Полтора часа между жизнью и смертью. О спектакле «Губернатор»

Полтора часа между жизнью и смертью. О спектакле «Губернатор»
~ 24 мин

«Ведут на казнь убийцу. Для обыч­ной пуб­лики он убийца, и только»

Слова из извест­ного фелье­тона Гегеля «Кто мыс­лит абстрактно?» как нельзя лучше опи­сы­вают спек­такль, кото­рый мы рассмотрим. 

«Губернатор» – поста­новка Андрея Могучего по одно­имён­ному рас­сказу Леонида Андреева. Спектакль был впер­вые постав­лен к сто­ле­тию Великой Октябрьской соци­а­ли­сти­че­ской рево­лю­ции и до сих пор идёт на под­мост­ках петер­бург­ского БДТ им. Товстоногова. И эта поста­новка заслу­жи­вает вни­ма­ния, осо­бенно сегодня.

*Все фото­гра­фии взяты с офи­ци­аль­ного сайта БДТ

«Губернатор» при­ме­ча­те­лен как мини­мум выбо­ром темы, неод­но­знач­ной с точки зре­ния гос­под­ству­ю­щего дис­курса (как «офи­ци­аль­ного», так и «оппо­зи­ци­он­ного»). Ведь пер­вая рус­ская рево­лю­ция (1905 года) и тем более народ­ная рас­права над отдав­шим при­каз о рас­стреле рабо­чей демон­стра­ции генерал-​губернатором — не то, что ожи­да­ешь встре­тить в куль­тур­ном про­стран­стве совре­мен­ной России, осо­бенно на сцене круп­ного госу­дар­ствен­ного театра. Любопытно и то, как построен сам спек­такль, при­чем даже не столько то, в какой худо­же­ствен­ной форме эта тема была вопло­щена, сколько конкретно-​всеобщее рас­кры­тие самой этой проблематики. 

Естественно, перед про­чте­нием заметки я реко­мен­дую чита­телю озна­ко­миться с поста­нов­кой, ибо дальше будет широ­кое рас­кры­тие и интер­пре­та­ция сюжета.

* * *

Начну с фор­маль­ных худо­же­ствен­ных досто­инств спектакля. 

Работа с тек­стом рас­сказа выпол­нена пре­вос­ходно. Излишняя лите­ра­тур­ность Андреева в спек­такле реду­ци­ро­вана до опти­мума: напри­мер, то, как в финале рас­сказа опи­сы­ва­ется состо­я­ние Петра Ильича, — «мерт­вец, цере­мо­ни­аль­ным мар­шем ищу­щий могилы» — со сцены зву­чит проще и лако­нич­нее — «мерт­вец, ищу­щий могилы». И такого рода поло­жи­тель­ных вме­ша­тельств в тело тек­ста у Могучего немало. 

Также сле­дует отме­тить при­ме­нён­ный с умом аудио­ви­зу­аль­ный ряд, исполь­зо­ва­ние все­воз­мож­ных совре­мен­ных тех­ни­че­ских средств выра­же­ния, пре­вос­ход­ный актёр­ский ансамбль. Внимание при этом не застре­вает ни на отдель­ных «при­ём­чи­ках», ни на деко­ра­циях, ни на работе с каме­рой и про­ек­цией. Архитектоника спек­такля сотво­рена так, что кос­ме­ти­че­ски исправ­лен­ный пер­во­ис­точ­ник, слу­жа­щий осно­вой инсце­ни­ровки, тек­сты из дру­гих рас­ска­зов и пьес Андреева, сти­хо­тво­ре­ние Тадеуша Ружевича, землисто-​серый грим на арти­стах, отсы­ла­ю­щий к филь­мам Роя Андерссона, не суще­ствуют сами по себе и ради самих себя: они уси­ли­вают вопло­ще­ние замысла таким обра­зом, чтобы этот замы­сел не был каким-​то лихо закру­чен­ным ребу­сом, а был понят и счи­тан зрителем. 

