальными. Да, именно объявляет, а не обосновывает истинность своей позиции и ложность моей. В общем, раз не старался мой критик, то и я не вижу смысла серьёзно разбирать его писанину. Надеюсь, что векторовцы и сами заметят, какую низкопробную заметку опубликовали, и сделают что-то более содержательное.
Несмотря на расхождения по организационным вопросам и ряду политических моментов, надеюсь, что наше сотрудничество с Lenin Crew не закончится на этой работе. Пока наши позиции совпадают на философском «фронте», остаётся и почва для дальнейшей совместной деятельности. Для многих коммунистов философия марксизма — это нечто абстрактное и отвлечённое от «реальной» борьбы, что закономерно порождает позитивистские тенденции в левой среде. Без преодоления этого невежества дальнейшая разработка марксистской теории будет крайне затруднительной.
Введение
Материалисты отвечают на основной вопрос философии (ОВФ) вполне определённо, признавая первичность материи и вторичность сознания. Но материализм, который ограничивается абстрактной первичностью материи, будет приводить к разного рода заблуждениям. Одно из них я предлагаю рассмотреть.
Часто ли вам приходилось слышать о том, что сознание материально? Начинающим изучать марксистскую философию это кажется само собой разумеющимся выводом из материалистической посылки. Однако в действительности этот тезис, который многие принимают, не подумав, делает основной вопрос философии бессмысленным и тем самым стирает грань между материализмом и идеализмом. Здесь всё намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Я уже слышу, как более «практичные» товарищи спрашивают, для чего это вообще нужно обсуждать. И тем, что они не осознают важность этой темы, доказывается узость их практики и близорукость их теории. Людям, которые называют себя марксистами, необходимо разбираться в теории и методе Маркса. Бездумное повторение правильных, но не понятых должным образом истин превращает эти истины в пустые мантры. Так, признания отвлечённого первородства материи ещё недостаточно, чтобы быть последовательным материалистом. Необходимо, кроме того, выяснить содержание и соотношение категорий материи и сознания.
Неверные общефилософские предпосылки будут закономерно приводить к ложным частным выводам. Тезис «сознание материально» ведёт к проблемам при определении сущности социальной материи и выяснении отношения её к общественному сознанию. А если мы не сможем правильно разграничить материальную основу общества и его идеологическую надстройку, то невозможно будет последовательно проводить и обосновывать научный социализм. Об этом мы ещё поговорим подробнее.
Думаю, теперь понятно, почему наша тема важна.
Бытие и материя
Чтобы суть вопроса стала ясней, разберём распространённое ошибочное понимание материи как всего существующего. Оно непосредственно следует из признания материальности сознания, поскольку в этом случае ничего нематериального в мире быть не может. Но достаточно ли факта существования для определения одной из основных категорий научного материализма? Для начала рассмотрим эту проблему на одном интересном примере.
В чём состоит вопрос, когда спорят, есть ли бог? Очевидно, что вопрос не о его бытии как таковом: в сознании множества людей бог совершенно точно существует в виде идеи, а это уже бытие. Суть спора в том, как бог существует: является он просто нашей фантазией или же существует независимо от сознания человека (объективно)? В этом контексте интересно рассмотреть одно из онтологических «доказательств» бытия бога:
«Когда мы мыслим бога, то мы мыслим его как совокупность всех совершенств. Но к этой совокупности всех совершенств принадлежит, прежде всего, существование, ибо существо, не имеющее существования, по необходимости несовершенно. Следовательно, в число совершенств бога мы должны включить и существование. Следовательно, бог должен существовать».
Такое «доказательство», конечно, само нуждается в доказательствах. Ведь из того, что сознание мыслит бога как всесовершенство — которое, в свою очередь, подразумевает действительное существование мыслимого объекта, — ещё не следует независимое от человека бытие бога.
Как идеальное бытие Бога не может служить доказательством его объективного существования, так и определение материи не может сводиться к указанию на всё, что существует. Перефразируя слова Энгельса, бытие — это лишь предпосылка единства мира, а из абстрактного существования нельзя вывести природу того, что существует. Чистое бытие не рассматривает различий вещей (они все одинаково существуют) и потому не может указывать на их материальное или духовное происхождение1 . Поэтому говорить, что материя — это всё, что существует, — значит ставить в основу единства мира (принимать за первичное в нём) абстрактное бытие, как это делал Дюринг.
