«Чувствительные люди, рыдающие над ужасами революции, уроните несколько слезинок и над ужасами, её породившими.»
Ж. Мишле. История Французской революции. 1847 г.
Недавно я пересмотрел японский анимационный сериал «Zankyou no Terror». Его название можно перевести по-разному, однако мне больше всего по душе вариант «Эхо ужаса».
Делать рецензии на произведения искусства — особенно причисляемые к «низким жанрам» — довольно неблагодарное занятие: мало кто будет читать рецензию на малоизвестное произведение, в которой нет ничего, кроме оценки самого этого произведения. Собственно, моей задачей и не было написание никому не нужного обзора. Вместо этого я решил воспользоваться нарративом и посылом, увиденным мной в этом произведении, чтобы поговорить с тобой, читатель, на важные и актуальные для любого коммуниста темы. Я собираюсь затронуть такие проблемы, как коммунистическая пропаганда, источники и формы существования левого движения, соотношение левых в широком смысле слова и марксистов, а также порассуждать о нашем многострадальном бытии. И, полагаю, мне есть что сказать.
Скажу сразу, что я не собираюсь заниматься унылым пересказом сюжета аниме, рассказывая, что в нём марксистское, а что — буржуазное и ограниченное. Каждый, имеющий глаза, может посмотреть его сам и сделать собственные выводы. Однако без «спойлеров» я обойтись не могу: иначе зачем привязывать логику изложения к сериалу? Поэтому я поделил первую часть статьи на два раздела: «Логическое» и «Историческое». В первом «спойлеров» не будет, однако, прочитав его, каждый сможет сам решить, стоит указанное произведение его времени или нет.
Приступим.
О сериале
Логическое
Я не зря поместил в начало статьи цитату историка Мишле. Рассматриваемое аниме, на мой взгляд, является наглядной иллюстрацией этой расхожей фразы. Конечно, я не могу заглянуть автору в голову, но тут это и не требуется: в сериале всё подаётся весьма прямолинейно.
Сюжет вращается вокруг того, что в Токио внезапно появляются некие подростки (кто же ещё?) и начинают устраивать взрывы на улицах мирного города, привлекая к себе внимание, однако никого не убивая. (Тут, наверное, нужно сказать, что я осуждаю терроризм в любых его проявлениях — повторить это лишним не будет.) Посыл сериала состоит в том, что такие люди не берутся из ниоткуда: ребята занимаются подобным из-за того, что общество в лице ряда его представителей, имеющих власть и деньги, сделало их такими, вынудило их посвятить свою жизнь разрушению. Однако, если бы основная мысль была настолько однобокой, подобная агитка не стоила бы внимания. Куда более важным, на мой взгляд, для нашего обсуждения является та сторона дела, что ужасное прошлое, порождающее «ужасных» людей, никуда не девается, не отпускает их, сохраняясь в личности и делах этих людей, преломляя через себя всё их настоящее и будущее.
Безусловно, речь не о механическом воздействии: и герои произведения, проходя через встречи с обычными, «нормальными» людьми, постепенно подтачиваются, заполняют внутреннюю пустоту новыми жизненными красками, в определённой степени отдаляясь от изначальной линии своих характеров. Это естественно: любой «травматический опыт» преодолевается, если жизнь человека наполнена конкретным смыслом и действиями.
На мой взгляд, в аниме через образы этих людей — очень конкретные и нарочито несколько утрированные в лучших традициях символизма (формы искусства, лежащей в основе аниме как такового) — отлично продемонстрирована эта диалектика прошлого и настоящего — их взаимодействие и взаимоопределение… А также то, за какой из этих двух противоположностей ведущая роль.
Можно было бы отдельно описать тут и политическую, и антиамериканскую «патриотическую» стороны произведения, но об этом я обмолвлюсь во втором разделе. Здесь же главное для меня — подчеркнуть то, что сериал является примечательным образцом художественного исследования травматического опыта и его влияния на жизнь и личность, а также социальных корней «антиобщественного» поведения. Именно это исследование — то, ради чего я в первую очередь рекомендую посмотреть «Эхо ужаса». Я не драматург и не искусствовед, и о художественной стороне дела могу выразить только субъективные впечатления — и на фоне абсолютного большинства аниме они очень положительные.
Пройдёмся теперь кратко по содержанию. Дальше пойдут «спойлеры» всего, чего только можно.
Историческое
Главные герои сериала — двое юношей, ставших в детстве жертвами правительственного проекта по модификации и «улучшению» людей на евгенической основе. Они сумели сбежать из закрытого интерната, где проводились опыты, а сам проект закрыли из-за неудач, гибели абсолютного большинства подопытных и вмешательства США.
Начинается сериал с того, что герои крадут с секретного военного объекта плутоний, который, как мы узнаем позднее, оказывается атомной бомбой, тайно создававшейся правительством Японии. Да, представить себе такое в жизни трудно, однако предъявлять натуралистические требования к символизму было бы неадекватно.
Затем, полгода спустя, в Токио происходит взрыв. Незадолго до него в интернет загружается видео от героев, скрывающих лица, предупреждающее о нём. При этом перед самим взрывом все люди эвакуируются из здания благодаря включённой заранее тревоге. На месте взрыва был оставлен набор букв «VON», такой же, какой оставили на месте кражи бомбы полгода назад.
Я не вижу никакого смысла пересказывать сюжет в подробностях, поэтому ограничусь тут парой предложений. Дальше он крутится сначала вокруг противостояния героев и полиции, затем — героев вместе с невольно помогающей им полицией и американских спецслужб во главе с единственной девушкой, ставшей удачным результатом проекта, описанного выше. Ничем хорошим противостояние не заканчивается, даже несмотря на то, что о преступном проекте власть имущих в итоге узнаёт весь мир.
Меня куда больше, чем сюжет, занимают линии и дуги характеров героев: Девятого, Двенадцатого, девушки по имени Лиза, с которой они случайно встретились, а также Пятой, главной антагонистки сериала. Мне неизвестно, сознательно ли была сделана эта отсылка — учитывая их количество в сериале, вполне возможно, — но подопытным японских групп, ставивших в 1937–1945 годах зверские биологические опыты на людях, таких как отряды 731 и 100, также не давали имён. Их называли «брёвнами» и нумеровали.
Само имя «Девятый» — отсылка к фильму «Человек, который украл солнце»: это подтверждается в том числе и упоминанием актёра Кэндзи Савады, сыгравшего главную роль в этом фильме, во второй серии аниме:
— Видел, что про нас пишут?
— Что в Японии новый Унабомбер появился?
— Да, но лучше бы с Кэндзи Савадой сравнивали…
«Спойлерить» ещё и сюжет фильма я не собираюсь, но в нём Девятым себя просил называть человек, укравший плутоний с атомной станции и собравший в своей квартире атомную бомбу. Девятым — потому что он стал девятой ядерной державой. К сожалению, многих отсылок в сериале я мог просто не уловить, но речь не о них.
Так вот, Девятый и Двенадцатый — двое сбежавших из-под опытов детей, модифицированных биологически и выдрессированных на развитие ряда односторонних навыков, что вело к деградации других. Изначально опыты проводились с целью создания в Японии армии модифицированных для обретения страной действительной независимости от США. Об этой линии мы поговорим ниже.
