А что, если…
…верхушка переродится?
Этот вопрос задают снова и снова. Задают в комментариях и личных беседах, в статьях и видеороликах. Причём программные работы LC1 2 3 написаны уже довольно давно, а злосчастный вопрос продолжает всплывать с завидной регулярностью. Такое ощущение, что в дополнение к т. н. «закону Годвина» нужно сформулировать новый закон, который будет звучать как-то в таком духе:
«По мере частоты упоминания НЦ вероятность вопроса о возможном перерождении партии стремится к единице».
Его можно будет назвать «закон Сарабеева», или «закон Перевозова», или как-то иначе — тут уж решать всемогущим непогрешимым вождям.
Впрочем, популярность не бывает беспричинной. И раз этот вопрос волнует такую массу народа, надо бы выяснить, почему. Этим я и займусь. Заодно я раскрою вам кое-какие тайные тайны и секретные секреты LC. А поскольку я сам вступил в LC совсем недавно, закончив кружок прошлым летом, если эта заметка увидит свет, я наверняка уже замучен в застенках Редакции. Короче, считайте меня коммунистом, товарищи!
О чём, собственно, речь?
Прежде всего, во избежание путаницы, разберёмся с определениями.
Принципы организационного устройства при демократическом централизме (ДЦ) таковы:
- приём в партию осуществляется на основании признания кандидатом политической программы партии;
- выборность руководящих органов партии путём голосования;
- отчётность руководящих органов перед партийными организациями;
- партийная дисциплина и подчинение меньшинства большинству;
- обязательность исполнения решений, принятых вышестоящими органами.
При научном централизме (НЦ) они будут выглядеть так:
- приём в организацию на основании продемонстрированных на практике понимания программы и способности к работе;
- приём в руководство на основании принципа кооптации по решению самого руководства;
- принятие решений руководством путём научной дискуссии с достижением научного единогласия;
- отчётность руководства перед организацией, дисциплина (с подчинением решениям руководства) и обязательность исполнения решений вышестоящих органов здесь так же актуальны, как и при ДЦ (собственно, это то, благодаря чему мы называем каждый из вариантов централизмом).
Всё вышеперечисленное — это именно общие принципы, которые не охватывают всех возможных деталей (и не должны этого делать). Например, если говорить про общую «демократичность» ДЦ-организация вполне может как свести дискуссии к минимуму («сначала сделай, потом обсуждай») в тяжёлой ситуации, так и, наоборот, «ослабить гайки».
Стоит упомянуть о том, что НЦ не сводится к приведённому выше перечню организационных критериев: он подразумевает определённую логику становления и развития организации и вытекающих из этого взаимоотношений между людьми (подробнее об этом см. в нашем материале). Также лишний раз оговоримся, что, когда мы говорим о ДЦ или НЦ, мы говорим об организационном принципе коллектива коммунистов (кружка, коллектива журнала, партии), а не о государственном устройстве.
Историческая травма?
Первый ответ на вопрос «почему спрашивают?» кажется очевидным и лежащим на поверхности. Чуть больше тридцати лет назад в одной большой и в меру светлой стране под названием СССР произошла трагедия. Несмотря на давность лет, она всё ещё эхом отзывается в головах у жителей постсоветского пространства, и особенно сильно, конечно же, у коммунистов. Кажется, будто именно это — главная причина боязни перерождения и вопросов о нём.
Однако не всё в этом объяснении гладко. Отрицать влияние развала Союза мы, конечно, не будем. Но это событие влечёт за собой не один, а множество вопросов. Например, такие:
«Почему массы (и, в частности, партийцы) не заметили перерождения?»
«Почему люди пошли за предателями коммунизма?»
«Почему советские люди позволили развалить своё пролетарское отечество?»
«Как вообще дошло до перерождения?»
При этом в КПСС никакого НЦ не было. Основополагающим организационным принципом в партии был как раз демократический централизм.
Условный коммунист может возразить, что этот принцип не работал в полной мере. Может даже обвинить конкретного «перерожденца»/«предателя»/«негодяя» в уничтожении партийной демократии: Сталина, Хрущёва, Горбачёва… Вот только сам механизм, при помощи которого каждый из них пришёл к власти, — это тот самый демократический централизм (как минимум номинально их утверждали на постах съезды партии). При этом никто не начинает задавать вопрос о перерождении децистам. По крайней мере, этого не происходит при каждом упоминании ДЦ.
Значит, дело не только и не столько в крушении СССР. Тогда в чём же?
* * *
Как мне кажется, существует три действительных причины возникновения претензий к нашему организационному принципу.