Люди, которые включают в категорию материи всё существующее, подразумевают: поскольку материальное первично, то всё и есть материя. Однако если всё есть материя, то из чего выводится материальность мира? Взять что-либо за первичное можно, только выделив вторичное, иначе сама постановка вопроса будет лишена смысла: если материя — это всё, то по отношению к чему она первична? Как ни назови абстрактное бытие — материя, элементы мира, опыт, атомарные факты и прочее, — из него невозможно вывести ничего, кроме самогó пустого бытия.
Специфика вопроса о первичности-вторичности материи и сознания заключается в том, что этот вопрос возникает, лишь когда мысль начинает отличать себя от мира. Только с момента, когда сознание оказывается способно эмансипироваться от мира, оно обращает внимание и на себя само, и лишь тогда мысль человека начинает стремиться выяснить соотношение себя и объективной реальности. До «разделения материального и духовного труда» человек не осознаёт себя как индивида, а человечество в целом не отделяет себя от природы. Это соответствует животному сознанию, для которого «отношение к другим не существует как отношение», ведь «где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня [Т. е. для индивида, субъекта. — В. С.]»2 . Иными словами, предпосылка ОВФ возникает лишь тогда, когда познанию человека необходимо выяснить соответствие между собой и независимым от него миром. Для этого же нужно, чтобы сознание отличало себя от мира — осознало себя как субъект.
Энгельс, говоря о предпосылке ОВФ, приводил в пример представления первобытных людей о том, «что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, — уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру»3 . Естественно, такие представления не могли возникнуть внутри сознания, которое «есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида»4 . Без саморефлексии человека и осознания себя индивидом невозможны были бы его суждения о его собственном мышлении и общей природе мира вокруг.
Формулируя ОВФ, Энгельс указывает, что он есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе5 . Такая формулировка ОВФ, конечно, уже устарела, поскольку отождествление материи вообще и её частного случая, природы, не позволяет выделить социальное качество. Но даже здесь мы чётко видим, что вопрос о первичности-вторичности ставится именно между духом и природой (материи), т. е. первое отличается ото всей совокупности второго. Другими словами, сознание принимается не как всего лишь ещё одна форма материи, а как отличная от материального категория.
Если же мы принимаем, что сознание — это ещё одна форма материи, то подразумеваем, что вопрос об отношении первого ко второму — это лишь частный случай общего вопроса о первичности низшего по отношению к высшему. Любые формы движения материи возникают из более простых предыдущих, и материальное, будучи первичным, здесь предстаёт перед нами как низшее по отношению к идеальному как высшему. Однако в ОВФ непосредственно не входит вопрос о первичности низшего по отношению к высшему. Сознание и не является чем-то высшим по отношению к материи, поскольку это лишь её отражение; следовательно, сознание не может произвести нечто принципиально отличное от материи. Религиозные догматы, художественные образы, философские системы и научные теории — лишь более или менее верное или искажённое отображение действительности, которое не может быть сложнее по содержанию, чем материальный первоисточник.
Некоторым может показаться непривычным, что из первичности материи выводится нематериальность мышления. Однако здесь, как всегда, главное разобраться с определениями. Согласно известному определению Ленина, «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях». В нём указывается на два её признака — объективность и данность в ощущениях. А можно ли их приложить к сознанию?
Объективность выражает самостоятельность и независимость материальных явлений от сознания. Даже продукты практики, будучи в некотором смысле произведением мыслящего человека, но являясь при этом материальными, обладают, в конечном счёте, независимыми от сознания свойствами и признаками. Например, работа двигателя вне зависимости от мыслей и желаний мастера будет в первую очередь зависеть от того, насколько правильно и качественно его собирали.
Мысли и образы являются отражениями материальных объектов и потому продукты сознания не могут существовать сами по себе. Поэтому говорить о процессе мышления как об объективном неверно: поскольку тогда мышление должно быть независимым от самого себя.
Некоторые могут сказать, что сознание и не должно зависеть от самого себя, поскольку всецело определяется материей. При такой трактовке сознания мыслительное творчество оказывается чисто механическим процессом созерцания готовых идей прямо из материи. Однако непосредственно сознанию является лишь чувственный опыт, а идеи формируются хоть и на его основе, но через посредство работы мысли. Поэтому сознание зависимо от самого себя — зависимо в смысле способности субъекта относительно свободно оперировать продуктами своей духовной деятельности, а не в смысле воспроизведения их содержания из «чистого разума», поскольку оно как раз таки зависит от материи. Ленин критиковал Дицгена как раз за то, что у того «Дух не больше отличается от стола, света, от звука, чем эти вещи отличаются друг от друга», поскольку «назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом»6 .