Эти юноши — фактически вычислительные машины, математические, логические навыки и память которых отточены до предела. Однако развитие в условиях жёсткой конкуренции и отбора, провал в котором грозил смертью, отсутствие близких и потеря друзей привели к практически полной атрофии социальных навыков. Фактически только дружба позволила им развить в себе устойчивые линии характеров и поведения, чего мы не наблюдаем у Пятой, их антагонистки, которую и после закрытия проекта продолжили воспитывать в дисциплинарном ключе.
Девятый — хладнокровный и безэмоциональный логик-социопат, Двенадцатый — инфантильный и эмоциональный, однако умелый послушный исполнитель. Фактически они — две части одной целостной и всесторонней личности. Это будет важно для дальнейшего повествования, и стоит держать это в голове.
Эти двое — «лишние люди» в чистом виде. Сбежав в большой мир, они так и не оказались хоть кому-нибудь нужны, так и не нашли в жизни ничего, что заместило бы для них преследующие воспоминания о детстве, проведённом по сути в концлагере. Эти двое — противоположность «нормальной жизни», взламывающая эту жизнь термитными бомбами.
Совсем другое дело — Лиза. Она обычная тихая девушка, живущая своей неприметной жизнью. Однако что это за жизнь? В школе она из-за своей нелюдимости терпит постоянные издевательства — это обыденное для японских продуктов клише вполне отражает саму японскую действительность с её всеобщей конкуренцией и групповщиной, порождаемой диким капитализмом без следа «человеческого лица», зато с постоянно проглядывающим блеском очков императора Хирохито и стоящих за его спиной фашистских корпораций.
Лиза — жертва гиперопеки. Её отец ушёл из семьи, а мать установила над дочерью тотальный контроль, отслеживая буквально каждый её шаг в параноидальном страхе потерять и дочь. Утрирование? Разве? Оглянись вокруг, дорогой читатель, оглянись — и ты увидишь сотни тысяч таких семей, таких детей и такой гиперопеки, буквально уничтожающей личность ребёнка. Левые, в первую очередь к вам обращаюсь. Взгляните вокруг.
Лиза нормальна и обыденна, она — самая что ни на есть стандартная единица общества. Лиза живёт в Аду. И когда ей дают выбор между тем, чтобы умереть на месте, и тем, чтобы стать сообщницей двух террористов, она… долго думает. Ей в столь юном возрасте этот выбор уже кажется неоднозначным. И постоянное нахождение Японии — и России, к слову, тоже — в топах по подростковым самоубийствам, отчётливо говорит нам о том, что многим выбирать не из чего. Однако Лиза выбирает. Потому что ей нечего терять, потому что считает, что эти двое объявили войну всему миру, и она готова к ней присоединиться. Когда Лиза получает хотя бы тень надежды на перемены, она без сомнений сбегает из дома от «любящей» матери.
Пятая же, главная антагонистка и подруга детства Девятого и Двенадцатого, не была брошена. Однако она так никого и не нашла и так и не высвободилась из оков военной машины. Она делает головокружительную карьеру: ей присваивают высокий чин в разведке США. Но как только ей предоставляются полномочия для поимки Девятого и Двенадцатого, которых она знает как никто другой… Она тут же стремится разорвать все оковы, опутывавшие её до этого. Не обретя ни новой жизни и надежды, как Лиза, ни даже глобальной и «великой», по её мнению, цели, как Девятый и Двенадцатый, решившие «открыть миру правду», она сознанием так и осталась девочкой в концлагере, единственным развлечением которой были жестокие соревнования с Девятым, а единственной важной целью — желание выиграть. Безусловно, образ клиширован, как и все прочие: японский символизм строится на сложной системе образов и архетипов, это не новость. Однако талантливое клише отличается от пустого тем, что абстрактно подчёркивает одну из реальных, действительно актуальных, сторон нашей жизни — или, в данном случае, типического человеческого характера. Об этом мы ещё будем говорить в следующей главе.
Всех этих людей объединяет одно: по тем или иным причинам, они — лишние. И тут не играет роли ни карьера одной, ни семья другой, ни даже дружба третьего и четвёртого, точнее, Девятого и Двенадцатого. Для общества все они — легко заменяемые бессодержательные «позиции».
И, пожалуй, один из главных для меня признаков немалого таланта авторов — именно то, насколько цельно и живо они смогли продемонстрировать логику и психологию маргиналов.
Маргинал — человек, стоящий на обочине капиталистического (в нашем случае) общества. Он не является общественным фундаментом, коим является пролетариат, создающий общественное богатство, он не является господином общественных отношений, как буржуа или его обслуга. Маргинал вообще не включён в эти самые отношения, точнее, является для них «внешним резервом», сторонней силой. Человек, не занимающий в обществе производящего места, однако кормящийся продуктами его производства и сам являющийся неизбежной тенью несовершенства этого производства. И чем сильнее разлад между силами, производящими общественную жизнь, и отношениями, в которые люди вступают в ходе такого производства, тем больше людей оказываются выброшенными из этой нестабильной системы.
Соответствует этому и психология маргинала. В первую очередь это психология игрока. Отчасти схожий с мелким буржуа, он полагает, что он «сам себе господин». Однако если мелкому буржуа есть что терять, а потому он трус, то маргинал всегда ходит по краю. «Переиграть весь мир» — вот идеал маргинала, бродяга-трикстер — вот его идол.
При этом в маргинале диалектически соединены тяга к групповщине и радикальный индивидуализм. Такой человек очень охотно объединяется с «товарищами по несчастью» в группы — в субкультуры, банды, секты… кружки. Однако в конечном счёте это всегда группы одиночек, стаи волков, где каждый может бросить остальных по собственному желанию и готов к тому, что любой может бросить его. Закрытость этой среды порождает, в свою очередь, стремление к тотальной власти над «своим» и страх потерять то немногое, что обрёл в жизни.
Типична и цель маргинала: мы уже поднимали эту тему в статье и ролике о Павле Зябкине. Эта цель, в конечном счёте, — не изменить существующие общественные отношения: ведь маргинал — не их органическая часть. Эта цель — встроиться в общество, найти в нём своё место, да так, чтобы общество наконец оценило именно тебя, узнало именно о твоих талантах и страданиях, чтобы воздало тебе «по справедливости». Многие знают песню «Генералы песчаных карьеров» группы «Несчастный случай». Кто не знает — рекомендую узнать. Она — отличное выражение чаяний маргинала. Он, конечно, хочет отомстить «богатым», живущим в «роскошных виллах» и «небоскрёбах»… но если они таки откроют ему двери и впустят на порог, то он готов назвать себя их братом, «тоже человеком». А вот если не пустят, но ему хватит сил, он устроит им всем жестокую расправу.