Конечно, внеш­ними, сти­ли­сти­че­скими реше­ни­ями, будь то воль­ное обра­ще­ние с тек­стами, их ком­би­на­цией, пере­та­сов­кой и про­чим, видео­ря­дом из совет­ской экра­ни­за­ции рас­сказа, музы­кой сума­сшед­шего Олега Каравайчука и так далее, режис­сёр наме­кает зри­телю если не на пост­мо­дер­нист­ский харак­тер про­из­ве­де­ния, то как мини­мум на то, что перед ним при­чуд­ли­вая модер­нист­ская поделка. И здесь сле­дует ого­во­риться: я не буду ругать «ужас­ный модер­низм», равно как и вос­хи­щаться «гени­аль­ными пост­мо­дер­нист­скими выкру­та­сами». Вместо этого я кос­нусь содер­жа­тель­ной части про­из­ве­де­ния, кото­рая выхо­дит за соб­ствен­ные жан­ро­вые пре­делы, откры­вая нам глу­бо­кое отра­же­ние конкретно-​исторических собы­тий, чувств и чая­ний рево­лю­ци­он­ной России. 

Для начала я кратко обри­сую фабулу. 

В городе N в 1905 году рас­стре­ляна мир­ная рабо­чая демон­стра­ция. Отдавший сол­да­там при­каз стре­лять губер­на­тор Пётр Ильич выпал из при­выч­ного ритма жизни и в тече­ние несколь­ких недель только и думает, что об уби­тых сорока семи людях, маясь в ожи­да­нии смерти и не пред­при­ни­мая ника­ких попы­ток избе­жать рас­правы над собой. Общая канва повест­во­ва­ния риф­му­ется с пове­стью Толстого «Смерть Ивана Ильича», даже харак­тер «казён­ной» долж­но­сти и отче­ства глав­ных героев сов­па­дают. А вот фон и исход­ное собы­тие «Губернатора» гораздо мрач­нее и трагичнее.

Палач ли губер­на­тор? Безусловно да. Палач и только? С точки зре­ния одно­сто­рон­него и гру­бого рас­судка тоже да. Но ради чего сто­ило бы писать Андрееву свой глу­бо­кий рас­сказ о «стра­да­ниях палача»? Чего для сто­ило бы ста­вить Могучему свой спек­такль, ещё более глу­бо­кий и про­ник­но­вен­ный, чем ори­ги­нал? Коли было б всё так про­сто, то ника­кая лите­ра­тура, ника­кой театр и ника­кая исто­рия были бы не нужны. Тогда и оце­ни­вать было бы нечего: есть палач и есть жертва, есть рабо­чий и есть бур­жуа, а посреди них — бес­про­свет­ная тьма пустых и глу­пых рассуждательств. 

Но я неспро­ста начал с Гегеля. Фельетон вели­кого иде­а­ли­ста тем и заме­ча­те­лен, что он поз­во­ляет уви­деть пере­ходы и скачки в слож­ных исто­ри­че­ских про­цес­сах, отте­няет неод­но­знач­ность того, что с точки зре­ния «здра­вого смысла» кажется оче­вид­ным, помо­гает пре­одо­леть все абстракт­ные рас­суж­де­ния о чём-​то «бес­по­во­ротно совершившемся». 

* * *

Спектакль начи­на­ется со сна, кото­рый, как мы узнаем позже, видится губер­на­тору посто­янно из раза в раз. Двое муж­чин в чёр­ных котел­ках, словно сошед­шие с кар­тины Рене Магритта, уби­вают его из револь­ве­ров. Пётр Ильич, тра­ди­ци­онно вопро­ша­ю­щий «Вы с про­ше­нием?», тяжело взды­хает и закры­ва­ется от выстре­лов подуш­кой. Эти двое муж­чин, бук­вально кры­ла­тые ангелы мести, спу­стив­ши­еся с небес, выра­жают собой «древ­ний седой закон», смерть кара­ю­щий смер­тью, о кото­ром Андреев и писал свой рассказ.

Хитрость тут кро­ется в том, что в дан­ном аспекте Могучий усу­гу­бил харак­тер дей­ствия этого «закона». Если в рас­сказе не было цик­ли­че­ски повто­ря­ю­ще­гося сна, не было «анге­лов воз­мез­дия», то на сцене «закон» осу­ществ­ля­ется в двух пла­нах: внут­рен­нем (само­ед­ское нака­за­ние себя, пре­сле­ду­ю­щее губер­на­тора не только во сне) и внеш­нем (пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ный народ, уби­ва­ю­щий палача в реаль­но­сти). Но об этом после. 

