Об образовании марксиста

Об образовании марксиста
~ 29 мин

Раньше за при­зыв читать что-​нибудь слож­нее «Манифеста» (а то и сам «Манифест») любой мигом полу­чал клеймо дива­ни­ста, бол­туна и тал­му­ди­ста, под­ме­ня­ю­щего живую жизнь скуч­ными книж­ками, когда «всё уже давно ска­зано» и «всем и так всё понятно».

Теперь же тренд на неве­же­ство в левой среде ухо­дит в прошлое.

Со вто­рой поло­вины 2010-​х начался круж­ко­вый бум: повсюду начали откры­ваться марк­сист­ские кружки и круж­ко­вые объ­еди­не­ния. Каждая группа из 3,5 сту­ден­тов счи­тала при­ем­ле­мым объ­явить себя марк­сист­ским круж­ком. Понемногу левые в оче­ред­ной раз взяли на воору­же­ние ста­рую схему: застой закон­чился, сей­час как прой­дём круж­ко­вый этап — а там и Коммунистическая пар­тия не за горами!

Но что это за кружки? (Хочется доба­вить слово «были», однако при­хо­дится при­знать, что таких до сих пор как грязи.)

В худ­шем слу­чае такой кру­жок — про­сто тусовка, собра­ние зна­ко­мых и дру­зей с поверх­ност­ными и тол­ком не обду­ман­ными общими взгля­дами на ряд вопро­сов, кото­рые среди них бес­ко­нечно и без осо­бого смысла деба­ти­ру­ются: «Сталин или Троцкий?», «ува­жаем ли мы вете­ра­нов?», «когда идём пить пиво?» Разумеется, такое сбо­рище если и читает что-​то, то делает это бес­си­стемно, спон­танно, выхва­ты­вая из крас­но­ва­той инфор­ма­ци­он­ной струи слу­чай­ные про­из­ве­де­ния клас­си­ков на поли­ти­че­ские темы, в луч­шем слу­чае раз­бав­ляя их чем-​нибудь вроде «Политэкономии» Островитянова и «Диамата» Корнфорта.

В более при­лич­ном вари­анте это неболь­шие замкну­тые на себя группы, заня­тые само­об­ра­зо­ва­нием по более-​менее стро­гой про­грамме. Поначалу такие кружки чаще всего были неза­ви­си­мыми и суще­ство­вали в режиме «недо­учки учат недо­учек»: когда опыт­ных людей в кружке нет, все при­мерно равны по уровню обра­зо­ван­но­сти, заня­тия чаще всего сво­дятся к пере­сказу книжки и сов­мест­ному обсуж­де­нию вопроса «что хотел ска­зать автор». Программы, соот­вет­ственно, сперва также состав­ля­лись самими круж­ков­цами (и неиме­ние опыт­ных кад­ров, конечно, всё-​таки ска­зы­ва­лось на каче­стве под­бора лите­ра­туры и струк­ту­ри­ро­ва­ния про­граммы). Где-​то учёба лучше, где-​то хуже, но в любом слу­чае само­об­ра­зо­ва­нием здесь всё и огра­ни­чи­ва­ется: у этих круж­ков, кроме избы-​читальни, есть разве что паб­лики, кон­тент кото­рых в луч­шем слу­чае состоит из заме­ток с про­стень­ким ана­ли­зом изби­тых идео­ло­гем или ново­стей, а в худ­шем — из репо­стов и одно­об­раз­ных мемов. Исключения, конечно, были, но еди­нич­ные — вроде тюмен­ского «Молота», кото­рый, несмотря на гру­бые ошибки и поли­ти­че­ские заскоки, во вся­ком слу­чае, смог под­няться до чте­ния чего-​то выше базо­вого уровня и напи­са­ния пол­но­цен­ных статей.

Сегодня, впро­чем, волна неза­ви­си­мых круж­ков уже схлы­нула. Основная их масса вли­лась в какое-​нибудь из круж­ко­вых объ­еди­не­ний (либо стала появ­ляться сразу в их составе): Политштурм, РПР, Союз Марксистов, Вектор и так далее. Тут им дали и про­грамму от «зна­ю­щих това­ри­щей», и какое-​то направ­ле­ние для общей работы (в соот­вет­ствии с про­фи­лем орга­ни­за­ции)… Зачастую, впро­чем, ни содер­жа­ние мест­ных паб­ли­ков, ни каче­ство учёбы зна­чимо в луч­шую сто­рону не поме­ня­лось. Связано это было как с обык­но­венно весьма услов­ным кон­тро­лем за учеб­ной рабо­той ячеек в реги­о­нах, так и с тем, что абсо­лют­ному боль­шин­ству этих орга­ни­за­ций нужны были в первую оче­редь рабо­чие руки для оформ­ле­ния сай­тов и работы с курье­рами, для чего якобы доста­точно знать основ­ные посту­латы. Ну и, конечно, никуда не делся вопрос о том, так ли уж умны те, кто ведёт за собой эти орга­ни­за­ции… Впрочем, мы отвлеклись.