Все эти черты личностей и их цели замечательно продемонстрированы в героях сериала с разных сторон и с разными акцентами. И в финале, умирая, они просят «рассказать всему миру» о них, о преступном проекте. И это после того как ради привлечения внимания они взорвали в стратосфере над Токио атомную бомбу! Как только им предложили сделку, они тут же оказались готовы на неё пойти. Разумеется, эта готовность под конец стала усиливаться благодаря появлению у героев личной мирной жизни. Они нашли своё место, и их уже совершенно не волнует, что в мире параллельно может существовать ещё тысяча таких проектов, что по всему свету идут десятки войн, где дети гибнут в куда более «товарных» количествах, чем у них в лагере. Нет, плевать… и только пуля снайпера из США обрывает эту чудную идиллию.
Те же черты проявляются и в готовности Двенадцатого предать и Девятого, и их дело ради спасения Лизы, в которую он влюбляется. Да, безусловно, это предательство — органическое завершение дуги характера героя, который был послушным исполнителем и «вторым номером», а затем благодаря Лизе получил ту жизнь, которой хочется управлять самому, которую хочется строить самому и ради которой стоит брать на себя ответственность. Как я уже писал, диалектика прошлого и настоящего в сериале развита весьма верно и органично, как и взаимосвязь общих, типических черт с индивидуальными, обусловленными не общественным, а личным бытием.
Столь же органично и то, как легко Девятый в итоге прощает Двенадцатому предательство, угрожающие сорвать вообще всё, к чему они шли семь лет, просто за то, что тот не сбежал, а вернулся и помог. У Девятого ведь больше никого нет.
Помимо очень адекватного исследования маргинальности, интересны и политические высказывания произведения. Не они стали поводом для написания этой работы, однако обойти их невозможно.
Во-первых, это, разумеется, рефлексия «травмы» Второй Мировой войны. Тема для Японии и сама по себе не последняя, но особенно здесь интересен авторский ракурс.
Подчёркивать и эксплуатировать эту травму там, конечно, любят. В стране, где стоит памятник героическим воинам Японии, павшим жертвами подлой коллективной агрессии большей части мира против мирной Японской Империи, это неудивительно. Но вот критическое восприятие этого опыта весьма редко. Что авторы евгенического проекта «Афина» с опытами над детьми, что создатели тайной атомной бомбы Японии — политики и олигархи старого поколения, показанные в основном уже глубокими стариками, наделёнными, впрочем, колоссальной властью в стране. Эти люди живут прошлым и готовы принести ему в жертву и современность, и человеческие жизни, и собственных коллег. Не малолетние террористы, а престарелые политиканы убивают людей в промышленном масштабе, ни с кем не считаясь. Эта мысль находит в сериале и явное выражение: когда детектив, расследующий это дело, ходит по приютам, где отбирали детей для опытов, он видит среди бедняков немало фанатов «Сфинксов», как назвали себя герои. Он рассуждает о том, что «лет двадцать назад», когда «подростки бунтовали и кидались камнями в полицию», этих двоих назвали бы героями, а не террористами. При этом у него, в отличие от его недалёкого коллеги, эти рассуждения не вызывают особого отторжения. Нужно понимать, что речь идёт о японских девяностых, ознаменовавшихся тотальной приватизацией, разгулом массовых банд, повальным алкоголизмом, торжеством субкультур и молодёжными бунтами — и вместе с тем всесторонним расцветом культурной жизни. Знакомо, не правда ли?
Уже менее очевидно, но всё-таки довольно явно проводится линия на то, что корни происходящего уходят далеко в прошлое. Япония участвовала во Второй Мировой и проиграла в ней, это поражение породило политиканов-реваншистов, которые создали проекты, породившие Девятого и Двенадцатого, которые теперь угрожают стране этих политиканов новой атомной бомбой… Эхо ведь повторяется не один раз.
Во-вторых, это линия взаимоотношений Японии и США. Занятно, что автор, критикуя старых политиканов, сам смотрит на эти отношения с «национально-освободительных» позиций, показывая правительство и полицию Японии ничтожными марионетками США, идущими на что угодно — от нарушений закона до террора против собственных граждан — по одному приказу из США.
Соответствует ли показанное реальности? В единственной из развитых стран, в которой до сих пор нет никакого специального закона против шпионажа, а его продвижение каждый раз проваливали американские лоббисты… Сложно сказать наверняка. Безусловно, вопрос необходимо исследовать, но печальные тенденции налицо. Не забываем и об американских военных базах в Японии, отличающихся регулярными скандалами на тему шовинизма в отношении местных.
И в финале, когда американцы, дабы замести следы, убивают героев, они прямо говорят, что позволят правде о проекте быть раскрытой, чтобы эта новость затмила все противозаконные действия американцев и замела за ними все следы. Как мы видим, критика империализма жива не только в советских агитках и речах Гаранта Конституции. Однако, видеть в такой критике самой по себе что-либо «левое» было бы слишком наивно.
Итак, моя рефлексия самого сериала подходит к концу. Что меня привлекает в японской и даже отчасти в западной продукции, в отличие от российского либерального ничтожества — от отвратительного «Дурака» до не вторичного даже, а десятеричного во всём, «Левиафана», — так это именно попытка исследования через живые индивидуальные образы, а не через разглядывание однотипной «толпы» насекомых. Ничтожное состояние российской культуры, увы, породило безудержную манию величия у многих её представителей. Гегель писал, что история повторяется дважды. Трагедия «героев и толпы» в России уже произошла полтора века назад, и теперь торжествует фарс. Япония же ввиду колоссального объёма киноиндустрии (от аниме-гаремников до артхаусного кино) рождает буквально килотонны кинопродукции. И за счёт этого — и невысокого самомнения авторов, как следствия, — во-первых, делается более серьёзный фокус на содержание продуктов, а не на имя автора, во-вторых, количество жуткого ширпотребного продукта, имитирующего жвачку, с необходимостью переходит в качество — не механически, конечно, а ввиду того, что для действительно талантливых авторов существует столько каналов, что хоть через один всегда можно пробиться.
Безусловно, аниме — самое «низкое» из современных киноискусств. Однако не стоит ли на место слова «низкое» поставить «демократическое»? Не пришло ли оно к предельно универсальному и понятному символическому языку, доступному тотальному большинству жителей планеты? Да, безусловно, в жертву универсальности принесена глубина — хотя можно написать отдельную глубокую работу о капиталистической и коммунистической универсальности культуры и о роли рынка в появлении связки «универсально=примитивно». Но эта массовость, как я сказал выше, даёт почву для роста уникальных шедевров, попросту накачивая индустрию колоссальными деньгами. Да, став универсальным, этот род искусства ни в коем разе не стремится «подтянуть» зрителя, поднять его выше, сделать сложнее. Но не наша ли, коммунистов, задача — выработать целостную систему эстетики и творческой этики, которая станет новым маяком для творцов, каким стала она в своё время для Дзиги Вертова и Эйзенштейна?!
«Эхо ужаса» не закончилось. Кучка маргиналов, бросивших вызов «всему миру», проиграла. Да, опыты над ними предали огласке, а пару виновных политиканов отправили за решётку. Но кто предаст огласке миллионы людей, умирающих ежегодно в нищете, ничтожестве и безвестности? Кто вспомнит, что подобные политиканы живут и правят лишь постольку, поскольку их кошельки наполняет буржуазия, а их речи являются удобным средством управления жалкими толпами нищих? Герои ничего не смогли изменить: не помогли ни атомная бомба, ни смерть. VON, слово, ставшее символом «Сфинкса» — по-исландски «надежда» — всё, что осталось у выжившей в итоге Лизы, помимо пары знакомых могил.