Пробуждение сопро­вож­да­ется блестяще-​отстранённо про­чи­тан­ным автор­ским тек­стом, лишён­ным малей­шего намёка на иллю­стра­тив­ность и обо­зна­че­ние, сухо инфор­ми­ру­ю­щим, но от этого лишь силь­нее воз­буж­да­ю­щим вооб­ра­же­ние зри­теля. У этого голоса нет отно­ше­ния к про­изо­шед­шему, для него отсут­ствуют «да» и «нет»: в его сло­вах лишь голая кон­ста­та­ция факта, и это поз­во­ляет нам, сидя­щим в зале или по ту сто­рону экрана, само­сто­я­тельно «занять пози­цию» в адрес собы­тий и дей­ству­ю­щих лиц. «Голос» сооб­щает предыс­то­рию слу­чив­ше­гося и на про­тя­же­нии всего дей­ствия будет вно­сить уточ­не­ния и всё рельеф­нее рисо­вать контекст. 

Вот на этом-​то рубеже и начи­на­ется самое инте­рес­ное. Правила игры заданы, и в ход идёт напря­жён­ная диа­лек­тика, не отпус­ка­ю­щая зри­теля до самого финала. «Казнить нельзя поми­ло­вать» пока­жется вам дет­ским лепе­том, ведь пара­докс «Губернатора» куда слож­нее и запутаннее. 

Чтобы не зани­маться пустым вос­про­из­ве­де­нием сюжета, под­черкну суще­ствен­ные моменты, зна­ме­ну­ю­щие ту самую напря­жён­ную диалектику. 

С минуты рас­стрела демон­стра­ции для Петра Ильича оста­но­ви­лось время. Перед ним до самой смерти будет сто­ять только один образ: взмах белого платка, выстрелы, кровь. Этот пла­ток, кото­рым дают отмашку на рас­стрел, в начале бело­снежно бел, а к концу спек­такля ста­но­вится крас­ным от крови его вла­дельца. Это явственно кон­со­ни­рует с крас­ным фла­гом, кото­рым машет рабо­чий при про­чте­нии сво­его «мани­фе­ста». Белый пла­ток, выра­жа­ю­щий угне­те­ние народа, ста­но­вится крас­ным фла­гом в руках этого самого народа, вос­став­шего про­тив своих угнетателей. 

Ещё один подоб­ный платку образ — подушка, кото­рой губер­на­тор закры­вался от выстре­лов, посто­ян­ный его спут­ник. Он не только пря­чется за ней во сне: она слу­жит для него внеш­ней пси­хо­ло­ги­че­ской защи­той от пол­ного осо­зна­ния соде­ян­ного, кото­рая нужна ему, чтобы бес­по­во­ротно не столк­нуться с «ужа­сом реаль­ного». На этой подушке Пётр Ильич спит, пыта­ясь забыться. Но сон пер­ма­нентно обо­ра­чи­ва­ется кош­ма­ром, не менее ужа­са­ю­щим, чем сама реаль­ность, и невы­но­си­мая по силе травма, уби­ва­ю­щая его во сне, воз­вра­щает его в угне­та­ю­щую повсе­днев­ность, где он про­дол­жает ждать встречи со смер­тью. С этой подуш­кой он ходит всюду, при­жи­мая её к груди; это послед­ний оплот, сохра­ня­ю­щий целост­ность его психики. 

Характерно, что он и в кош­ма­рах, и наяву пери­о­ди­че­ски пыта­ется оправ­дать себя, ища вину самих рабо­чих и объ­ек­тив­ных при­чин в «бес­по­во­ротно совер­шив­шемся» или блуж­дая в «само­до­воль­ных мыс­лях», забы­вая, что это он отдал приказ. 