Во-первых, люди попросту не понимают, как НЦ работает на практике. Им негде было получить опыт работы в подобной группе, а отчётов о внутренней работе мы не публикуем — вот они и опираются вместо фактов на домыслы и слухи.
Во-вторых, многие коммунисты всё-таки травмированы — но скорее текущей ситуацией в «левом движе», нежели крушением СССР. Вечный «острейший кризис» этого самого «движа» делает их особо чувствительными к вопросу о гниении верхушки. Парадоксальным образом именно НЦ вызывает у них больше всего вопросов на этот счёт — при том, что почти никто из этих людей сам в НЦ-организации не состоял.
Ну и в-третьих, конечно, же, играет роль старая добрая инерция: недоверие к новому и непривычному — вещь вполне понятная. Мало кто хочет разбираться в том, что по умолчанию считает негодным. Особенно в нашем левом медиаполе, где то и дело натыкаешься на разного рода фриков: отделение зёрен от плевел тут становится трудоёмкой задачей.
Чтобы проиллюстрировать вышесказанное, рассмотрим практику НЦ на примере нашей организации и сравним её с практикой обобщённой группы децистов. Конечно же, автор ни в коем случае не имеет в виду какую-либо конкретную ДЦ-организацию. А если вам вдруг показалось, что имеет, то это не более чем случайное совпадение.
Что там у буржуев?
Для начала сделаем небольшое отступление и посмотрим, как организовано современное производство при капитализме. Да, помимо философских оснований, у НЦ есть и конкретная эмпирическая база. Обычно мы приводим в пример организацию Академии Наук, но сегодня рассмотрим нечто более «приземлённое» — работу инженеров. Именно на её примере мы увидим нечто, весьма напоминающее НЦ, хотя и с рядом оговорок.
С одной стороны, инженерная работа — это такой же наёмный труд, как и любой другой. Инженер трудится на чужих средствах производства и создаёт прибавочную стоимость для буржуа (будем для простоты считать, что мы говорим только о сфере производства). При этом инженер участвует в производстве некоторого конкретного продукта, т. е. товара. Иными словами, инженеры, как и прочие наёмные работники, объединены одной целью (пусть и чужой), а в каждый конкретный момент — конкретной общей задачей.
С другой стороны, инженерная работа, в отличие от многих других вариантов, требует от исполнителя некоторой (весьма относительной) свободы в принятии решений, которые могут сильно повлиять на весь производственный процесс, причём это обстоятельство принципиально невозможно устранить полностью. Если за инженера надо постоянно думать, такой инженер не нужен. Это накладывает отпечаток как на сам процесс труда в инженерии, так и на способ его организации. Например, если достаточно большое количество инженеров постоянно работает вместе, они должны как-то согласовывать свои действия и должны делать это сами на регулярной основе.
Остановимся на этом подробнее. В качестве наиболее яркого примера современной инженерии возьмём IT, ведь сфера как раз соответствует нашему критерию: в ней существует потребность в координации большого числа инженеров, работающих вместе.
Как принимаются решения у инженеров? Обычно имеет место дискуссия, в которой участвуют либо инженеры, непосредственно работающие над некоторой задачей, либо, если задача очень масштабна, больший круг участников вплоть до всех занятых в конторе. При этом, несмотря на широкое обсуждение, результирующее техническое решение принимают именно наиболее компетентные инженеры, причем через консенсус подавляющего большинства (например, всех, кроме одного), а не просто большинством голосов. Это может показаться дикостью некоторым любителям «демократизма», но это общепринятая практика, и это работает.
При этом дискуссия не становится голой формальностью. Мнение остальных учитывается, ведь человек, работающий «на земле», может указать на то, что сами «главные» могли упустить в силу специфики своей работы или человеческого фактора. Несмотря на то, что младший инженер не принимает стратегических решений, ни один вменяемый старший инженер не будет игнорировать младшего, если он обращает внимание на то, что может негативно повлиять на результат работы.
Как происходит продвижение инженера по профессиональной линии? Путём демонстрации компетентности и посредством развития навыков и знаний. В некоторых случаях достаточно оценки коллег, в первую очередь старших. Иногда может быть организован дополнительный «экзамен», когда незнакомые с человеком инженеры проверяют его знания и навыки.
Несложно понять, что все описанное выше напоминает наши принципы НЦ: кооптация, единогласие, компетентность… Получается, что это и есть НЦ?
Да, но нет.