Однако мы — не инфантилы-террористы, глупый террор и красивые акции — не наши методы. Кроме того, помимо надежды, которая со временем неизбежно гибнет без живой подпитки, у нас — марксистов — есть знания, есть понимание — хотя и приблизительное, нуждающееся в постоянной разработке — того, как устроен мир и как его изменить. Герои хотели, чтоб их сравнивали с «человеком, укравшим солнце», соорудившим атомную бомбу, но не придумавшим даже требований, которые будет выдвигать властям. Для нас такое сравнение — величайшее оскорбление. Жива и деятельна лишь та надежда, которая постоянно подпитывается знанием и действием, а не верой и мантрами. Ведь отчаивается тот, кто не видит выхода, кто не способен бороться…
…Узнали в абзаце выше современный «левый движ»? Не обманывайте себя: конечно, нет. Абзац выше — в основном лозунги и этические идеалы, которые далеки от реальности. Но почему?
К чему я это всё?
«— Моисей упрекал нас, что мы рассчитываем на самую забитую, тёмную часть рабочих. Это мы ещё посмотрим, пойдут ли за ним наиболее просвещённые, но и то верно, что мы пытаемся поднять и самых угнетённых, самых невежественных из них, всю бедноту. С помощью этого беднейшего демоса в городе и в деревне, для них и с ними мы и установим демократическую диктатуру. Третий ангел вострубит, и не может не вострубить. И тогда мы устроим всем этим возжаждавшим всласть пожить с жирком, с навозцем, с грязцой, с законными изнасилованиями некое светопреставление. Мы покажем им, чего стоят категорические императивы и гражданские плащи. Вспомянем и альбомчики с повешенными, и библиотечки любительские о них. Всё вспомним: и неоправданные детские слезы, и загубленную юность на задворках и в подвалах, и погибшие таланты, и материнское горе, и… Сонечку Мармеладову, и Илюшечку, и всех, кто качался на перекладинах, когда солнце посылает свои первые безгрешные лучи, — всех, кто сгинул в безвестности. Говорят, что мы, «нигилисты», не помним своего прошлого. Нет, мы отлично его помним. За это прошлое большой счётец будет! Я не о расправах говорю, не об отмщении, а о том, что нужно будет делать. Мы не побоимся, не постесняемся нарушить «права человека и гражданина», прольём кровь пока не победим. Вклинимся в каждый закоулок, займём самые захудалые участки земли. «Там где два или три собраны во имя моё, там буду я посреди вас». Дадим железные законы и горе тем, кто им не подчинится. Поднимем всю раскосую Азию, найдём верных соратников, где моет Нил «раскалённые ступени царственных могил». И счистим, уничтожим эту осевшую гнилую дрянь, веками накопленные нечистоты, заплывшее хамство, это утробное «житие» с его тупым равнодушием к чужому труду и горю, с остервенелой алчностью, заскорузлым себялюбием и со всеми этими нашими исконными мудростями: моя хата с краю, ничего не знаю… хоть в дерьме, да в тепле… и т. д. Вон с корнем Чичиковых, Собакевичей, Тит Титычей, Карамазовых, стяжателей, искателей тёплых мест, пшютов, тунеядцев! К чёрту мирное прозябание у лампадок! Надо творить, работать, думать, изобретать, создать новый темп жизни. В кандалы, в цепи, в железные обручи непокорную природу, дабы не смела она издеваться над человеком.»
А. К. Воронский. За живой и мертвой водой. Воспоминания о 1904–1912 гг.
Коммунисты и бытие
Как я уже говорил, нарратив аниме для меня — именно повод поднять актуальные вопросы через призму образов хорошего культурного продукта.
Я закончил первую часть на вопросе о том, соответствуют ли современные коммунисты в России высоким идеалам. Спокойно, я не посвящу ни строчки больше «разоблачению леваков» и злобным пасквилям на них: этого и так как грязи. Вдумчивый читатель сам вправе оценить сегодняшнее состояние левого и даже коммунистического движения. Я же хочу рассмотреть общественные и личные корни и генезис современных левых в России. Хоть меня и влечёт искусство, но сам я ничего не представляю из себя как художник. Потому, по заветам Плеханова, я возьму на себя роль публициста, а подкреплять свои позиции буду эмпирикой и логикой. Глубокие образы и яркие драмы за меня уже «взяли» многие, в том числе и создатели «Эха террора»: посмотритесь в него как в зеркало. Итак…
Ни для кого не секрет, что экономика России — далеко не флагман сложной индустрии и не титан «хайтека». Страна пережила чудовищную деиндустриализацию и дегенерацию всех сфер социального досуга и обеспечения. И пока мои товарищи из Lenin Crew занимаются подробным исследованием генезиса этого процесса, мы возьмём сие за данность в общем виде.
Экономикам такого рода, как правило, не нужно качественное образование, если не считать отраслей, непосредственно обслуживающих то, что поддерживает жизнь страны: в нашем случае в первую очередь нефтехимической, ядерной, военно-промышленного комплекса, ресурсодобывающей геологии, а также строительства и торговли.
Гуманитарное образование в РФ не нужно ни одной сфере поддержания общества: даже государство, в отличие от западных, предпочло дедовскую триединую формулу «Православие, Самодержавие, Народность», а не «передовые достижения общественных наук». Сейчас, впрочем, оно стало куда активней осваивать область исторического знания, но выходить за рамки святой троицы всё-таки пока не надумало, а значит, теоретические искания историков по-прежнему не нужны. География низведена до урбанизма и туризма, геология работает с ужасающими нарушениями, другие науки также частично покалечены….
Это я всё к тому, что капитализм в России, пережив свой культурный и политический расцвет в 1990-х, вырастив все свои сомнительные цветы на горе трупов «дорогих россиян», окуклился и начал загнивать. Как бы шаблонно не звучало слово «загнивание», иначе форму существования регионального империалиста без особых угроз, но и без интригующих перспектив назвать сложно. Ситуация общественного застоя, «страны остановленного времени», к слову, на удивление роднит Россию с той самой Японией, которая у нас многим видится чуть не флагманом развития человечества.
И это «подмораживание», пролившееся нефтяным потоком на гигантскую гору мяса, оставшуюся на территории страны после 90-х, «подморозило» — но не излечило — и все язвы российского общества. Сегодня в определённых кругах модно смеяться над «тупыми предками», с неподдельным ужасом вспоминающими 1990-е годы. Однако, как говорится, малолетним… в общем, некоторым гражданам невдомёк, какой социальной катастрофой в действительности обернулись эти годы для страны.
Породили они и толпы маргиналов. Всех возрастов и расцветок, сплочённые в группы и нет, пьющие по-чёрному и радикально трезвые — именно они обеспечили тот взрыв политических и культурных движений, который произошёл в начале нулевых годов. Самый яркий пример этого — конечно же, запрещённая в России НБП*.1 Однако агрессивных маргиналов в своих костяках имели абсолютно все околополитические организации: исключений не было вообще.