«Алёша этого не пони­мает. Для него всё — госу­дар­ствен­ная необ­хо­ди­мость. Какая же это госу­дар­ствен­ная необ­хо­ди­мость — стре­лять в голод­ных? Государственная необ­хо­ди­мость — кор­мить голод­ных, а не стре­лять в них…»

И я бы настоял на том, что нельзя это счи­ты­вать как созна­тель­ное жела­ние выго­ро­дить себя, снять с себя ответ­ствен­ность. Я пред­ло­жил бы вос­при­ни­мать это как бес­со­зна­тель­ный защит­ный меха­низм, под­дер­жи­ва­ю­щий отно­си­тельно нор­маль­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние пси­хики губер­на­тора. Тем более что об этом нам сооб­ща­ется как в раз­го­воре с сыном (где Пётр Ильич гово­рит о том, что не будет пря­таться или брать себе каза­ков для охраны, потому что знает, что заслу­жи­вает воз­да­я­ния), так и в автор­ском тек­сте, гла­ся­щем, что губер­на­тор не боится смерти. С подуш­кой он рас­ста­ётся только тогда, когда сам хочет вмыс­литься и вчув­ство­ваться в мас­штаб бед­ствия. Например, когда по соб­ствен­ному наме­ре­нию отправ­ля­ется в сарай, где лежат тела убитых. 

Но наи­бо­лее ярко это отоб­ра­жено после потря­са­ю­щего эпи­зода «Бездна», когда он встре­ча­ется со сто­ро­жем Егором, где мы можем узреть всю пара­док­саль­ность ситу­а­ции. Здесь про­яв­ля­ется тон­кое пони­ма­ние режис­сё­ром того, как рабо­тает дра­ма­тур­ги­че­ское раз­ви­тие через пре­одо­ле­ние внут­рен­него и внеш­него кон­фликта. Эпизод стро­ится на рас­кры­тии отно­ше­ния через несколько тра­ги­ко­ми­че­ский диалог. 

Нервно-​возбуждённый Пётр Ильич, про­гу­ли­ва­ясь по саду, спра­ши­вает у Егора: убьют его или нет? Дальнейшая сцена решена очень точно по дина­мике внут­рен­него про­ти­во­ре­чия. Егор сперва отбре­хи­ва­ется: мол, кто их знает? Тем вре­ме­нем весь город пред­чув­ствует, что губер­на­тор будет убит. Молва про­никла во все зако­улки. Даже охран­ники, при­став­лен­ные к Петру Ильичу про­тив его воли, обсуж­дают веро­ят­ный день смерти и спо­соб убийства. 

Губернатор про­сит у сто­рожа ответа. Егор же сперва пере­хо­дит от неопре­де­лен­но­сти к согла­сию, а потом к отри­ца­нию, сочув­ствуя судьбе губер­на­тора, вся­кий раз пыта­ясь его уте­шить. Сторож даже пыта­ется объ­яс­нить пове­де­ние кидав­ших камни: мол, от тоски всё это. Но всë же это по-​прежнему состо­я­ние неопре­де­лен­но­сти. Нарушается оно в финале диа­лога, когда губер­на­тор после неко­то­рой паузы заклю­чает: «Убьют», а сто­рож с насле­зив­ши­мися гла­зами ему вто­рит: «Убьют, Пётр Ильич». Конфликты сгла­жены, неопре­де­лен­ность пре­одо­лена, про­ти­во­ре­чие раз­ре­шено. Но вре­менно. Дальше оно вый­дет на новый виток развития. 

Отдельно стоит отме­тить сле­ду­ю­щий момент. Отвечая на вопрос о том, кто убьёт, Егор гово­рит: «Да народ. Общество, по-​нашему, по-​деревенскому». Андреев закла­ды­вал в эту рас­праву дей­ствие абсо­лют­ного духа, объ­ек­тив­ного закона спра­вед­ли­во­сти, или Бога отмще­ния — такое назва­ние изна­чально и было у рас­сказа. Мы же можем про­честь это проще: в пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ном акте воз­мез­дия выра­жены воля, жела­ния и тре­бо­ва­ния «потом­ствен­ных угне­тён­ных». И не имеет зна­че­ния, к какому именно убий­ству чинов­ника отсы­лает нас Андреев: к убий­ству мос­ков­ского генерал-​губернатора, совер­шён­ному Каляевым, к убий­ству гене­рала Сахарова Анастасией Биценко или ещё к какому-​нибудь. Здесь в первую оче­редь вопло­щена не воля кон­крет­ного инди­вида, хотя и она играет роль: кон­крет­ная лич­ность, кото­рая идёт на подоб­ный шаг, выра­жает в своём поступке инте­рес семей, род­ствен­ни­ков, това­ри­щей, дру­зей и дру­гих сочув­ству­ю­щих расстрелянным. 