Тех и дру­гих объ­еди­няло и объ­еди­няет одно: с марк­сист­скими круж­ками про­шлого, на мате­ри­але кото­рых Александр Тарасов и дру­гие харак­те­ри­зо­вали т. н. «круж­ко­вый этап», у них из общего только назва­ние. Кружок конца XIX века — это эко­но­ми­че­ски и поли­ти­че­ски авто­ном­ная ячейка, то бишь обла­да­ю­щая соб­ствен­ными кас­сой, руко­вод­ством, свя­зями, выхо­дами на мест­ные пред­при­я­тия, а то и куп­лен­ной в склад­чину под­поль­ной печат­ной маши­ной. Впрочем, были и не под­поль­ные: не сек­рет, что Ленин и ком­па­ния зани­ма­лись вполне легаль­ным изда­тель­ским биз­не­сом, поэтому пря­тать типо­гра­фию им не было нужды.

Поэтому и суть таких круж­ков была совсем другой:

  • они стре­ми­лись выра­бо­тать еди­ную тео­ре­ти­че­скую пози­цию по самым раз­ным вопро­сам и защи­щать её/​нападать с ней на других;
  • каж­дый член таких круж­ков рас­смат­ри­вался как «авто­ном­ная бое­вая еди­ница», кото­рая может и должна не только оку­чить весь акту­аль­ный марк­сизм и теку­щие соци­ально зна­чи­мые собы­тия, но и сде­лать из погло­щён­ной инфор­ма­ции пра­виль­ные выводы и начать опе­ра­тивно дей­ство­вать. И тре­бо­ва­ния к каж­дому члену были соответствующие.

Эти кружки были вызваны к жизни не огра­ни­че­нием «сво­боды мысли» у отдель­ных кучек уча­щейся интел­ли­ген­ции, а для­щимся к 1890-​м уже трид­цать лет посто­ян­ным рево­лю­ци­он­ным дви­же­нием. Уже было мас­со­вое дви­же­ние «ниги­ли­стов» 60-​х, тра­ди­ция «рево­лю­ци­он­ной демо­кра­тии», хож­де­ния в народ, когда моло­дых людей аре­сто­вы­вали тыся­чами каж­дый год за про­стое хра­не­ние запре­щён­ных про­кла­ма­ций, при­го­ва­ри­вая их ко мно­гим годам каторги. Уже была выра­бо­тана, выстра­дана и опро­бо­вана идея пря­мой поли­ти­че­ской борьбы 1879–1884 годов. 

Эти кружки были не пер­вым граж­дан­ским опы­том моло­дёжи, только-​только осо­знав­шей что-​нибудь вроде «неспра­вед­ли­во­сти мира» или того, что офи­ци­аль­ная идео­ло­гия настолько уста­рела, что уже начала под­гни­вать… А вот нынеш­ние кружки в массе своей именно такие и подобны не-​марксистским круж­кам 1860-​х, а не ком­му­ни­стам 1890-​х, кото­рые и были пред­ста­ви­те­лями того самого круж­ко­вого этапа.

«Трудно пред­ста­вить себе более рез­кую про­ти­во­по­лож­ность. Нигилист стре­мится во что бы то ни стало к соб­ствен­ному сча­стью, идеал кото­рого „разум­ная“ жизнь „мыс­ля­щего реа­ли­ста“. Революционер ищет сча­стья дру­гих, при­нося ему в жертву своё соб­ствен­ное. Его идеал — жизнь, пол­ная стра­да­ний, и смерть муче­ника»1 ,

— срав­ни­вает Степняк-​Кравчинский ниги­ли­стов 1860-​х с революционерами.

Сейчас в кружки идут за тем же, за чем тогда шли ниги­ли­сты. Люди видят вокруг «нера­зум­ную», «неустро­ен­ную» жизнь и ищут место, где их про­све­тят, где им пода­рят вели­кие истины и сде­лают из них побор­ни­ков науки. Это про­яв­ля­ется, напри­мер, в том, что бóль­шая часть кон­тента, кото­рый левые выпус­кают для самих себя — самый обыч­ный «науч­поп», абстракт­ное «про­све­ще­ние» по слу­чай­ным зани­ма­тель­ным вопро­сам, а бóль­шая часть поли­ти­че­ски окра­шен­ного кон­тента у них не направ­лена на при­вле­че­ние людей к кон­крет­ной дея­тель­но­сти и даже не содер­жит чёт­кой идей­ной линии, кото­рая одно­значно и все­сто­ронне харак­те­ри­зо­вала бы пози­цию и систему взгля­дов «кон­тент­мей­кера», поз­во­ляя людям ясно ска­зать «да, я с ним» или «нет, я точно против». 