Вторая часть определения Ленина говорит нам о познаваемости материи, поскольку всё, что относится к ней, суть конкретные явления, данные нам в ощущениях.
«Вещество, материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие; движение как таковое есть не что иное, как совокупность всех чувственно воспринимаемых форм движения; такие слова, как „материя“ и „движение“, суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения; и поскольку мы познаём последние, постольку мы познаём также и материю и движение как таковые»7 .
Это отличает материю от Бога, абсолютной идеи Гегеля или «вещи-в-себе» Канта, которые, несмотря на приписываемую им объективность, существуют не через конкретные процессы, а как бы над ними, как нечто потустороннее.
Сознание (идеальное) не может быть чувственно воспринимаемым: нельзя перенести представления и образы из головы одного человека в голову другого. Кроме того, логические абстракции, производимые мышлением, не тождественны конкретному опытному содержанию: например, если попытаться создать чувственное представление треугольника вообще, получится какой-нибудь конкретный треугольник, а не само его геометрическое понятие.
Итак, сознание противоположно материи в самой своей сущности, и поэтому смешивать эти два понятия нельзя. Следовательно, и утверждение, что всё есть материя, некорректно, поскольку сознание не обладает коренными свойствами субстанции мира и само означает лишь способность человека к бесконечному познанию. Отождествление этого необходимого свойства человека с материальными процессами в мире есть грубая ошибка, связанная с вульгарным пониманием материалистического монизма.
Тезис о материальности сознания сводит сущность материалистического монизма к отмене идеального. В действительности же монистический взгляд не отрицает различия между материей и сознанием: он лишь ставит одно в подчинение другому. По выражению Ленина, «сплошной вздор, будто материализм утверждал „меньшую“ реальность сознания»8 . Только вульгарный материализм на основании первичности материи отрицает различие мысли и объективной реальности9 .
Причисление сознания к материи, непонимание противоположности этих двух категорий ведёт к путаному определению их обоих. Ускользает даже сама проблематика в определении. Если материя — это всё сущее, то почему Энгельс так распинался по поводу доказательства единства мира в его материальности? Какое там «длинное и трудное развитие философии и естествознания», когда это уже сделали современные «материалисты» простым указанием на всё?
Стоит ли удивляться, что некоторые воспринимают материализм просто как систему полезных аксиом? Впрочем, с имеющимся отношением большинства левых к марксистской философии это вполне закономерно.
Проклятие Канта и научное мировоззрение
В предыдущей части я взял категории материи и сознания в уже готовом виде, рассматривая их противоположность в контексте ОВФ. Теперь необходимо рассмотреть метод определения двух крайних понятий гносеологии. Это требует от нас более пристального внимания к другому аспекту вопроса о первичности-вторичности.
Энгельс сформулировал вторую сторону ОВФ следующим образом:
«Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет ещё и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия»10 .
Думаю, что связь ОВФ и вопроса о природе истины никто отрицать не будет. Вопрос о познаваемости мира — это вторая сторона проблемы соотношения материи и сознания. Имеет ли мышление некий предел в постижении истины и доступна ли она нам вообще? Ответ на этот вопрос разделяет агностиков — тех, кто отрицает способность человека к бесконечному познанию, — и гносеологических оптимистов — тех, кто считает, что сознание может адекватно отразить сущность любого предмета или процесса. И первые, и вторые могут принадлежать к различным направлениям в философии, но в своей сущности агностицизм есть элемент субъективного идеализма, а последовательное проведение принципов материализма требует признания познаваемости мира.
Кант, рассуждая о непознаваемости мира, выдвинул тезис о принципиальной невозможности достоверного знания о всеобщей сущности мира в силу его бесконечной природы и всегда ограниченного человеческого опыта. Если это так, то и материализм, и идеализм имеют одинаково гипотетичный характер, представляя собой не более чем преувеличение значимости суждений. Но и природа всякого конечного процесса предполагает его бесконечное предшествующее и последующее развитие, а потому и частное оказывается для Канта познаваемым не в большей степени, чем всеобщее.
Неужели человеческому разуму недоступна истина? Чтобы ответить на этот вопрос и снять проклятие Канта, обосновав тем самым возможность научного мировоззрения, необходимо разобраться и в природе бесконечного мира, и в сущности самого мышления.
Для начала разберёмся с определением бесконечности. В кантовской интерпретации оно представляет собой простое отрицание конечности — всякого наложения ограничений. Ясно, что бесконечность предполагает отрицание своих границ, но исчерпывается ли этим данное понятие? Можно ли говорить о «чистой» бесконечности безотносительно конечных вещей и явлений?