*признана экстремистской и запрещена в РФ
Что ж, прошло двадцать лет, и Россия снова у черты социальных потрясений. Я не спешу вслед за рядом левацких паникёров называть происходящее «глубоким социальным кризисом» и строчить пафосные программы в связи с этим.2 Однако то, что изменения и потрясения происходят, налицо.
Сегодня маргиналы выглядят совсем иначе, чем двадцать лет назад. Это зачастую уже не здоровенные быки, выкинутые кризисом с работы, а то и из жилья, и не знающие, куда деть свою ненависть. Сегодня маргинализм обрёл скорее «социальную» форму, если позволите выразиться несколько вольно. Закономерное разрушение старых коллективных культур досуга и замена их новыми, более разобщающими, вкупе с крайне зыбкими и не сулящими ничего экстраординарного социальными перспективами породили в российском обществе массу «социальных отщепенцев» — изгоев, одиночек, не имеющих никакой ценности в глазах собственников и легко заменимых, ведь для основных массовых производств РФ квалификация почти не нужна. Грубо говоря, это не такие маргиналы, как Девятый и Двенадцатый: это такие маргиналы, как Лиза. Выросшие в одной из колоссальной массы неполных семей3 — а именно дети, растущие в таких семьях — живущих на грани набегающей волнами угрозы нищеты и отличающихся гипертрофированием одной из родительских ролей — страдают или от гиперопеки, или, наоборот, от разрушения детско-родительских отношений. Привыкшие отстаивать свои немногие жалкие возможности любыми способами, но мало что умеющие и мало на что способные на этом поприще.4 Да ещё и эти массовые психозы…5
Это те самые смешные «задроты» из интернета. Это огромная доля студентов, не имеющих понятия, найдётся ли для них работа, имеющая хоть какое-то отношение к их специальности. Это люди из тихо вымирающих моногородов и сёл, которые в девяностых буквально схлопывались, как от взрывов, выплёвывая в города покрупнее и поблагополучнее гигантские массы озлобленных нищих: так появлялась резервная армия труда, необходимая капитализму. Сегодня эта армия, конечно, тоже пополняется, но теперь — куда менее заметными невооружённым взглядом потоками одиночек, подчиняющих свои жизни нестабильному рынку непостоянного труда.
Эти люди не особенно-то и нужны для существования российского общества. Однако они участвуют-таки в производственных отношениях: они, как правило, всё-таки люмпен-пролетарии — наиболее отсталый и нестабильный слой пролетариата, — а не люмпены в чистом виде. Однако с культурной и социальной сторон они весьма маргинализированы. И на пике этой маргинализации стоит молодёжь, не имеющая почти ничего в настоящем и понятия не имеющая, обретёт ли она что-то в будущем.
Я и сам — типичный пример такого маргинала. Родом из вымирающего моногородка, где работы нет и не предвидится. Пока был студентом, жил за копейки в общежитии, в поражённой грибком комнате 1970 года выпуска. Нынче я дипломированный историк и могу гордо выбирать, работать ли мне всю жизнь в архиве за 23 тысячи или же в госконторе за 25. Квартира матери в моногороде, кстати, практически ничего не стоит. О какой ипотеке тут вообще может идти речь, например, особенно с нашей политической перспективой? Отец погиб от родной медицины, мать, работая на двух работах, кое-как пока может помогать. И эта ситуация — отнюдь не единичная, такого у нас в стране полно.
Однако надо чётко и ясно понимать, что это не единственный вариант. Жители крупных городов, коих с 1990-х сильно прибавилось, имеют в них квартиры, бурная торговля идёт там полным ходом — даже ситуация последних двух лет её не сильно подточила. Уровень чистой безработицы в среднем по стране невысок: дрянную работу в большом городе при желании найдёт каждый. Дикие общественные отношения (всё-таки куда менее дикие, чем японские, надо признать) более-менее массово рождают не только жертв и изгоев, но и победителей, кумиров толп и душ компаний. А болтовня о «небывалых возможностях», открывшихся в нашей стране с тех пор, как она стала поистине волшебной в связи с уходом западных фирм, не лишена почвы под ногами.
И марксисту необходимо понимать эту диалектику. Основная масса рабочих, с одной стороны, живёт достаточно стабильно — уж точно куда стабильней, чем в девяностых, что бы ни пели проповедники глубоких кризисов. С другой, живут рабочие стабильно плохо. И никто даже не думает считаться с их правами и интересами — во всяком случае, на миллионах низкоквалифицированных должностей, где человека очень просто заменить. Подъём рабочего движения, в свою очередь, может возникнуть исключительно вследствие экономического роста, при котором рабочие становятся крайне важны и получают возможность активно этим пользоваться. Сегодня же… ну встанет без вас заводик, ну закроют его, а хозяин улетит на острова устриц кушать. Кому-то правда не всё равно? Прикамский олигарх Рыболовлев, вон, целый город так «сдал».6 Именно это существование — жалкое, но стабильно-жалкое — и есть ключевая причина гражданской пассивности масс трудящихся. Но кто же «идёт в движ»?
Да эти самые маргиналы!
Левые любят ныть о том, что у них нет связи с массами. Как это нет? Вы в массе своей что, интеллигенция высшего разряда? Или буржуа? Может быть, вы сидите в глубоком подполье или в таёжном ските? Нет, в массе своей левый и коммунист сегодня — это студент или рабочий. Такой же, как и все остальные. Просто это, как правило, наиболее маргинальный студент и рабочий — не нашедший своего «призвания», выброшенный учебным или рабочим коллективом. Если это студент, это чаще всего замкнутый и грустный комнатный мальчик — или девочка с каре. Если это рабочий, то он — уж простите, но увы — далеко не из самых успешных и даровитых, а потому не самых нужных хозяину, не сумевший посвятить жизнь карьере. Это случается, надо сказать, не только с выпускниками факультетов, выдающих дипломы, годные только на подставку под чай: человеку, например, может не подойти по личностным особенностям выбранная им при поступлении специальность.
В то же время те, кто по молодости разделял левые убеждения — в том числе в силу былой маргинальности, — но в процессе учёбы и работы смог социализироваться и найти дело по душе, где ещё и неплохо платят, в массе своей занимаются своей работой и не лезут в мутные политические движухи, хотя чисто на словах нередко и продолжают идентифицировать себя как коммунистов.
Безусловно, в движение, к марксизму, приходят вовсе не только маргиналы — и исключения из этого правила играют важную роль в прогрессе движения. Впрочем, и левые маргиналы, как я покажу ниже, вовсе не безнадёжны. Разумеется, такова массовая база всего политического движа — от «мы здесь власть» экстремиста Навального до бледных юношей с «имперкой» на аватарке. Левое движение — как движение, наиболее последовательно выражающее интересы масс — наиболее глубокое из всех. Однако того, что при существующем обществе наиболее политически активными становятся именно «отщепенцы», это не отменяет — речь, конечно, о низовой активности, а не о правящей буржуазной группировке, которая активна всегда.
С этим же, например, столкнулась Российская Империя периода народничества — и недаром я уже рекомендовал левым читать именно народническую литературу, в которой читатель найдёт буквально все типажи дня сегодняшнего.7 Да, затем всё это за считанный десяток лет смело движение экономически активного пролетариата — но это было связано с резкой индустриализацией страны. Нельзя забывать и о том, что фундамент для него в немалой степени заложили своими костями народники.