Так же суще­ствует и боль­шин­ство левых орга­ни­за­ций, ибо один из кор­ней извест­ного всем «вождизма» и замкну­то­сти левых групп состоит именно в том, что у них изна­чально не стоит реаль­ной цели уго­стить кого-​то пло­дами своей дея­тель­но­сти. Подлинная цель боль­шин­ства таких объ­еди­не­ний — достичь неко­его «про­свет­ле­ния», самим при­об­щиться к чему-​то вели­кому и важ­ному, а не отдать этому вели­кому свои дра­го­цен­ные силы и уме­ния. Отсюда же, напри­мер, рас­тёт агрес­сив­ное неже­ла­ние левых вкла­ды­ваться в дело финан­сово. Отсюда же — фор­ма­лизм и недо­ве­рие чле­нов круж­ков друг к другу, их раз­об­щён­ность. Разумеется, подоб­ные явле­ния суще­ство­вали и во вре­мена большевиков: 

«В один из этих круж­ков вхо­дили кур­систки, фельд­ше­рицы, сту­денты, гим­на­зистки. Приходя на квар­тиру к Борецкой, у кото­рой соби­ра­лась моло­дёжь, я сразу погру­жался в при­выч­ную умствен­ную среду. Студент Рыбников, бли­зо­руко щурясь, пощи­пы­вая маши­нально булку, отпи­вал ред­кими глот­ками чай и, не отры­вая глаз от книги, рас­се­янно отве­чал на при­вет­ствия и вопросы. Его това­рищ, вось­ми­класс­ник Шевелёв, рас­ха­жи­вал по ком­нате, глу­боко засу­нув руки в кар­маны, све­сив голову и о чём-​то думая. Берта, фельд­ше­рица, сидела на диване, кута­лась в пла­ток либо хло­по­тала у стола. Её подруга Лина шур­шала газе­той, а Трубина лежала на кушетке, зало­жив за голову руки, меч­та­тельно смот­рела в пото­лок. Каждого из них вос­при­ни­мал я в отдель­но­сти, пооди­ночке. Сдвигались сту­лья, про­во­ди­лась оче­ред­ная беседа. И все­гда было у меня такое ощу­ще­ние, будто говорю я лишь для себя и будто, слу­шая меня, и Рыбников, и Шевелёв, и Лина, и Берта, и Трубина заняты тоже собой и ничего не хотят знать друг о друге. И я с напря­же­нием ста­рался изло­жить свои мысли как можно логич­ней и цве­ти­стей: хоте­лось пока­зать, что я знаю Канта, Гегеля, Маха, Плеханова, Маркса, Ленина; я щего­лял срав­не­ни­ями, так как чув­ство­вал, что слу­ша­тели сле­дят не столько за тем, что я им говорю, а как говорю.
После доклада Рыбников, щурясь и точно нехотя, спра­ши­вал:
— Простите, я не понял той части вашего рефе­рата, где вы кос­ну­лись вопроса о кон­цен­тра­ции капи­тала. Не кажется ли вам, что новей­шие успехи тех­ники поз­во­ляют про­из­во­дить дешё­вые и обще­до­ступ­ные ору­дия про­из­вод­ства; их могут при­об­ре­тать мел­кие и сред­ние ремес­лен­ники и в городе и в деревне?
Я насто­ра­жи­вался не потому, что Рыбников сомне­вался в неко­то­рых основ­ных вопро­сах марк­сизма, а потому что в его тоне, в мане­рах улав­ли­вал вызов и какую-​то наме­рен­ную отчуж­дён­ность. У нас раз­го­рался спор. В спор вме­ши­ва­лись осталь­ные члены кружка. Мы пере­би­вали друг друга, обры­вали на полу­слове. Каждый ценил лишь своё соб­ствен­ное мне­ние, мне­ния же дру­гих счи­тал вздор­ными. Мы рас­хо­ди­лись ещё больше чуж­дые друг другу»
2 ,

вспо­ми­нает Воронский о кружке моло­дой интел­ли­ген­ции уже после 1905 года.

Да, мно­гое из опи­сан­ного — родо­вая черта интел­ли­ген­ции, обу­слов­лен­ная её обще­ствен­ным поло­же­нием. Даже если речь идёт об интел­ли­ген­ции про­ле­тар­ской, даже об искренне боле­ю­щей за дело класса — чего уж гово­рить о само­до­воль­ных про­свет­лён­ных оди­ноч­ках, чей под­лин­ный дви­жу­щий мотив состоит в осо­зна­нии сво­его интел­лек­ту­аль­ного пре­вос­ход­ства над «кол­ле­гами». 

Это не зна­чит, что нам (а сей­час «мы» — в основ­ном сту­денты и интел­ли­ген­ция) не нужно жёстко и бес­ком­про­миссно иско­ре­нять в себе этот эго­и­сти­че­ский инди­ви­ду­а­лизм. Каждый обя­зан прямо спра­ши­вать себя: ради чего он здесь? каков его пре­дел? А дав ответ себе, спра­ши­вать о том же и товарищей.