Проблема такого определения обнаруживается, как только принимается во внимание, что бесконечность мира не может рассматриваться отдельно от конечных процессов в нём. По объёму понятие бесконечности должно включать в себя все другие, а следовательно, и себя само. Определяя понятия, мы всегда задаём некий круг существенных свойств и признаков, который отличает то, что им описывается, от всего остального. Но смысл отрицательной бесконечности заключается в отрицании всяких рамок, что делает определение этого понятия невозможным. Как же нам выйти из этого противоречия?
Бóльшую часть работы в этом направлении уже проделал Гегель. Именно он первый заметил, что:
«Эта бесконечность есть дурная, или отрицательная, бесконечность, так как она есть не что иное, как отрицание конечного, которое, однако, снова возникает и, следовательно, не снимается; или, иными словами, эта бесконечность выражает только долженствование снятия конечного»11 .
Формально конечное оказывается снято «дурной бесконечностью», но стоит лишь соотнести её с конкретными процессами — и возникает противоречие в определении. Смысл такого определения отрицает возможность его собственного существования.
Бесконечность нельзя рассматривать отдельно от конечности, и потому нельзя строить определение одного на полном отрицании другого. Понятие бесконечного будет необходимо шире, чем понятие конечного, но из этого не следует, что первое лишь отрицает свойства второго. Подходя к этому вопросу абстрактно, с точки зрения бесконечности вообще и конечного вообще, мы не можем сделать выводов об их природе. Оба этих понятия существуют не сами по себе, а лишь постольку, поскольку выражают общие свойства конкретных вещей и явлений.
В действительности бесконечность есть свойство конечного преодолевать свои ограничения, и существует оно не рядом с ним, а через него. Бесконечное должно не только отрицать конечное, но и включать его в себя. Следовательно, бесконечное можно познать только посредством конечного. Любой отдельный процесс, который является нам как нечто завершённое, по сути есть бесконечное, настоящее состояние которого — это итог его предшествующего развития, а последующие будут непосредственно зависеть от нынешнего.
Далее необходимо разобраться с методом определения сущности бесконечного мира как целого. Определение чего-либо означает, в первую очередь, отличение одного объекта от другого. Раз мир бесконечен и един, то, следовательно, вне его ничего быть не может. Стало быть, определить его можно, только отличив его от того, что одновременно будет частью самого мира и будет стоять во всеобщем отношении к нему. Такое нечто должно как быть связано с природой, так и быть её универсальной противоположностью, чтобы имелась возможность их различения.
Все процессы в мире находятся во всеобщей взаимосвязи. Но будет ошибкой сказать, что связь между ними однородна и равномерна. Одни предметы и явления связаны непосредственно, другие же — лишь опосредованно, т. е. посредством чего-либо. Находясь в взаимозависимости, процессы воспроизводят особенности друг друга.
Например, явление инерции мы можем наблюдать в лабораторных условиях при передаче кинетической энергии между твёрдыми упругими телами. При этом внутренняя структура тел, включая химическое строение, остается неизменной. Потому бильярдный шар нельзя сделать универсальной противоположностью всего мира: ведь несмотря на то, что формально можно сказать о всеобщей связи его с другими вещами, эта связь будет лишь крайне опосредованной и случайной.
Искомая противоположность должна быть способной встать в непосредственное отношение к любым объектам, отражая в себя любые их качества, а её связь с другими вещами быть не только возможной, но и необходимой. Из отношения такого объекта — «всеобщей противоположности» — и всего остального мира можно вывести общую природу последнего благодаря универсальному характеру отражения, несмотря на конечность каждого из его моментов.
Может ли сознание быть такой универсальной противоположностью? Другими словами, способен ли человек к достоверному познанию внешнего мира? Если сознание человека, будучи универсальной противоположностью мира, способно отразить любое его качество, то и научное познание мира как целого возможно.
Специфическая черта сознания как субъекта отражения состоит в том, что вещи, их признаки и свойства отражаются в нём не сами по себе, а в идеальных образах и суждениях, формирующихся посредством органов чувств и органа мысли. Человек, размышляя о какой-либо вещи, воспроизводит её признаки в голове не непосредственно, а лишь в результате опосредования материальным субстратом и процессом переработки чувственного материала в идеи. Эта наша особенность позволяет не только воспринимать чувственную сторону предметов и явлений, но и проникать в их сущность посредством абстрактного мышления.