Также, про­дол­жая пере­чис­лять досто­ин­ства, стоит упо­мя­нуть сцену сума­сше­ствия матери одного из уби­тых детей — вкрап­ле­ние из рас­сказа Андреева «Великан». Этот эпи­зод обост­рил харак­тер тра­ге­дии Настасьи Сазоновой (пре­красно, без корч и изоб­ра­же­ния, отыг­ран­ной Аграфеной Петровской), тем самым при­дав ей более чело­ве­че­ское изме­ре­ние, доведя до пре­дела неосу­ще­стви­мую теперь жажду жизни не только жен­щины, рыда­ю­щей над тру­пом дочери, но и самого губернатора: 

«И будет у Сашки жизнь, боль­шая, свет­лая, пре­крас­ная жизнь. И вый­дет Сашка на улицу, и ска­жет: «Господи! Господи, ты боже ты мой, хорошо-​то как!». 

Это про­дол­же­ние виде́ний губер­на­тора, снова и снова воз­вра­ща­ю­щее его к себе, к собы­тию, к тем речам, кото­рыми он пытался успо­ко­ить рабо­чих, при­зы­вая их вер­нуться на работу. И кош­мар этот может закон­читься только смертью.

* * *

Наконец, перейду от част­ных момен­тов к общему вопло­ще­нию идеи — при этом мне, разу­ме­ется, с неиз­беж­но­стью при­дется обра­щаться к дру­гим част­ным момен­там. В чём же, соб­ственно, заклю­ча­ется пара­докс «Губернатора»? Почему я ска­зал о конкретно-​всеобщем уровне рас­кры­тия истории? 

В спек­такле про­ис­хо­дит потря­са­ю­щее своей пара­док­саль­но­стью чудо. Ограниченное (и не только исто­ри­че­ски) суще­ство, соци­аль­ная функ­ция, совер­шив­шая ужас­ное пре­ступ­ле­ние, лишив жизни почти пол­сотни чело­век, вне­зап­ным обра­зом оче­ло­ве­чи­ва­ется. На наших гла­зах буд­нично мар­ши­ру­ю­щий по квад­рату генерал-​губернатор, раз­мыш­ляя о соде­ян­ном и еже­ми­нутно воз­вра­ща­ясь к «собы­тию», ста­но­вится чело­ве­ком. Если до этого момента он смот­рел на мир, на людей, на себя, на свою семью с огра­ни­чен­ной клас­со­вой и функ­ци­о­наль­ной пози­ции, с точки зре­ния «госу­дар­ствен­ных инте­ре­сов», то после «бес­по­во­ротно совер­шив­ше­гося» мир для Петра Ильича пере­вер­нулся. Мировоззрение губер­на­тора, госу­дар­ствен­ного дея­теля, защит­ника гос­под­ских инте­ре­сов рас­ши­ри­лось: теперь он начал смот­реть на про­ис­хо­дя­щее с точки зре­ния всемирно-​исторической, с точки зре­ния «родо­вого чело­века». Развитие это про­ис­хо­дит в несколь­ких плос­ко­стях: меня­ется отно­ше­ние Петра Ильича к уби­тым (кото­рые сперва ему каза­лись кук­лами из папье-​маше), к себе (в начале он не чув­ство­вал себя вино­ва­тым), к сво­ему окру­же­нию (если раньше он был про­сто отстра­нён­ным от всех, кроме сына, то потом уте­рял связь с сыном, а к осталь­ным стал испы­ты­вать откры­тое пре­зре­ние), к своей долж­но­сти (теперь госу­дар­ствен­ные одоб­ре­ние и бла­го­дар­ность за соде­ян­ное ему пре­тят), к рабо­чим (кото­рых он прежде счи­тал огра­ни­чен­ными). По мере про­ис­хо­дя­щих в нём изме­не­ний, по мере его оче­ло­ве­чи­ва­ния при­бли­жа­ется и его смерть. На таком пара­доксе и зиждется тра­ге­дия его поло­же­ния: совер­шив нечто анти­гу­ман­ное, омерт­ве­лая соци­аль­ная роль обрела дыха­ние жизни, но в этом дыха­нии таится одно­вре­менно и ожи­да­е­мая гибель, и ост­рей­шим обра­зом пере­жи­ва­е­мое отчуж­де­ние, обу­слов­лен­ное все­об­щим пре­зре­нием. Быть может, и дей­ству­ю­щим лицам, и зри­телю хоте­лось бы пре­одо­леть это отчуж­де­ние, как-​то всё попра­вить, но уже поздно. Это пони­мает и сам губернатор.