Однако, ска­зав всё это, мы должны под­черк­нуть и дру­гую край­ность. На теку­щем уровне раз­ви­тия неко­то­рые левые выби­рают аль­тер­на­тиву такому инди­ви­ду­а­лизму — сле­пое под­чи­не­ние «вождям», на кото­рых они наткну­лись раньше, чем на дру­гих, посто­ян­ное сгла­жи­ва­ние прин­ци­пи­аль­ных вопро­сов и ост­рых углов «в пользу кол­лек­тива» и хаос полу­гра­мот­ной толпы, бегу­щей за каж­дым, кто умеет складно бол­тать и имеет деньги на стиль­ный «про­дакшн». Зачастую мы видим и пря­мой пере­ход инди­ви­ду­а­лизма в вождизм, кото­рый вполне зако­но­ме­рен: тому, кто при­шёл ради сугубо лич­ных вопро­сов, проще полу­чать гото­вые ответы, а не пытаться раз­би­раться в людях и про­цес­сах самому. Так, все совре­мен­ные круп­ные левые орга­ни­за­ции выросли именно из опи­сан­ных выше «групп оди­но­чек», кучек «уни­каль­ных лич­но­стей», назы­ва­е­мых по ста­рой памяти круж­ками, кото­рые объ­еди­ни­лись вокруг немно­го­чис­лен­ных «лиде­ров обще­ствен­ного мнения». 

В руко­вод­стве боль­шин­ства из таких орга­ни­за­ций сидят слу­чай­ные люди, про­сто сумев­шие полю­биться массе инди­ви­дов. Они то и дело несут чушь и не несут за это ответ­ствен­но­сти. Мы видим посто­ян­ные лич­ные ссоры и обиды, под­час пол­но­стью обры­ва­ю­щие сотруд­ни­че­ство, видим посто­ян­ные интернет-​войны, когда быв­шие «инди­виды» пре­вра­ща­ются в огол­те­лую толпу, с пеной у рта спо­ря­щую в ком­мен­та­риях о чём угодно. Все без исклю­че­ния орга­ни­за­ции, с пред­ста­ви­те­лями кото­рых автор общался (а это почти все круп­ные левые орга­ни­за­ции РФ), стал­ки­ва­ются с одной и той же про­бле­мой: пас­сив­ное и аморф­ное боль­шин­ство попа­дает под власть кучки «акти­ви­стов» с хорошо под­ве­шен­ным язы­ком — а те рулят мас­сой оди­но­чек как хотят. И нет ника­кой раз­ницы, как именно это осу­ществ­ля­ется: бюро­кра­ти­че­скими ли играми с назна­че­нием удоб­ных им дат голо­со­ва­ний и собра­ний или же пафос­ным эпа­та­жем с сочи­не­нием убо­гих песе­нок про своих кон­ку­рен­тов, резко ста­но­вя­щихся «вра­гами народа» и «попи­ра­те­лями демо­кра­тии». Ещё древним гре­кам было пре­красно известно, что дес­по­тия — порож­де­ние толпы, а не злост­ного узурпатора. 

Любому склон­ному к ана­лизу чело­веку оче­видно, что, вопреки мне­нию толпы, мил­лион оди­но­чек стоит меньше, чем деся­ток дей­стви­тельно еди­ных меж собой людей, име­ю­щих глу­бо­кое общее миро­воз­зре­ние, ясную и кон­крет­ную общую цель, и потому осо­зна­ю­щих, что у них одна общая судьба. Однако, прежде чем гово­рить о том, как выстро­ить креп­кий кол­лек­тив (об этом можно напи­сать отдель­ный мате­риал, и здесь этот вопрос я затрону лишь кос­венно), нужно ска­зать о глав­ной и необ­хо­ди­мой его предпосылке.

Такой пред­по­сыл­кой явля­ется… раз­ви­тый, пол­но­стью авто­ном­ный и само­до­ста­точ­ный инди­вид. Вот такая диалектика. 

Но обо всём по порядку.

Сегодня поста­нова для рядо­вых левых внутри орга­ни­за­ций, а также для их непри­ка­ян­ных (не состо­я­щих в орга­ни­за­циях) бра­тьев по разуму, такова: тео­рию глу­боко изу­чать должны или некий «тео­ре­ти­че­ский отдел», или руко­вод­ство, реша­ю­щие стра­те­ги­че­ские вопросы (очень, кстати говоря, демо­кра­тично), или «те, кому это инте­ресно». Обычному же левому, по их мне­нию, читать «Капитал» ни к чему: для него всё уже раз­жё­вано, пере­ва­рено и выдав­лено могу­чей куч­кой говорунов-​научпоперов — как совет­ских, так и нынеш­них. Осталось вос­поль­зо­ваться 54 мет­рами их кон­тента — и программа-​минимум для обыч­ного левого выполнена.