Человеческое сознание появилось в результате общественно-трудовой деятельности людей и, следовательно, не является чем-то чисто индивидуальным, хоть и не может существовать иначе как через индивидуумов. Уровень знаний человечества всегда связан с историческими условиями, в которых отдельные поколения формировали эти знания. Противоречие между ограниченностью условий познания и его неограниченной природой снимается в бесконечном поступательном развитии человеческих поколений12 .
Если под истиной понимать соответствие идеи объективной реальности, то для отдельного человека или целого поколения может существовать лишь так называемая относительная истина, сформулированная в конкретно-исторических условиях. Но относительность человеческого знания нельзя абсолютизировать, представляя его лишь результатом договоренности: если бы это было так, то вышло бы, что писание богословов и научные теории ничем друг от друга не отличаются. Несмотря на то, что сознание не может достичь абсолютной истины о предмете во всей совокупности, оно всё же отражает её частичку, составляя объективное содержание относительной истины. Другими словами, абсолютная истина всегда познаётся нами, но никогда не может быть познана13 . Ленин в связи с этим пишет:
«Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признаёт относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине»14 .
Прогресс науки и техники убедительно доказывает, что человеческое познание не имеет принципиальных границ. Ещё несколько веков назад космос казался недосягаемым, а атом неделимым, но в поступательном развитии своего познания человечество раз за разом преодолевало его границы. Благодаря науке мы уже знаем, что природа обладает собственной историей и постоянно развивается, что она несотворима и несокрушима, тогда как сознание зависимо от тела, а содержание мыслей — от объективной реальности. Так прогресс положительного знания обеспечил отличную конкретно-научную основу современному материализму.
Получается, что уже метод разрешения вопроса о познаваемости мира и возможности научного мировоззрения заставляет нас признать сознание универсальной противоположностью материи. Определение двух крайних понятий гносеологии подразумевает их противопоставление друг другу. Понятное дело, что не само противопоставление составляет содержание категорий материи и сознания: это лишь способ формулировки, и без «долгого и трудного развития философии и естествознания» они были бы лишь умозрительными абстракциями.
Относительная противоположность
Некоторые товарищи могут признавать, что в онтологическом смысле сознание материально, но соглашаться с тезисом о нематериальности сознания в рамках гносеологии. Тут они могут сослаться на известное место в «Материализме и эмпириокритицизме»:
«Конечно, и противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна»15 .
Но в этой же части книги Ильич говорит, что «нельзя, по сути дела нельзя дать иного определения двух последних понятий гносеологии, кроме как указания на то, которое из них берётся за первичное»16 . Другими словами, определение материи и сознания подразумевает противопоставление их друг другу.
Как тогда возможен относительный характер (за пределами ОВФ) противоположности сознания и материи, если они определяются друг через друга? Здесь нам нужно затронуть общую структуру сознания. Его можно рассматривать с двух сторон.
С одной стороны, мы имеем материальный субстрат (человек в целом и мозг как орган мысли в частности), который есть объективная сторона сознания. Без глубокой зависимости существования мышления от мозга сущность первого оказывается продуктом обособленной от тела души, что несовместимо с материализмом. Онтологический аспект философии, изучая объективную реальность, может также рассматривать материальную основу сознания как определённую ступень организации материи. Но объективная сторона — это лишь то, благодаря чему сознание существует; этим ещё не исчерпывается его сущность.
В то же время существует и субъективная сторона сознания, которая и делает его познающим субъектом, способным относительно самостоятельно от своего субстрата оперировать собственными формами. Мышление черпает свой материал из объективной реальности — природы и общества, но работа мозга лишь обеспечивает преобразование чувственного материала в содержание мыслей. Подобно тому, как зеркало — это не то же, что отражение в нём, материальная основа мысли ещё не есть сама мысль. Если мы это отрицаем, мы покидаем точку зрения диалектического материализма и встаём на позиции материализма вульгарного, согласно которому, идеи суть непосредственный результат деятельности мозга, словно жёлчь, которую выделяет печень.
Двойственный характер сознания — объекта и субъекта одновременно — может приводить к вульгарному пониманию его законов. В онтологии сознание рассматривается как форма движения материи. Здесь мы изучаем не сам процесс мышления, а его материальную основу. В гносеологии сознание является формой отражения материи. Здесь мы затрагиваем уже субъективную мыслительную деятельность, на ход которой сознание влияет непосредственно, а не косвенно через практику. Этому различению соответствует два рода законов мышления:
- Объективные, связанные с подчинённостью сознания материальному субстрату отражения: физиологические, психологические и в некотором смысле языковые; их изучают естественные науки.