Первое важное отличие заключается в том, что коммунистическая организация (коллектив журнала, кружок или партия) не может не отличаться от капиталистического предприятия. Так, в ней не может не быть «критерия лояльности», то есть для приёма в организацию или её руководство в человеке обязательно должны быть уверены не только как в специалисте, но и как в товарище. Она подчинена не логике максимизации чьего-то заработка, а логике эффективности самой работы, а это делает необходимой требовательность людей друг к другу как в теоретическом, так и в личностном отношении, в то время как специалисту на предприятии может быть всё равно, что происходит у коллег вне рабочей обстановки — дополнительные деньги-то пойдут не ему, да и бытовые вопросы тут сказываются на работе куда реже. По той же причине там, где у инженеров допустим компромисс по типу «и так сойдёт», коммунисты должны идти до конца, вырабатывать действительно единую позицию, достигая научного единомыслия. Наконец, имеет место задача не просто прийти к единой позиции в ядре, но и убедить в верности принятых положений всю организацию: во-первых, без убеждённости в верности того, что делаешь, у нас работа не пойдёт, во-вторых, противоположная ситуация чревата расколами и прочими специфическими политическими издержками.
Но даже если на время забыть о характере деятельности, то не всё так просто, хотя сходства между НЦ-группой и коллективом инженеров видны невооружённым взглядом.
Когда мы говорим об организации технической стороны работы, различий не так много. Когда же мы говорим о работе с точки зрения результата, всё вышеописанное преломляется через точку зрения и интересы стоящего над инженерами буржуа или его представителя, вследствие чего от такого «НЦ» могут нередко (или даже регулярно) отходить. В качестве примера легко привести классический треугольник «работник (инженер) — исполнитель (буржуа-начальник) — заказчик (другой буржуа)». В этом треугольнике каждая из сторон может нарушать описанные принципы, потому что у них разные интересы. Заказчик некомпетентен и ждёт, что исполнитель будет пытаться продать подороже. Поэтому, даже если исполнитель верно понял и передал то, что придумали инженеры, заказчик всё равно может пытаться бить кулаком по столу, требуя, чтобы было качественно, дёшево и быстро. У работников и начальника различный классовый интерес, и поэтому инженеры могут не желать взваливать на себя дополнительную работу и из-за этого намеренно затягивать процесс, лениться и пытаться обмануть своего начальника. Начальник тоже не идиот и может предполагать, что его работники ленятся или обманывают. А ещё бывает так, что он некомпетентен и не понимает, что происходит у работников. А ещё он может хотеть умаслить заказчика любой ценой и наобещать ему с три короба, даже если выполнить работу в срок невозможно: ведь порой главное, чтобы заказчик продолжал платить здесь и сейчас, а дальше — хоть потоп.
Очевидно, описанная разница интересов мешает нормальной работе, нередко приводя к срывам сроков и другим проблемам. Отмечу, что к ним ведёт именно отступление от принципов, а не сами принципы. Проблема здесь в классовых противоречиях и анархии капиталистического производства. Никакие выборы вместо «кооптации» тут точно не сделали бы лучше: конфликт интересов между работниками и работодателем способствовал бы тому, что работники выбирали бы себе начальников не по компетентности, а по степени мягкости управления, то есть скорее выбирали бы тех, кто меньше требовал и давал поблажки. Как следствие, даже если такой руководитель был бы заинтересован в выполнении работы, в конечном счете он вынужден был бы обращаться к более компетентным кадрам, и де-факто решение принимали бы они. Таким образом, это могло бы до определённой степени скрасить быт работников, но с точки зрения эффективности производственного процесса выборы лишь усложнили бы ситуацию, либо увеличив время принятия решения, либо снизив норму эксплуатации на предприятии, что, конечно же, невыгодно буржуа, так как задерживает капитал в сфере производства дольше необходимого. Конечно, буржуи не дураки и пытаются разными способами обойти проблему — например, используя гибкую методологию разработки. Здесь применяется всё, что угодно: от тошнотворных внушений типа «мы одна команда» до довольно хитрых механизмов регулирования споров между заказчиком и исполнителем. Но это, конечно же, не может вполне решить конфликт интересов.
Также заметим, что из-за нарушения принципов, похожих на принципы НЦ, в итоге нередко недовольными остаются и буржуа-заказчик (получил не то, что хотел), и буржуа-начальник (просел по срокам и потерял в деньгах), и сами работники (пришлось работать дольше, лишнее напряжение). И даже тот факт, что, в отличие от работников, каждый из двух буржуа может компенсировать свои потери, ничего в сущности не меняет.
Немного разобравшись с современным производством, перейдём, наконец, непосредственно к практике нашего журнала.