Мы в корне не согласны с этим тези­сом и счи­таем его губи­тель­ным, бук­вально фаталь­ным если не для дела в целом, то для мно­же­ства рядо­вых акти­ви­стов самих по себе. Оснований у нашей пози­ции несколько. Замечу, что здесь мы не будем касаться вопроса о том, зачем вообще нужно изу­чать тео­рию, почему нельзя обой­тись «Манифестом» и т. д. Мы посвя­тили этой теме тонну тек­ста. Здесь речь пой­дёт только о том, зачем необ­хо­димо читать и учиться абсо­лютно каж­дому, счи­та­ю­щему себя ком­му­ни­стом по Марксу — Энгельсу, вне зави­си­мо­сти от его поло­же­ния и рода заня­тий.

Во-​первых, именно это пре­пят­ствует воз­ник­но­ве­нию ситу­а­ции, когда домо­ро­щен­ные бол­туны кру­тят тол­пой как хотят, говоря под­час совер­шенно анти­марк­сист­скую чушь и направ­ляя свою паству по любому пути, по кото­рому им забла­го­рас­су­дится. Грамотный и под­ко­ван­ный рядо­вой акти­вист, даже не обла­дая выда­ю­щи­мися ора­тор­скими навы­ками, все­гда смо­жет пой­мать сво­его «народно избран­ного вождя» на лжи, под­логе, баналь­ной ошибке, попу­лизме и т. д. В левой среде отлично изве­стен при­мер «науч»-попера Яна Топлеса, кото­рый на голу­бом глазу скарм­ли­вает под­пис­чи­кам пол­ней­шую чушь, под­час цели­ком выстра­и­вая свои ролики на фей­ках и ошибках. 

Но чем от фана­тов Яна отли­ча­ются сто­рон­ники какой-​нибудь левой орга­ни­за­ции или кого-​нибудь из её лиде­ров, име­ю­щие зна­ния о марк­сизме на уровне четы­рёх­ме­сяч­ного круж­ко­вого курса из пары бро­шю­рок, пары «выжи­мок» и пачки лек­ций, кото­рые они совер­шенно не спо­собны раскритиковать?

Да и четыре месяца — ещё неплохо, часто мы видим два и меньше: сей­час модно «играть на сокра­ще­ние» круж­ко­вых про­грамм. Бороться ж надо, реаль­ные дела делать, неко­гда учиться! Даже народ­ники, в гла­зах позд­ней­ших марк­си­стов быв­шие эта­ло­ном геро­и­че­ских людей, кото­рых погу­било именно отсут­ствие систе­ма­ти­зи­ро­ван­ной тео­рии, на осно­ва­нии кото­рой они бы при­ни­мали кон­крет­ные реше­ния, прак­ти­че­ски пого­ловно читали «Капитал». Они его на рус­ский и пере­вели. Да, как затем верно отме­чал Воронский в своей био­гра­фии Желябова, ввиду нераз­ви­то­сти России они сумели выне­сти из него лишь тео­рии экс­плу­а­та­ции и кое-​что о земле. Но мы-​то сей­час живём в дру­гой стране — а «Капитал» ува­жаем меньше, чем народники!

«Кружки были повы­шен­ного и пони­жен­ного типа. Царские шпи­оны шны­ряли по окра­и­нам, на фаб­ри­ках и заво­дах, но кружки были хорошо закон­спи­ри­ро­ваны: члены дан­ного кружка знали только друг друга; с дру­гими круж­ками связь под­дер­жи­ва­лась орга­ни­за­то­рами и аги­та­то­рами, на то особо упол­но­мо­чен­ными пар­тией. Читали „Капитал“ Маркса, Лассаля, сочи­не­ния Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Бокля, Флеровского. Из худо­же­ствен­ной лите­ра­туры в ходу были: „Что делать“, Глеб Иванович Успенский, Наумов, Златовратский, „История одного кре­стья­нина“ Эркмана-​Шатриана, „Спартак“ Джиованниоли, „Эмма“ Швейцара. Иногда про­ис­хо­дили страст­ные споры между чер­но­пе­ре­дель­цами и наро­до­воль­цами»3 .

Во-​вторых, именно глу­бо­кое усво­е­ние марк­сист­ской тео­рии, а также пере­до­вых дан­ных совре­мен­ной науки, явля­ется основ­ным усло­вием той самой авто­ном­но­сти, о кото­рой гово­ри­лось выше. Человеку, твёр­дому в своих убеж­де­ниях и спо­соб­ному их отсто­ять в любых усло­виях, будет несложно сходу отсе­ять откро­вен­ный псев­до­на­уч­ный бред в любой ситу­а­ции: застиг­ну­тому врас­плох, раз­лу­чён­ному с това­ри­щами, неожи­данно втя­ну­тому в поле­мику. Такой ком­му­нист смо­жет отсто­ять перед пуб­ли­кой честь марк­сист­ского уче­ния, не пялясь еже­ми­нутно в теле­фон, не наси­луя Google и по каж­дому сво­ему слову не сове­ту­ясь с теми самыми «стар­шими», только кото­рым якобы и надо изу­чать тео­рию. Только зная свой пред­мет по сути, а не по раз­роз­нен­ным фра­зам и общим местам, его можно объ­яс­нить дей­стви­тельно попу­лярно на любом языке для самой раз­ной ауди­то­рии. А ведь это необ­хо­димо и про­па­ган­ди­сту, и учи­телю, и акти­ви­сту посреди шум­ного митинга — да и вообще любому чело­веку, ибо посто­ян­ная про­па­ганда своих идей всем, до кого можно дотя­нуться, — есте­ствен­ное состо­я­ние марксиста.