- Субъективные, которые сознание может непосредственно использовать: логика (диалектическая и формальная); их изучает философия.
В зависимости от предмета науки (особенное или всеобщее), в рамках которого изучаются материя и сознание, их определения будут приобретать различный вид. Так же, как физическое понятие материи отличается от философского17 , биологическое и гносеологическое определения сознания будут затрагивать различные его стороны. Естественно, конкретно-научное понятие мышления никогда не сможет отразить его всеобщую сущность как субъекта познания: специальные науки имеют своим предметом частные моменты, а изучением мира как целого занимается только философия.
Онтология и естественнонаучные дисциплины рассматривают материю как целое, а сознание как его часть: например, в физиологии психика человека рассматривается как совокупность реакций в мозгу. Но сознание — это не только частная форма движения материи: это прежде всего высшая форма отражения. Конечно, чтобы понять сознание как универсальный субъект отражения материи, нужно изучить его материальную основу, но ограничиваться этим — значит не видеть за мозгом мышления.
Расхожее заблуждение, что материя — это целое, а сознание — её часть, и есть та предпосылка, из которой вытекает вся путаница. Люди, не понимая специфики двух фундаментальных категорий гносеологии, выстраивают на основании этой ложной посылки логическое отношение между объективной реальностью в качестве родового понятия и мышления как видового. Но подобный взгляд неверен.
Во-первых, материя и сознание названы категориями не просто так: их определения в скрытом виде уже включают все более частные понятия. Можно, конечно, ввести вдобавок к двум крайним категориям, обозначающим объективную и субъективную реальности, общую для них третью… Но здесь мы уже покидаем точку зрения материализма.
Во-вторых, материальность есть всеобщее свойство объектов обладать самостоятельным существованием от субъекта. Не получится распространить логику первичности-вторичности или зависимости-независимости на отношения между понятием материи и понятиями отдельных её форм: всё содержание первого понятия составляет наиболее общее свойство вторых. Например, огонь мы называем материальным, так как он независим от сознания, а вовсе не потому что он произошёл от некой абстрактной материи или зависим от таковой. Если же сознание признаётся частью материи, то материальность оказывается не совокупным существенным свойством вещей и явлений, а первородным их состоянием. Сознание в такой трактовке будет материальным, потому что зависимо от материи; но тогда и другие её формы будут ей принадлежать, лишь потому что происходят от неё.
Именно для того, чтобы понятие материального не отрывалось от своего непосредственно-конкретного содержания, необходимо противопоставление его сознанию. Иначе получается идеалистическое понятие материи, существующей до своего конкретного воплощения.
Подытожим: материя есть целое, но и сознание есть целое как универсальная противоположность материи; это две полярные категории. Частью материи является человек, а не сознание, которое, в свою очередь, является его свойством — способностью познавать окружающий мир.
Выходит, что сознание может выступать с двух сторон: в онтологии — с объективной, в гносеологии — с субъективной. Маркс и Энгельс в силу культурных условий акцентировали внимание именно на первой стороне вопроса; на вторую обратил внимание уже Ленин в борьбе с махистами. Если говорить о действительном мире, противоположность сознания и материи имеет относительный характер, но в области философского определения данных понятий — гносеологии, эта противоположность становится абсолютной.
Социальная материя и общественное сознание
Неверные общефилософские предпосылки ведут к непоследовательным или даже ложным частным выводам. Если учёный имеет идеалистическое или вульгарно-материалистическое мировоззрение, то и его суждения будут иметь соответствующий характер, особенно когда он будет рассуждать о вещах, которыми не занимается сам. Известные «борцы с мракобесием» и популяризаторы науки Панчин и Дробышевский — яркие тому примеры. В рамках вопросов соответственно биоинформатики и антропологии они практически последовательные материалисты, но вне своих областей они закономерно скатываются в идеализм или механицизм.
Точно так же и современные горе-марксисты, неосознанно смешивая идеальное и материальное, распространяют эту путаницу на материалистическое понимание истории. Как известно, в марксизме за первичную материальную основу исторического процесса берётся трудовая деятельность человека и отношение людей в процессе неё. Маркс сформулировал основное положение исторического материализма следующим образом:
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли независящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.
Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления»18 .
Если материя для нас — это объективная реальность, независимая от сознания, то, следовательно, и отдельные её формы должны обладать этим признаком. Значит, производственные отношения, складывающиеся в процессе общественно-трудовой деятельности, являются материальными, поскольку обладают самостоятельным от мышления содержанием. Мало того, будучи объективными, они ещё и производят содержание общественного сознания. По характеристике Ленина, материальные отношения складываются «помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования»19 .