Проиллюстрирую раз­ви­тие «точки зре­ния» Петра Ильича на при­мере сцены его диа­лога с сыном. Алёша снис­хо­ди­тельно спра­ши­вает отца: дескать, он всё ещё хму­рится? В ответ на это Пётр Ильич, сдер­жи­вая боль, рас­ска­зы­вает о бес­по­ко­я­щей его исто­рии с рабо­чими. Сын удив­ля­ется: одоб­ре­ние из Петербурга посту­пило, в чём же про­блема? Тут губер­на­тор раз­ра­жа­ется моно­ло­гом, кото­рый и зна­ме­нует его пере­ход с пози­ций госу­дар­ствен­ного дея­теля ко всемирно-​историческому, родо­вому взгляду на чело­века. Происходит это, конечно, не в резуль­тате кро­пот­ли­вой умствен­ной работы, а ско­рее на чув­ствен­ном уровне, оттого что опыт ока­зы­ва­ется горь­ким не только для постра­дав­ших, но и для отдав­шего при­каз, так как тот отдал его непроизвольно. 

Губернатор начи­нает с апел­ля­ции к тому, что стре­лял по рус­ским, по кре­стам: мол, негоже рус­ским стре­лять в рус­ских! Но в про­цессе про­из­не­се­ния моно­лога (неиз­вестно, в этот момент или ранее снис­хо­дит на него это оза­ре­ние) Пётр Ильич при­хо­дит к тому, что стре­лял он по голод­ным, по людям. Алёша отго­ва­ри­вает его от этих мыс­лей: мол, это были бун­тов­щики, и отец испол­нял свой долг. Но для губер­на­тора — веро­ятно, впер­вые в жизни — чело­век пред­стал в своём подлинно-​человеческом виде: не как роль, долж­ность или функ­ция, а непо­сред­ственно как чело­век со сво­ими вку­сами, жела­ни­ями и потреб­но­стями. Понятие о госу­дар­ствен­ном долге, кото­рым он раньше жил, поте­ряло для него зна­че­ние: чего стоит этот долг, если его испол­не­ние ведёт к смерти людей? И цену соде­ян­ному он, как чело­век ста­рых взгля­дов, знает пре­красно: смерть за смерть. Сын же этого не пони­мает, упре­кая отца за фило­соф­ство­ва­ние и рас­хля­бан­ность, и срав­ни­вает его с нерв­ной жен­щи­ной. По итогу Пётр Ильич решает, что изна­чаль­ные толки про рус­ских и рели­гию — вздор, что дело в дру­гом. Это и есть его если и не созна­тель­ное, то чув­ствен­ное, инту­и­тив­ное при­бли­же­ние к сво­ему един­ству с чело­ве­ком как родо­вым существом. 

Ещё один виток тра­гизма мы видим в миро­воз­зрен­че­ском над­ломе губер­на­тора: одной ногой он при­бли­зился к конкретно-​всеобщему пони­ма­нию чело­века, а дру­гой остался верен при­выч­ным убеж­де­ниям. И в этом отра­жена горест­ная диа­лек­тика: ника­кого искуп­ле­ния вины, кроме как по прин­ципу «кровь за кровь», в дан­ной ситу­а­ции вооб­ра­зить невоз­можно. Это сознаёт губер­на­тор, это сознаёт весь город, это сознаёт и зри­тель. Это един­ствен­ный реа­ли­сти­че­ский исход в рам­ках дра­ма­ти­че­ского про­из­ве­де­ния, потому что допу­стить рас­ка­я­ние в духе Роди Раскольникова или все­бла­гое про­ще­ние со сто­роны автора, как то было с Николаем Ставрогиным в «Бесах», — и уж тем более пред­по­ло­жить, что губер­на­тор мог бы перейти на пози­ции про­ле­та­ри­ата и впо­след­ствии всту­пить в ряды РСДРП или, на худой конец, пар­тии эсе­ров — было бы вер­хом наро­чи­той искус­ствен­но­сти, (квази)религиозной апо­ло­ге­тики или про­стой левац­кой глу­по­сти. Мы знаем исход с самого начала, мы, может, даже хотели бы дру­гого исхода, но аль­тер­на­тивы нет и быть не может. Остаётся наблю­дать за неот­вра­ти­мо­стью гибели и при­ня­тием фатума, как в сцене, когда губер­на­тору при­слали бомбу, кото­рую он при­жал к груди, но она не сра­бо­тала, про­длив его мучения.