В-​третьих, только на основе систем­ного миро­воз­зре­ния воз­можно достичь дей­стви­тельно пол­ного дове­рия с това­ри­щами, можно стать вполне уве­рен­ным в них как в людях. Лишь если ради вашего общего дела чело­век не про­сто при­хо­дит поту­со­ваться раз в две недели, а дей­стви­тельно учится, уточ­няет свои пози­ции и про­ра­ба­ты­вает ошибки, посто­янно зани­ма­ется умствен­ным тру­дом, у вас появ­ля­ются вес­кие осно­ва­ния счи­тать, что он хоть сколько-​нибудь заин­те­ре­со­ван в этом деле. Только сов­мест­ная работа на тео­ре­ти­че­ском поприще и обсуж­де­ние серьёз­ных вопро­сов марк­сизма дадут вам понять, насколько чело­век «свой», насколько ему можно дове­рять. К тому же при этом появ­ля­ется креп­кий фун­да­мент для выра­ботки общих лич­ност­ных черт: вы ведь глу­боко погру­жены в одно и то же общее интел­лек­ту­аль­ное про­стран­ство, а не про­сто изредка при­хо­дите из своих закры­тых лич­ных мир­ков про­странно побол­тать о вечном.

Теперь прой­дёмся по упрё­кам от про­жжён­ных прак­ти­кой и баклаж­ками «Балтики 9».

Мы сидим на дива­нах вме­сто «реаль­ных дел»? А вы про­бо­вали сидеть на диване с чем-​то слож­нее, чем бутылка пива с над­пи­сью на ней?

Очевидно, нет: чтобы пони­мать то, что чита­ешь, в част­но­сти, «Капитал», или «Науку логики», или работы по есте­ствен­ным и точ­ным нау­кам, нуж­ные, чтобы быть в курсе про­ис­хо­дя­щего на перед­нем их крае, как заве­щал Ленин, нужно обла­дать умствен­ными спо­соб­но­стями, отлич­ными от уме­ния удер­жи­вать пятер­нёй полтораху.

А у вас их нет.

Попробуйте про­ка­чать такие спо­соб­но­сти и пой­мёте, что это инте­рес­нее, чем раз в несколько недель выва­литься с дру­зьями на демон­стра­цию, часок там поту­сить в эмо­ци­о­нально заря­жён­ной толпе в пози­тив­ном окру­же­нии еди­но­мыш­лен­ни­ков, чув­ствуя себя героем реаль­ного дела, и на закуску отпра­виться в казён­ные номера на лиму­зине модели «Бобик».

Интереснее и слож­нее.

Изучение тео­рии ока­зы­ва­ется тяже­лее не только в плане умствен­ной нагрузки и куль­туры мыш­ле­ния, но и в плане дис­ци­плины. И это уж точно труд­ней, чем гордо напи­сать «опять дива­нист ноет!», без­думно урав­няв изу­че­ние науч­ной лите­ра­туры с про­смот­ром ролика оче­ред­ного вождя. 

У нас нынче любят лезть в Ленины. И, увы, очень не любят пытаться залезть в Марксы:

«В те вре­мена лишь ничтож­ное мень­шин­ство даже внутри рабо­чего класса доросло до соци­а­лизма, а среди самих соци­а­ли­стов соци­а­ли­сты в духе науч­ной тео­рии Маркса, в духе „Коммунистического Манифеста“, были в свою оче­редь мень­шин­ством. Основная масса рабо­чих, поскольку она вообще про­бу­ди­лась для поли­ти­че­ской жизни, застряла в тумане сентиментально-​демократических поже­ла­ний и фраз, столь харак­тер­ных для рево­лю­ци­он­ного дви­же­ния 1848 гoдa с eгo про­ло­гом и эпи­ло­гом. Одобрение толпы, попу­ляр­ность были для Маркса дока­за­тель­ством, что чело­век попал на лож­ный путь, и люби­мой ero пого­вор­кой были гop­дыe слова Данте:

„Segui il tuo corso, e lascia dir la genti!“ („Следуй своей доро­гой, и пусть люди гово­рят, что yгодно!“)