Сегодня же маргинальный характер массовой базы левого движения вполне понятен, а о том, какие типические черты тащат за собой левые в организации марксистов, я уже написал в первой части статьи: думаю, вы легко их узнаете. В общем виде всё это — эмпирически и логически установленный факт. Для раскрытия его в конкретике нужны дальнейшие исследования этого вопроса, которые необходимы коммунистам сегодня, — ими занимается в том числе и наш коллектив. Но в общем, принципиальном виде я могу наметить линию работы марксиста в таких условиях.
Коммунисты и левые
Преодолеть описанные объективные условия мы, марксисты, не можем. Для обретения этой возможности нам нужно количественно и качественно вырасти, перерасти состояние пресловутого «левого движа»: просто отбросить «всякий сброд» нельзя.
Этот раздел своей культурно-организационной работы я посвящу тем вещам, которые, исходя из наших опыта и знаний, необходимы в любой марксистской организации, ежели она желает не аккумулировать в себе всех униженных и оскорблённых в качестве самоцели, а выковать из них батальоны нового мира.
Во-первых, необходимо чётко понимать, что значительная часть людей, приходящих в вашу организацию, приходят в неё… от банального отсутствия личной жизни. Речь не только о «половом партнёре», хотя это тоже играет важную роль. Я веду речь и о любимой работе или учёбе, и об увлекательном хобби, и о круге близких друзей. Думаю, каждый, кто хоть несколько месяцев пробыл в какой угодно несистемной политической организации, насмотрелся на резкие исчезновения и тихие «отходы от дел» подобных товарищей. При этом типичная для маргинала «игровая» логика, способность легко загораться и также легко угасать, играет здесь огромную роль. Не устану повторять, что «Эхо ужаса» я к своему эссе притянул не просто так, и эта сторона бытия типичного «радикала» там отлично раскрыта на примере Лизы, которая «в целом» готова восстать вместе с героями против всего мира, но, как только напарывается на рутину, неудачи, неспособность освоить всё и сразу, быстро сдаётся и встаёт в позу. Мол, «мне лучше будет уйти и никому не мешать…». Клише, но какой жизненностью оно наполнено!
И нужно понять, что так будет, до тех пор пока не изменится экономическая ситуация в стране — и даже после этого, хоть и в меньшей степени. Этого не изменить никаким «развитием левого движения» и повышением его внутреннего качества.
Из этого следуют две важнейших вещи:
Первая — то, что необходимо выбрать один из двух путей: или крепко завязывать ключевые функции в организации на узкий круг людей, уже показавших себя наилучшим образом, и постепенно готовить им смену (о чём будет ниже), или же создавать структуру, работа которой как можно слабее зависит от того, кто именно находится на постах. Во втором случае организация будет весьма аморфна и при этом формализована. По первому пути шли народники севера России в 1870-х и затем «Народная воля», по второму — бунтари и бакунисты юга. По первому пошли мы, коллектив Lenin Crew, по второму сегодня идут Вектор и Союз марксистов. Выбор приходится делать, и делать его нужно сознательно и с умом. Иначе организация расползётся, как в своё время расползлись тот же Вектор, тот же Союз марксистов, на централистов и автономистов. Принцип должен быть выбран чётко, должен сковывать собой общую аморфность и шатания.
Вторая вещь — необходимость создания как можно более тесной сети неформальных отношений в самой организации. Те же нацболы, профилем которых были маргиналы, прекрасно понимали, что сосредоточение внутри партии всех друзей человека, его полового партнёра, круга хобби — крепчайший цемент. Они сделали это ядром организационной жизни, ибо для них маргинализм был самоцелью. Мы, конечно, не должны скреплять партию исключительно личными связями, но в числе прочего быть этому весьма полезно. Как минимум ввиду того, что жизнь маргинала ввиду нестабильности положения не имеет общей «оси», не выстроена, скажем, вокруг места его работы, как у профессионального квалифицированного рабочего. Оттого, если не собрать в организации как можно большую часть этой самой жизни, человека просто «утянет быт», как только этот самый быт у него появится. Многих он и так утянет, но мы должны заботиться о снижении потерь. Речь не идёт о карикатурной секте, замыкающей человека на себя: я говорю не о требовании отказа от контактов с внешним миром, а о позитивном отношении к завязыванию личных связей внутри организации. Главное — следить, чтобы это не скатилось в тусовку.
Далее, необходимо ясно осознавать психическую нестабильность типичного молодого левого — это вполне естественное состояние для него и как для маргинала и в экономическом плане — ввиду того, что труд, основное дисциплинирующее средство, таким человеком ценится невысоко, — и в плане социальном — ввиду асоциальности и замкнутости, неустроенности быта левого. В связи с этим идеальный вариант — иметь внутри организации профессиональных психологов-марксистов из своих. Это полезно не только для пропаганды, о чём мы поговорим в заключительном разделе, но и с точки зрения поддержания работоспособности личного состава. Как бы мы ни хотели, «стальные отряды революции» не падают с небес, их нужно выковывать — долго и планомерно. В том числе и работой с психикой людей.
Если же этот, идеальный, вариант невозможен, стоит по крайней мере выдвигать на передний план товарищей, на практике зарекомендовавших себя как людей, разбирающихся в других и способных поддержать и воодушевить. К середине 1920-х годов среди коммунистической молодёжи в СССР был очень распространён невроз (тогда так называли любые беды с психикой)8 — а это большевики, не современные левые. Полагаю, квалифицированный специалист был бы полезен и им и сохранил бы немало жизней.
Думаю, в ответ я услышу немало возражений: мол, «мы политическая организация, а не бюро услуг». Но даже в рамках этой, политической, логики качественный личный состав — залог успеха. А коммунистическая партия не может и не должна ограничиваться политической логикой…
И именно это я выделю следующим пунктом. Важно понимать, что с имеющимся составом никакого политического господства коммунисты не завоюют. А если завоюют, не будут знать, что с ним делать. Все существующие марксистские организации — это в первую очередь кузницы кадров для будущего. Организация может хоть тысячу раз развалиться: главное, чтоб оставались качественные знающие друг друга кадры. Для этого необходимы и личные связи, и вовлечение возможно более широкого круга лиц в дело, и чёткое понимание, кто есть кто. Что-то подобное было, к примеру, с «чайковцами», наиболее сплочённой и интеллектуальной группой народников: именно из этой сети кружков вышло большинство лидеров легендарной «Народной Воли», хотя последняя была создана лишь спустя пять лет после прекращения деятельности первых.
Но из маргиналов не построить серьёзной общественной силы — да и цели такой у марксистов не стоит, мы не нацболы, в конце концов, и не террористы-одиночки из японской анимации. Для изменения ситуации внутри коллектива нужно понимать не только то, как включить в него забитого студентика, но и то, как сделать из него орудие коммунизма, способное хоть на что-нибудь.