Мучения ста­но­вятся настолько нестер­пи­мыми, что Петру Ильичу оста­ётся только завыть нече­ло­ве­че­ским воем и обра­титься в никуда: 

«Придите ко мне кто-​нибудь, пожа­лейте меня. Придите ко мне кто-​нибудь, пожа­лейте меня. Придите ко мне кто-​нибудь, пожа­лейте меня.» 

И чело­век, гото­вый пожа­леть губер­на­тора, нахо­дится. В нескон­ча­е­мом потоке писем, среди кото­рых сплошь поже­ла­ния смерти или под­держка испол­нен­ного им госу­дар­ствен­ного долга, он встре­чает два исклю­чи­тель­ных по содер­жа­нию. Первое, от рабо­чего, сооб­щает нам о чест­но­сти губер­на­тора, отли­ча­ю­щей его от дру­гих досто­по­чтен­ных лиц; есте­ственно, посту­пок Петра Ильича осуж­да­ется рабо­чим, но тот всё же выска­зы­вает прин­ци­пи­аль­ное поли­ти­че­ское несо­гла­сие с мерой ожи­да­е­мого нака­за­ния. Второе же — иного рода: это прон­зи­тель­ное письмо от гим­на­зистки — един­ствен­ного чело­века, кото­рый нахо­дит слова сочув­ствия к губернатору. 

Надо ска­зать, что в спек­такле гим­на­зистка пред­став­лена в неко­то­ром роде юро­ди­вой: на то ука­зы­вают дефек­тив­ная речь и косо­гла­зие. В рас­сказе об этом не гово­рится, и можно допу­стить, что это вопло­ще­ние мысли режис­сёра, слу­жа­щее оправ­да­нию пози­ции гим­на­зистки: мол, до дна про­чув­ство­вать горечь губер­на­тора может только юро­ди­вый или бла­жен­ный. Так ли это? Пусть на этот вопрос каж­дый отве­тит для себя сам. 

Гимназистка сты­дится своих слов, но всё же пишет их, пони­мая, что в мире нет ни одного чело­века, кото­рый будет скор­беть по губер­на­тору. Она делится с ним своим печаль­ным сном и окан­чи­вает письмо про­стыми, но щемя­щими сло­вами: «Мне очень жаль вас». Четыре баналь­ных слова являют собой кон­структ того самого напря­жён­ней­шего про­ти­во­ре­чия спек­такля: коле­ба­ния между жаж­дой заслу­жен­ного воз­мез­дия и сопе­ре­жи­ва­нием чело­веку, уви­дев­шему смерть не только сво­ими гла­зами, но и внутри самого себя. Палач, убив­ший пол­сотни чело­век, уви­дел со сто­роны себя, соде­ян­ное им, и узрел при этом стра­да­ния не только погиб­ших и их семей, но и сотен поко­ле­ний угне­та­е­мых наро­дов. После «собы­тия» в нём впер­вые про­бу­ди­лось созна­ние жизни, выхо­дя­щее за пре­делы его соб­ствен­ного огра­ни­чен­ного бытия. Сознание, кажу­ще­еся род­ным и свит­ским безу­мием, было, в сущ­но­сти, един­ствен­ным чело­ве­че­ским чув­ством в губер­на­торе, к сожа­ле­нию, про­бу­див­шимся при таких тра­ги­че­ских обсто­я­тель­ствах. И это чело­ве­че­ское созна­ние, узрев­шее исто­ри­че­ский мас­штаб соде­ян­ного, отра­зив­шего миро­вой харак­тер гос­под­ства и под­чи­не­ния в самом себе, отка­за­лось от пору­чен­ной ему роли: лев нако­нец воз­лëг с агн­цем. Прочувствовавшее волю и жела­ние «потом­ствен­ных угне­тён­ных», оно не могло при­ми­риться с собой, с соде­ян­ным, и потому ему суж­дено было при­ми­риться только со смертью. 