Как часто цити­ро­вал он этот стих, кото­рым закан­чи­ва­ется и eгo пре­ди­сло­вие к „Капиталу“! Никто не может быть рав­но­ду­шен к уда­рам, пин­кам, уку­сам кома­ров и кло­пов, и как часто Маркс, на своём пути встре­чав­ший нападки со всех сто­рон, тер­за­е­мый забо­той о хлебе насущ­ном, не пони­ма­е­мый мас­сой тру­дя­щихся, для осво­бо­ди­тель­ной борьбы кото­рых он в ноч­ной тиши отта­чи­вал ору­жие, и не только не пони­ма­е­мый, но под­час даже грубо оттал­ки­ва­е­мый этой самой мас­сой, кото­рая бежала за пустыми фра­зё­рами, лице­мер­ными пре­да­те­лями или даже про­сто за явными вpa­гaми, как часто в уеди­не­нии cвoeгo бед­ного, истинно про­ле­тар­ского каби­нета под­бад­ри­вал себя сло­вами вели­кого фло­рен­тийца, чер­пая в них све­жие силы!
И он не дал сбить себя со cвoeгo пути. В про­ти­во­по­лож­ность принцу из „Тысячи и одной ночи“, поте­ряв­шему победу и награду за неё только потому, что он стал трус­ливо огля­ды­ваться, испу­гав­шись шума и при­зра­ков вокpyг себя, Маркс шел впе­рёд, устре­мив взор к сия­ю­щей впе­реди цели…
Он нена­ви­дел попу­ляр­ность, и погоня за попу­ляр­но­стью повер­гала eгo прямо в ярость. К крас­но­баям он испы­ты­вал омер­зе­ние и горе тому, кто в его при­сут­ствии отде­лы­вался фра­зами. Тут он был неумо­лим. „Фразёр“ было в его устах самым бран­ным сло­вом, и кого он раз назвал фра­зё­ром, с тем он поры­вал навсе­гда. „Надо мыс­лить логи­че­ски и ясно выра­жать свою мысль“, вну­шал он нам, „моло­дым“, при каж­дом удоб­ном слу­чае и застав­лял нас учиться.
К тому вре­мени была постро­ена вели­ко­леп­ная читальня Британского музея с её неис­чер­па­е­мыми книж­ными сокро­ви­щами, и туда-​то, где сам он про­во­дил целые дни, Маркс гнал и нас.
Учиться! Учиться! Таков был кате­го­ри­че­ский наказ, кото­рый он часто вну­шал нам, но кото­рый заклю­чался уже в eгo лич­ном при­мере и даже в одном лишь зре­лище этой посто­ян­ной, могу­чей работы вели­кого ума.
В то время, как осталь­ные эми­гранты изо дня в день сочи­няли планы миро­вого пере­во­рота и опья­няли себя, как гаши­шем, фра­зой: „Завтра нач­нётся!“ мы, „сер­ная банда“, „бан­диты“, „подонки чело­ве­че­ства“, сидели в Британском музее, ста­ра­ясь набраться зна­ний и под­го­то­вить ору­жие для буду­щих боёв.
Иной раз нечего было пере­ку­сить, но это не мешало нам идти в музей; там ведь были удоб­ные сту­лья, а зимой было уютно и тепло, не так, как дома, если у когo вообще суще­ство­вал дом или домаш­ний очаг»
4 ,

— вспо­ми­нает о своей работе с Марксом Вильгельм Либкнехт, один из его бли­жай­ших соратников.

Возможно, здесь стоит как сле­дует посо­кру­шаться о том, что Маркс мас­сово вос­пи­ты­вал «дива­ни­стов», заго­няя левых в биб­лио­теку на целые дни. Но мы, пожа­луй, не будем.

В общем, именно посто­ян­ная учёба, посто­ян­ное изу­че­ние тео­рии явля­ется необ­хо­ди­мым фун­да­мен­том для раз­ви­тия под­лин­ной само­до­ста­точ­но­сти любого ком­му­ни­ста. При этом тео­рию надо учить не только марк­сист­скую, и есте­ствен­ных и точ­ных наук в допол­не­ние к ней тоже недо­ста­точно. Чтобы иметь пол­ную кар­тину и уметь навя­зать её при любых усло­виях, при­дётся быть в теме ещё и обще­ствен­ных тео­рий, оппо­ни­ру­ю­щих марк­сизму, а также анти­ка­пи­та­ли­сти­че­ских тео­рий не-​марксистского толка.

Это необ­хо­димо для раз­ви­тия марксиста:

  • как аги­та­тора, ибо он обя­зан знать, за что и про­тив чего он агитирует;
  • как про­па­ган­ди­ста, ибо он обя­зан пони­мать идеи, кото­рые рас­про­стра­няет, и идеи, кото­рым он оппонирует;
  • как акти­ви­ста, ибо ком­му­нист обя­зан про­ве­рять тот прак­ти­че­ский путь, по кото­рому он идёт, обя­зан соеди­нять тео­рию с практикой.

А тупой как пробка «прак­тик» в ком­па­нии лишь чуть менее тупого (потому что его некому про­кон­тро­ли­ро­вать) «тео­ре­тика» могут про­ло­жить путь разве что на свалку исто­рии, где им и место.