Практика практической практики
С чего начинается НЦ? В случае с нашим журналом — с учебного кружка. Именно там потенциального члена LC обучают (точнее, помогают начать учиться самостоятельно) и делают последовательным его марксистское мировоззрение, именно там он подробно знакомится с программными положениями, именно там закладывается понимание того, как работает организация.
Стоит оговориться, что некоторые приходят в коллектив, минуя кружки. Однако к таким людям уже на входе предъявляют высокие требования к сознательности и образованности и не доверяют им до конца, пока они не покажут себя в деле.
Как приходят в кружок? Невероятным образом — исключительно добровольно. Причём нужно не просто захотеть где-нибудь поучиться: для вступления придётся согласиться с не самыми популярными в «левом движе» программными положениями, то есть уже выбор нашей организации требует от человека более или менее сознательного подхода к делу.
Если желающий записаться в кружок не сходится с LC по важным вопросам, он не попадёт в кружок. Если желающий продемонстрирует неадекватность в процессе собеседования, он не попадёт в кружок. Если желающий решил зайти от нечего делать и это выяснится на ранних стадиях общения, он не попадёт в кружок или быстро оттуда вылетит. Как можно заметить, никто никого не заставляет (и не может заставить) принять НЦ. Скорее происходит некоторый первичный отбор из числа тех, кто уже склоняется к этому организационному принципу.
Что происходит дальше? Дальше происходит год обучения. Да-да, год. В программе кружка — дисциплины, которые LC считает необходимыми для базового образования марксиста. Читать придется много. Разумеется, будут и лекции, но никакого постраничного зачитывания трудов классиков на них не предполагается. Кружковец должен иметь мотивацию учиться и быть более-менее самостоятельным в этом вопросе. Иначе как он будет продолжать освоение марксизма дальше?
Разумеется, одним чтением дело не ограничивается. В кружке регулярно ведутся обсуждения, люди спорят и задают вопросы, и всё это приветствуется и всячески поощряется. Это позволяет не только понять, что кружковец усвоил верно, а что подменил собственными выдумками или «здравым смыслом», но и вырабатывает у него умение и привычку обосновывать свою позицию.
Споры могут идти как между самими кружковцами, так и между ними и членами LC. И до тех пор пока кружковец обосновывает свою позицию или задаёт вопросы внятно и аргументированно, к нему не может быть претензий. Никто никого не выгонит за вопросы, никто никого не выгонит за дискуссию. По крайней мере, пока она ведется адекватно. Несложно понять, что в такой обстановке кружковцы волей-неволей учатся и тому самому несокрытию разногласий, и умению спорить ради истины, но спорить аргументированно и в подобающем тоне.
Если члены LC, которые ведут кружок, будут без причин сыпать оскорблениями или совершать иные явно необоснованные действия, таким поведением они легко отвратят от себя самых перспективных и подающих надежды кружковцев, потеряют авторитет в их глазах и, естественно, потенциально полезные кадры для организации. То есть адекватность действий ведущих кружка обусловлена не только и не столько морально-этическими, сколько прагматическими причинами. Таким образом, заинтересованность LC в том, чтобы получить новые кадры, смыкается с желанием любого нормального человека к адекватной оценке своих действий и слов.
Конечно, научаются при этом не все. Достаточное количество кружковцев по дороге отсеивается по самым разным причинам: от личных проблем и нехватки времени до собственного хамского поведения и неспособности аргументированно вести диалог.
Но и это ещё не всё. Редакция LC приветствует написание заметок по мере наличия сил и возможностей. Кружковцы при этом и учатся писать связные тексты, и приносят пользу журналу, если заметка хорошо написана и подходит для публикации. Журнал приветствует и помощь технического характера: с переводами, графическим дизайном и тысячей других дел, которые хотят и могут делать кружковцы. Разумеется, никто никого не заставляет. Да и как это было бы возможно, если вдуматься?
И всё это, напомню, происходит целый год. Год варишься в коллективе при плотном взаимодействии с членами LC. Год учишься, дискутируешь и по возможности помогаешь журналу. Год вращаешься в благоприятной для обучения и развития среде. Год «примеряешь на себя» НЦ на практике.
Не очень-то похоже на жуткую тиранию, правда? Скорее уж на университет или на подготовительные курсы от предприятия, которые проводятся по месту будущей работы.