Смерть в спек­такле отоб­ра­жена сухо и про­за­ично. Финальный, один­на­дца­тый эпи­зод длится всего трид­цать восемь секунд. И это пра­вильно. Открывшаяся к соб­ствен­ному удив­ле­нию жизнь уже содер­жала в себе дыха­ние смерти. И чем силь­нее это ощу­ще­ние ясно­сти, или даже сущ­но­сти, жизни билось в сердце губер­на­тора, тем ближе под­сту­пала смерть. Он давно её ждал, вот она и пришла. 

Губернатор без подушки, по бокам стоят «ангелы смерти», на сцену под­ни­ма­ется тот же рабо­чий, что читал «мани­фест». Вероятно, он же и был мужем Настасьи Сазоновой, он же и напи­сал осуж­да­ю­щее народ­ную рас­праву письмо, но эти вто­ро­сте­пен­ные факты уже не столь зна­чимы. «Прошение? Вы с про­ше­нием?», «изви­ните, гос­по­дин губер­на­тор», револь­вер, выстрелы, кровь. 

* * *

Я наме­ренно опу­стил ряд эпи­зо­дов и не в мень­шей мере заслу­жи­ва­ю­щих вни­ма­ния досто­инств спек­такля, дабы не откло­няться от маги­страль­ной линии. «Губернатор» Андрея Могучего пест­рит заме­ча­тель­ными режис­сёр­скими наход­ками, этю­дами, актёр­скими рабо­тами вроде рас­суж­де­ний анге­лов в котел­ках в духе геге­лев­ской диа­лек­тики раба и гос­по­дина, о каж­дой из кото­рых можно отдельно и много писать. Посему лучше про­сто насла­диться поста­нов­кой, чем зака­пы­ваться в частностях. 

В заклю­че­ние хоте­лось бы обго­во­рить сле­ду­ю­щее. Безусловно, тему спек­такля, счи­тан­ную мной, Могучий в спек­такль не закла­ды­вал. Естественно, Андрей Анатольевич по воз­зре­ниям и близко не ком­му­нист, а ско­рее обыч­ный абстракт­ный гума­нист тол­стов­ского типа. На это явственно ука­зы­вают и «ангелы смерти», и финаль­ное сти­хо­тво­ре­ние Тадеуша Ружевича, при­зы­ва­ю­щее любить чело­века, и дру­гие поста­новки режис­сёра (вроде его инсце­ни­ровки «Что делать» Чернышевского). Ограничена ли его точка зре­ния? Конечно, огра­ни­чена. Но огра­ни­чен­ность автора никак не ума­ляет того, сколь тонко и точно он выра­зил про­бле­ма­тику отчуж­де­ния чело­века от его соб­ствен­ной сущ­но­сти, необ­хо­ди­мо­сти раз­ры­ваться между своей ролью в обще­ствен­ной системе раз­де­ле­ния труда и тем под­линно чело­ве­че­ским, все­об­щим, что в каж­дом из нас раз­ви­ва­ется. Кроме того, это не ума­ляет того уровня чело­ве­че­ской чув­ствен­но­сти, до кото­рого мы как зри­тели можем под­няться, про­ник­нув в ткань бес­по­во­ротно совер­ша­ю­ще­гося на наших гла­зах, уви­дев экзи­стен­ци­аль­ные пере­жи­ва­ния губер­на­тора, содер­жа­щие зна­чимо больше, чем чая­ния одного субъ­екта, и ото­звав­шись на них серд­цем. И тем более это не отме­няет нашей спо­соб­но­сти видеть за веще­ствен­ной обо­лоч­кой скры­тую сущ­ность, за голой види­мо­стью улав­ли­вать потен­циал, кото­рый может в себе нести то или иное худо­же­ствен­ное произведение. 

И не нужно сты­диться, если вы искренно сочув­ство­вали губер­на­тору или даже про­сле­зи­лись при про­смотре: то было сочув­ствие не палачу и его обще­ствен­ной функ­ции, а тому люд­скому, что в нём про­бу­ди­лось на миг, чтобы угас­нуть навеки.

Нашли ошибку? Выделите фраг­мент тек­ста и нажмите Ctrl+Enter.