Не стоит, однако, думать, что для ком­му­ни­ста доста­точно одного лишь умствен­ного раз­ви­тия. Для пол­но­цен­ной все­сто­рон­ней работы также необ­хо­димо под­дер­жи­вать физи­че­скую форму и раз­ви­вать реаль­ные тру­до­вые навыки. Что толку от «умника», если его сно­сит вет­ром, а в гла­зах людей он выгля­дит празд­ным бол­ту­ном и неуме­хой? То, что сей­час на пер­вом плане для нас высту­пает тео­ре­ти­че­ская борьба, не зна­чит, что мы должны окук­литься до состо­я­ния каби­нет­ных интел­ли­ген­тов, ибо нашу истину при­дется отста­и­вать не только в сло­вес­ных баталиях.

Именно посто­ян­ная учёба в сово­куп­но­сти с регу­ляр­ными заня­ти­ями физ­куль­ту­рой и разум­ным тру­дом (то есть таким, что при­но­сит как пользу, так и удо­вле­тво­ре­ние) дис­ци­пли­ни­рует, при­учает к дли­тель­ной тру­до­ём­кой работе, при­учает вкла­ды­вать в дело все силы даже без види­мого здесь и сей­час резуль­тата. В этом плане для марк­си­ста нет ничего прак­тич­ней хоро­шей тео­рии, как для спортс­мена нет ничего прак­тич­ней науч­ного плана тре­ни­ро­вок, мини­ми­зи­ру­ю­щего риск травм. Марксисты при этом строят не тело, а новое обще­ство, и потому явля­ются потен­ци­аль­ными лиде­рами целого мно­го­мил­ли­ард­ного класса. Поэтому, стро­и­тели, учите мат­часть, чтобы мини­ми­зи­ро­вать риск обще­ствен­ных травм, потому что в про­тив­ном слу­чае вы будете нести ответ­ствен­ность перед чело­ве­че­ством за сдвиг часа X (наступ­ле­ния новой общественно-​экономической фор­ма­ции) на неопре­де­лён­ный срок.

Более того, марк­си­сту важно пом­нить не только о гонке со вре­ме­нем, но и о мас­штабе дви­же­ния. Современные ком­му­ни­сты — лишь ничтож­ная доля от насе­ле­ния страны. Однако мы пони­маем, что так будет не все­гда. Как пока­зы­вает исто­рия, в кри­зис­ный момент коли­че­ство чле­нов ком­му­ни­сти­че­ской орга­ни­за­ции может вырасти на десятки тысяч чело­век за счи­тан­ные месяцы. Даже если сосчи­тать всех счи­та­ю­щих себя марк­си­стами сего­дня, мы не набе­рём и пары про­цен­тов от массы бор­цов за соци­а­лизм, кото­рую будем иметь в этом слу­чае. А если посчи­тать, какая доля нынеш­них ком­му­ни­стов осво­ила хотя бы «Капитал», не набе­рётся и одной десятой. 

Несомненно, массы, при­шед­шие к марк­сизму в резуль­тате кри­зиса, не будут зака­пы­ваться в тео­рию: у них про­сто не будет для этого вре­мени. Им уже нужна будет, увы, и при­ми­тив­ная маку­ла­тура вроде учеб­ни­ков Островитянова и Корнфорта — да они и напи­саны для рабо­чих, в общем-​то. Но кто в таком слу­чае напра­вит эту массу людей по вер­ному пути? Малая доля от малой доли? Процент от про­цента «ста­рых большевиков»?

Нет.

Каждый рядо­вой ком­му­нист сего­дня обя­зан гото­вить из себя вождя для буду­щего — это его долг перед его соб­ствен­ным клас­сом. Те, кто при­шёл к марк­сизму в годы глу­хой реак­ции, будут обя­заны взять на себя веду­щую роль во время подъ­ёма про­сто ввиду своей опыт­но­сти и гра­мот­но­сти. И если их гра­мот­ность при этом ока­жется на уровне «есть два класса», далеко дви­же­нию не уйти.

Итак, мы счи­таем, что именно посто­ян­ная тео­ре­ти­че­ская учёба вкупе с кол­лек­тив­ной выра­бот­кой общего миро­воз­зре­ния явля­ется наи­бо­лее важ­ным, необ­хо­ди­мым фун­да­мен­том, на кото­ром вырас­тает авто­ном­ная, уве­рен­ная в себе и своих пози­циях лич­ность. Личность, кото­рая спо­собна прямо спро­сить себя «Зачем я здесь?» и спо­соб­ная на этот вопрос честно и обос­но­ванно отве­тить. А затем спро­сить об этом дру­гих таких же и быть уве­рен­ной в том, что в ответ они не солгут.

Нашли ошибку? Выделите фраг­мент тек­ста и нажмите Ctrl+Enter.

Примечания

  1. С. М. Кравчинский. Подпольная Россия.
  2. А. К. Воронский. За живой и мерт­вой водой.
  3. А. К. Воронский. ЖЗЛ Желябова.
  4. Воспоминания о Марксе и Энгельсе, 1956.