Здесь я, во-первых, в очередной раз повторю, что всем необходимо читать. Я уже подробно писал о важности этого в статье «Об образовании марксиста».9 Здесь же я говорю об этом с социального ракурса: регулярное обязательное чтение, проверяемое товарищами, содержание которого связано с жизнью человека, во-первых, дисциплинирует его, во-вторых, быстро и качественно отсеивает тусовщиков и пустозвонов, ибо читать — это скучно и трудно. Куда скучнее и труднее, чем потусить с листовками у проходной или сходить к бабушкам с плакатами у очередного никому не нужного леса. Это рутинный и унылый труд без сиюминутного положительного подкрепления, но архиполезный в перспективе. Причём вообще для всех, что я показал в статье по ссылке выше.
Во-вторых, чётко понимая несоциализированность маргинала и его зажатость, важно создавать ситуации, в которых он будет обязан — именно обязан — раскрываться и отвечать за себя. Я говорю не об идиотских «уроках ораторства», где безразличные люди болтают заготовленную чепуху перед безразличными слушателями. Речь в первую очередь об экстремальных для такого человека ситуациях. Необходимы люди, всегда готовые задать отмалчивающемуся острый вопрос о теории или о понимании организационных принципов, не стесняющиеся спросить о личной жизни или публично обратиться с разговором о чём-то важном для публики. Организация — это добровольно-принудительно. И первое слово в этой паре не самое важное.
В-третьих, всегда и за всё необходимо требовать чётких ответов: планы, мнение, позиция, сроки и дедлайны, отношение к чему-либо, даже случайно брошенные слова. Необходимо использовать все доступные средства товарищеской дисциплины — разумеется, не укатываясь при этом в пустой формализм. Мы не играем и не тусуемся. Играющим место в песочницах.
Можно обсуждать ещё многие стороны дела, но общие линии я наметил. И не ведитесь на заумную болтовню и пламенные фразы: маргинал — это не всегда ущербный идиот, а человек с подвешенным языком не всегда социально успешен.
Но нужно поговорить не только о внутренней стороне дела. Если мы исходим-таки из того, что наиболее восприимчивы к нашей риторике сегодня именно отщепенцы, нужно поговорить и о формах пропаганды (не в негативном смысле слова), которая наиболее уместна в нашем случае.
Коммунисты и пропаганда
Самое главное: пропаганда через экономику и классы, поданная в лоб, не работает! Точнее, может, на кого-то и работает, но я не думаю, что восприимчивость человека к ней можно считать хорошим знаком. Чаще всего (хоть и не всегда) такие люди сегодня больше походят на городских сумасшедших: это домовые активисты, годами таскающиеся по жильцам, и такие же активисты на предприятиях. Чрезмерный интерес к экономической борьбе сегодня — ненормальное явление: вот что нужно уяснить! А что с этим фактом делать, каждый может решить для себя сам.
Во-первых, ни для среднего студента, ни для среднего люмпен-пролетария связь его личного положения с общественным производством — далеко не главная в жизни вещь. Это не значит, что такая связь совсем неважна, но такой человек явно не за ней идёт в политику. Давно ли в России политическая борьба стала наполнять карманы и набивать живот?
А ради чего идут?
Как правило, ради… надежды. Того самого исландского «von», которое даёт шанс выбраться из круга бытовой чернухи и бесперспективняка, по-новому взглянуть на мир и на своё место в нём, найти хоть кого-то, кто тебя понимает. В общем, ровно по тем же причинам, по которым толпами валят в секты и церкви.
Не стоит понимать это как чистый шкурный интерес. Глобальные идеи, вырывающие людей из быта, зачастую взращивают в них самые искренние стремления избавить от проблем не только себя, но и всех окружающих, переустроить всё общество. Но и эти стремления со временем гаснут. Особенно когда человек находит тот самый узкий круг «понимающих».
И пропаганда наша должна быть мировоззренческой. Сегодня марксизм даже многими левыми понимается просто как экономическая теория про два класса. На деле же это научная форма мировоззрения, целостная система монистического (в философском смысле) взгляда на мир, состоящая из философии, социальной философии, политической экономии, материалистической психологии, логики, материалистических теорий человека, этики, искусства…
И всё это упускается массой левых, которые банально ничего не читают (в том числе ввиду отсутствия привычки к дисциплинированному труду).
Я не просто так выбрал поводом для этой давно назревавшей статьи старенькое аниме. Я ясно отдаю себе отчёт в том, что из-за этого её может прочесть куда меньше людей, чем статью, озаглавленную как-нибудь вроде «Глобальный кризис капитализма, коммунисты, СВО в России». Но, видит Маркс, сам я дрянь, озаглавленную таким образом, не стал бы даже пролистывать — и я не хочу проявлять к моим читателям меньше уважения, чем проявляю к себе. А те, кто этот текст прочтут, не только теоретически, но и на конкретном — пусть и всего одном — примере смогут понять, что значит пропаганда через культуру. Это не про самодовольные потуги Цветкова, созданные стареющим хипстером для себе подобных, и не «обзоры на фильмы» размером в тридцать строчек, а содержанием — в три, да и то заранее известных: «В этом фильме вот это — явно левое, вот это — какая-то фигня, а тут автор буржуазно ограничен. В целом кино рекомендую, так как марксистское».
Пропаганда через культуру — как и через науку, быт, новости — это рассмотрение предмета пропаганды под таким углом и с такой глубиной, которая рядовому гражданину недоступна. Далее же, когда авторитет в интересующей гражданина области уже получен, должна следовать логическая демонстрация того, как именно марксистское мировоззрение углубило твоё понимание предмета, и какие выводы можно из него сделать, если пойти ещё дальше.
Посмотрите на русских революционных демократов: их пропаганда сделала целое поколение разночинцев. При том, что большая часть их идей высказана в форме литературной критики10 , а то и самой литературы, как, например, роман Чернышевского «Что делать?». Я не претендую на лавры Белинского или Чернышевского — но пример продемонстрировать, надеюсь, худо-бедно смог.
Смысл пропаганды не в том, чтобы кто-то узнал, что такая-то организация думает о таком-то предмете: необходимо, чтобы человек углубил своё собственное понимание этого предмета, изучив материал организации. Поднимать людей до своего уровня, а не штамповать контент для дебилов, — такова задача тех, кто занимается пропагандой.
Но вернёмся к формам.
Как я уже сказал, важно охватить область культуры. Сегодня она пронизывает буквально все стороны нашей жизни: люди не расстаются с наушниками и телефонами, постоянно видят мозаики и картины, смотрят кино и сериалы. Этого в десятки, в сотни раз больше, чем в жизни среднего пролетария, или тем более маргинала начала XX века. К тому же ввиду воздействия буржуазной идеологии эта сфера жизни полагается самими людьми не в пример важней и интересней экономики. Добавим к этому то, что сами люди творческих профессий — нередко маргиналы, а люмпены считают себя людьми творческими, неординарными — и вуаля! Нацболы поняли это двадцать лет назад, но это до сих пор не смогли у них перенять куда более многочисленные теперь коммунисты.