К сожалению, невнимание современных «марксистов» к философии (даже к собственно марксистской) привело к извращённому представлению о материальной основе социума у них. Смешение категорий идеального и материального, особенно при изучении общества, привело к тому, что социальная материя для них стала неким свойством общественного сознания. Теряя свой объективный характер, экономические отношения представляют для них реальный базис общества не потому, что складываются помимо общественного сознания, а лишь потому, что они более значимы. Это приводит к пониманию социального качества материи как субъективного. Отсюда недалеко и до утверждения об иллюзорной природе капитализма, о том, что в действительности его нет, что он лишь продукт человеческого мышления, а не закономерный результат производственной практики.
Другой, не менее распространённый, ошибочный взгляд связан с представлением об общественном сознании как о чём-то объективном по отношению к индивидуальному. Например, господствующие взгляды в обществе, как правило, не зависят от мировоззрения отдельного человека.
Только вот независимость отдельных моментов различных форм сознания ещё нельзя считать чем-то объективным. Во-первых, объективное в марксистской философии — это материя в отношении сознания вообще, неважно, индивидуального или общественного. Во-вторых, мышление не может быть чисто индивидуальным, хотя и не способно существовать иначе, как посредством отдельных людей. Другими словами, сознание и отдельного человека, и общества в целом — это различные формы субъективного. Плеханов хорошо высказался по этому вопросу:
«С точки зрения Маркса невозможно противопоставление „субъективных“ взглядов личности взглядам „толпы“, „большинства“ и т. д., как чему-то объективному. Толпа состоит из людей, а взгляды людей всегда „субъективны“, так как те или другие взгляды составляют одно из свойств субъекта. Объективны не взгляды „толпы“, объективны те отношения в природе или обществе, которые выражаются в этих взглядах. Критерий истины лежит не во мне, а в отношениях, существующих вне меня. Истинны взгляды, правильно представляющие эти отношения; ошибочны взгляды, искажающие их. Истинна та естественно-научная теория, которая верно схватывает взаимные отношения явлений природы; истинно то историческое описание, которое верно изображает общественные отношения, существовавшие в описываемую им эпоху»20 .
Заблуждения относительно свойств материальной основы общества и общественного сознания приводят к ошибкам двоякого рода.
Одни в результате таких заблуждений приходят к экономическому детерминизму — отрицанию воздействия элементов надстройки как друг на друга, так и на материальный базис. Материальное сознание у них оказывается не способно быть субъектом, поскольку понимается как объект. Любые мыслительные операции для них должны быть с железной необходимостью детерминированы объективной реальностью, вплоть до тождества с нею. Исходя из такой посылки, все формы мышления (понятия, суждения, умозаключения) могут быть лишь непосредственным продуктом материи и не могут быть выведены друг из друга. Общественное сознание, будучи материальным, должно быть независимым от себя же, т. е. не способным к взаимодействию между собственными формами. Если в обществе всё принимается за материальное, то и все виды общественного сознания будут лишь непосредственным следствием производственных отношений.
В действительности надстроечные элементы воспроизводятся не только непосредственно из материального базиса, но и опосредованно, через влияние идеологических отношений друг на друга. Ещё Энгельс, критикуя экономических детерминистов, говорил, что материалистическое понимание истории не заключается в сведении всего к производственным отношениям. Они лишь в конечном счёте являются определяющим моментом в историческом процессе, а на его ход оказывают влияние в том числе различные элементы надстройки21 .
Другие приходят к субъективному пониманию производственных отношений, отождествлению их с экономическими реформами и юридической формой вообще, что особенно ярко проявляется в вопросах практики социалистического строительства. Там, где кажется, что всё развитие материальной основы общества подчинено воле людей посредством государственной машины, легко упустить из виду объективные факторы: развитие производительных сил и соответствующий ему характер производственных отношений.
Вопрос о возникновении и содержании объективного в обществе является одним из интереснейших и сложнейших в историческом материализме. Естественно, не только для решения, но даже для постановки этого вопроса необходимо правильное понимание различия идеального и материального, их отношения зависимости и взаимосвязи вообще. Для марксистов конкретизация основ исторического материализма имеет принципиальное значение, как минимум для теоретического объяснения реставрации капитализма в нашей и других странах, а как максимум — для научной выработки стратегии и тактики классовой борьбы пролетариата и его партии.