Помимо культуры важны, несомненно, вопросы личной жизни. Я обещал написать про психологию и пропаганду в прошлом отделе — вот, держите. Во-первых, психология проникла сегодня в жизнь российской молодёжи едва ли не больше, чем поп-культура — да и связаны они тесно. Качество этой «поп-психологии» при этом не то что оставляет желать лучшего — скорее вводит в состояние «я уже никому не верю и ничего не жду». Разумеется, чтобы это изменить, необходимо теоретическое развитие и актуализация марксистской психологии под нужды и формы времени — вот она, та самая важность теории, о которой мы говорим годами. Но и без этого материалистическое освещение вопросов любви, дружбы, человеческих отношений, семьи, чувств и эмоций — в общем, всего того, чем и живёт маргинал, ни к чему социально не привязанный, — может оказаться золотым кладом для марксистов сегодня, как вопросы нравственности оказались таковым для России XIX века и даже для раннего Маркса.
Во-вторых, это всё, что связано с линией монизма: истина, научность, верное отражение мира, уверенность в правоте. Маргинал стремится к уверенности в себе, к «вооружённости», то есть к способности контролировать свою жизнь, понимать, где он и кто он. И через отстаивание того, что марксизм — это система наук, а не очередная досужая болтовня инфоцыган под красными флагами (а инфоцыган, поверьте, молодёжь наслушалась всяких), можно привлекать к нему довольно талантливых и уже разочаровавшихся в буржуазном лоске людей. Так к марксизму пришёл и сам автор, так пришёл, например, товарищ Перевозов — наш ведущий политэконом. Да, для такой пропаганды надо хорошо знать и марксизм, и науку, в области которой сражаешься. Но кто ж тебе мешает, дорогой товарищ?
А напоследок мы поговорим с тобой, читатель, про листовочки и граффити. В последнее время это стало модным — обклеить чем-нибудь столбы в спальном районе и нарисовать пару строк нечитаемых букв на дедовом гараже. И, скажу честно, я обалдел.
Нет, я прекрасно понимаю, что в левый движ просто влилась плотная струя антифашистов из нулевых — особенно в одну конкретную организацию, ныне входящую аж в целый интернационал. И эти опытные маргиналы притащили с собой свои маргинальные привычки — портить стены и остановки — а также мировоззрение «героя»-провокатора, который должен разбудить «толпу» экстравагантными выходками. Это маниакальное стремление эпатировать публику, раздражать «обывателя», — отрыжка идей «Новых левых» 1960-х годов, мимоходом заявивших, что рабочие «обуржуазились», выдумавших «общество потребления» и ещё целый ряд оправданий мысли «Революция — это мы, просто потому что мы против системы!».
Но, во-первых, ещё в середине нулевых движение в целом вполне отрефлексировало, что в нашей замечательной стране общество не слышит ничего тише пушечного выстрела. И акции — даже акции прямого действия — стали активно сопровождаться интернет-пиаром, культурной программой, тщательным планированием освещения в СМИ. Даже в таком виде это ерунда, конечно, — но хотя бы так! Сегодня же всё медийное освещение — это пост в личном телеграмме и вконтактике, под которым два десятка лайков, пятнадцать из которых — от членов организации. Это просто стыдно, а стыд за себя и свои действия — то, чего не хочет никто, тем более неуверенный в себе и асоциальный человек. Не говоря уж о том, что по законам работы медиа обильные нечитаемые посты понижают рейтинги, а среди них — никому не нужных — теряются редкие и действительно важные посты организаций.
Но, допустим, нам не врут и по этим листовкам в организации действительно приходят люди. Но что за человек придёт таким образом?
Итак, это человек, который смотрит на листовки, расклеенные на стенах и читает их. Далее, это человек, которому не лень достать телефон и отсканировать куар-код. Затем он, зайдя, скажем, в телеграм организации, увидит там пять-десять постов подряд на тему «в городе N появились наши листовки», не поленится пошариться по её ресурсам, просто потому что ему попалась какая-то листовка с физиономией одного неизвестного ему мужчины в возрасте. И, проанализировав всё вышеописанное, он захочет в организацию вступить.
Думаю, вполне ясно, что приходящие таким образом люди, скажем так, имеют весьма неординарный склад ума. Как и те, кто разрабатывает агитационную стратегию, изначально рассчитывая на таких людей, а не на среднего представителя какой-либо социальной группы. Добавлю только, что на это тратятся силы десятков членов организаций в куче городов.
Заключение. При чём тут аниме?
Вопросы, поднятые мной в этой статье, безусловно, актуальны: не зря их поднимают постоянно. А ответов, которые я тебе дал, читатель, я не видел в медийном поле ни разу — в обобщённом виде уж точно. Возможно, более умудрённые опытом товарищи меня поправят и расскажут мне, насколько я вторичен, — но смею надеяться, что я дал достаточно пищи для прикладных размышлений каждому коммунисту.
Но неужели я не мог поднять эти же темы, вырезав из статьи её первую часть, обойдясь без культурного повода — раз уж проблемы такие актуальные?
Мог, конечно. Но тогда это, с одной стороны, раздуло бы аргументационный аппарат статьи ещё сильнее — а он у меня и так обычно перегружен, — с другой, лишило бы работу преамбулы в виде конкретных образов и типажей, которые я позаимствовал у замечательного произведения японцев. Возможно, я сделал это недостаточно талантливо, но я, смею надеяться, указал путь более талантливым моим товарищам. Особенно ценны для меня, конечно, те читатели, которые ознакомились-таки с произведением до прочтения статьи: каждый такой читатель для меня ценнее десятка просто прочитавших статью. Так что откликнитесь, опишите и свои впечатления тоже.
А самое главное вот что: просмотр этого произведения — причём уже не в первый в моей жизни, впервые я смотрел его ещё при выходе — придал мне огромный волевой и моральный импульс для написания этого материала. Для того чтоб затратить-таки свои усилия и, надеюсь, оказаться кому-то полезным. В моей жизни было немало вещей, двинувших меня по пути коммуниста — и продукты культуры среди них составили значительную долю. «За живой и мёртвой водой» Воронского, «Подпольная Россия» Кравчинского, статьи на LC — в том числе и рецензии, — множество песен и тех же сериалов.
Не все из них пестрели серпами и молотами, но все они отражали глубокие, значимые стороны жизни. А способность образно и цельно отразить всю глубину исследуемой стороны жизни — это и есть главный дар «художника», двигающий его вперёд по пути образного познания реальности. Каждое такое произведение тысячекратно важнее краснозвёздных и коммунистических, но примитивных и поверхностных агиток. Даже если это такая мелочь, как аниме на одиннадцать серий.
Примечания
- Вспоминая национал-большевизм — LENIN CREW ↩
- Критика программы Организации коммунистов-интернационалистов — LENIN CREW ↩
- Статистика неполных семей в России и почему их число растет (tinkoff.ru) ↩
- https://vk.com/wall-111877082_1880 ↩
- Около 15 миллионов россиян находятся в депрессии, показало исследование — РИА Новости, 05.09.2023 (ria.ru) ↩
- Березники: новейшая история одного города — LENIN CREW ↩
- О значении воспитательной литературы — LENIN CREW ↩
- А. Б. Залкинд. Революция и молодёжь (1924) ↩
- Об образовании марксиста — LENIN CREW ↩
- Яркий пример, который я всем рекомендую к прочтению — «Больные люди» П. Н. Ткачёва ↩