Заключение
Моей целью было обоснование материалистического взгляда на противоположность материи и сознания. Насколько у меня это получилось, пусть судит читатель.
Я буду рад добросовестной критике моей позиции: полемика — лучшее средство для корректировки позиции.
К сожалению, большинство аргументов против нематериальности сознания касаются лишь доказательства первичности материи, невозможности выхода мышления за её рамки — этого я никогда и не отрицал. Некоторые товарищи упрекали меня за отрицание диалектики, ведь сознание якобы и материально, и нематериально. Думается, они перепутали диалектику с софистикой. Простое обозначение сознания и материей, и не материей никак не снимет рассмотренных в статье противоречий. Это лишь скрывает корень проблемы соотношения и содержания центральных категорий ОВФ.
Опровергнуть мою позицию с точки зрения материализма можно, лишь показав, что суждение о противоположности материи и мышления несовместимо с утверждением о первичности первого по отношению ко второму.
Примечания
- Энгельс. Анти-Дюринг. Мировая схематика. ↩
- Маркс и Энгельс. Немецкая идеология; Том 1. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений; А. Идеология вообще, Немецкая в особенности; 1. История. ↩
- Энгельс. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. II ↩
- Маркс и Энгельс. Немецкая идеология; Том 1. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений; А. Идеология вообще, Немецкая в особенности; 1. История. ↩
- Энгельс. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. II ↩
- Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Как И. Дицген мог понравиться реакционным философам? ↩
- Энгельс. Диалектика природы. О Негелиевской неспособности познавать бесконечное. ↩
- Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Глава 5; 4. Два направления в современной физике и английский спиритуализм. ↩
- Примечание редакции: не всякий вульгарный материализм прямо отождествляет мышление и материю. Например, вульгарные материалисты Фогт, Молешотт и Бюхнер не отождествляли мышление с материей, а считали его лишь её свойством материи. Таким образом, кроме прямого отождествления этих категорий, вульгарный материализм прибегает и к редукционизму. ↩
- Энгельс. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. II. ↩
- Гегель. Энциклопедия философских наук. Наука логики (Т. 1); Раздел первый. Учение о бытие; b. Наличное бытие § 94. ↩
- Энгельс. Анти-Дюринг. Мораль и право. Вечные истины. ↩
- Примечание редакции: понятие «абсолютная истина» может быть воспринято по-разному: и как совокупная абсолютная истина, складывающаяся из относительных (приоритетное значение), и, наоборот, как абсолютно точное, окончательное знание о каком-то аспекте или фрагменте действительности, которое в таком случае может быть противопоставлено «всегда незаконченному», следовательно, относительному совокупному знанию несколько большего масштаба, складывающемуся из этих «окончательных истин», формирующих его «абсолютное содержание». Но под «несколько большим масштабом», не следует понимать масштаб всего совокупного знания человечества, для которого мы выбираем первое приоритетное значение понятия. Для верного понимания «абсолютной истины» надо, как справедливо замечает И. С. Нарский [1593], иметь в виду, что это понятие имеет несколько значений, а именно: 1) абсолютное знание о действительности в целом, т. е. обо всём мире; 2) то содержание относительных истин (см.), которое сохраняется и возрастает в процессе развития познания; 3) окончательное знание о некоторых определённых аспектах действительности; 4) не исчерпывающие, но неопровержимые результаты познания отдельных сторон изучаемых объектов или их классов, принимающие вид констатаций и описаний. Все эти значения внутренне связаны между собой, но только первое значение есть исчерпывающее, всеобщее, абсолютное знание. ↩
- Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Глава 2; Абсолютная и относительная истина, или об эклектизме Энгельса, открытом Л. Богдановым. ↩
- Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Глава 3; Что такое материя? Что такое опыт? ↩
- Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Глава 3; Что такое материя? Что такое опыт? ↩
- Примечание редакции: в строго научном смысле марксизм отвергает идею разделения категории материи на «физическое понятие материи» и «философское понятие материи», оставляя только «философское», соответствующее известному определению Ленина. На эту тему проводились научные дискуссии в советский период, по результатам которых в некоторых философских школах возникла идея о необходимости развития онтологического аспекта в содержании категории «материя». ↩
- Маркс. К критике политической экономии. Предисловие; Лондон, январь 1859 г. ↩
- Ленин. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. ↩
- Плеханов. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Глава пятая. Современный материализм. ↩
- Энгельс. Письма об историческом материализме. Энгельс — Йозефу Блоху в Кёнигсберг. ↩