Но что же произойдёт дальше, когда ты закончишь кружок и станешь членом LC (если, конечно, достаточно хорошо себя проявишь в работе)? Чем ты будешь занят? Примерно тем же самым, но уже во «взрослом» режиме. Ты будешь продолжать самообразовываться, писать статьи и заметки, выполнять другую полезную для журнала работу. Возможно, именно ты станешь одним из «кружководов» LC при следующем наборе и увидишь, как выглядит процесс с другой стороны. И, разумеется, ты продолжишь обсуждение с товарищами различных вопросов — теперь в том числе и тех, которые влияют на работу и курс организации. С той самой обязательной аргументацией, с той самой культурой дискуссии и с тем самым ведением обсуждения до достижения единогласия по принципиальным моментам. Всё так, как учили. Тот, кто всё это делает систематически и успешно, имеет все шансы войти в редакцию: люди там всегда нужны, рук вечно не хватает, главное, чтобы были стоящие кандидаты.
Конечно, теперь к тебе будет больше требований, ведь ты уже не учащийся-кружковец. Но ты уже наладил общение с членами коллектива, получил знания и, возможно, даже нашел себе направление деятельности по душе и способностям. И через это стал куда сильнее и свободнее, чем был за год до того. И всё это — на пользу дела освобождения пролетариата! Мы ведь ради этого собрались, верно?
Итого:
- марксистская грамотность, общая адекватность и активная работа как критерии приёма в организацию;
- взращивание сознательных кадров;
- требование постоянного самообразования и саморазвития;
- обязательность участия в дискуссиях с приведением существенных аргументов;
- приём к сведению всех обоснованных мнений;
- вертикальная мобильность.
Обратите внимание, что всё это пишет не член редакции, а рядовой участник коллектива, закончивший кружок минувшим летом.
Вроде бы ни одного упоминания пятидесяти поклонов вождям каждое утро. Что же тут пугает тех левых и коммунистов, которые не состояли в организации, стоящей на принципах НЦ?
Можно было бы предположить, что в создании образа НЦ как «хора псаломщиков» (о чём у LC была отдельная статья) сыграла роль небезызвестная группа «Прорыв». Однако, как бы ни был заманчив план свалить всё на Валерия Подгузова, этого явно недостаточно. Придётся разбираться.
Как совали, так и будем
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению опыта ДЦ, стоит остановиться на технической стороне голосований как таковых. Под голосованием здесь и далее будет иметься в виду принятие решений большинством голосов, а не процедура опроса мнений людей, имеющих право участвовать в принятии решения.
Почему «голосований» во множественном числе, спросит кто-то? Потому что голосование может происходить по-разному. Наиболее известный и понятный способ — т. н. «система относительного большинства с одним победителем» (first past the post или FPTP), когда голос отдаётся одному кандидату, а побеждает тот кандидат, который набрал больше голосов, чем каждый из оппонентов по отдельности. Под кандидатом в данном случае мы будем подразумевать как человека, так и решение, за которое голосуют. Другой способ - «рейтинговое» или «альтернативное» голосование (instant-runoff voting или IRV), при котором кандидатов располагают в порядке предпочтительности, и побеждает тот, кто набирает больше 50 процентов голосов за первое место. Если такого кандидата нет, из голосования удаляется тот, кто занял последнее место, а затем процесс повторяется. Есть и другие способы, но подробно разбирать каждый нет никакого смысла.
К чему это всё? К тому, что буржуазные исследователи, несмотря на узкую «классовую линзу», далеко не дураки и догадались, что с голосованием не всё гладко. Учёные обнаружили, что, даже если исключить такие «незначительные» факторы, как мошенничество, подкуп, неравенство возможностей кандидатов и сам факт выбора из убогих альтернатив, которые принципиально ничем не отличаются, сами системы голосования «в чистом виде» содержат проблемы.
В качестве примера можно привести всем известный «эффект спойлера», который работает при FPTP. Кратко его можно описать так: при соревновании двух популярных кандидатов менее популярный из них может использовать подставного кандидата, близкого по риторике к его оппоненту, для «воровства» голосов у последнего. По сути люди, которые при отсутствии выбора голосовали бы за одного человека, при наличии дополнительного варианта разделятся, и часть их голосов перейдёт к кандидату с более размытой риторикой. Есть такие примеры и для других систем голосования: для интересующихся дадим ссылку на неплохой материал по вопросу. Помимо самого текста, там есть интерактивная реализация модели голосования с возможностью «поиграть» с параметрами.
В чём же фундаментальная причина подобных проблем с системами голосования? В том же, в чём их сильная сторона и удобство (вот, дед, это и есть диалектика!). Голосование сводит множество качественно различных аргументов в пользу того или иного кандидата к количеству обезличенных голосов в его пользу. Не так важно, почему вы голосуете: важно лишь то, за кого. С одной стороны, это делает голосование относительно быстрым процессом (даже если оно многоэтапное). С другой, такой переход ведёт к тому, что люди выбирают не то, что считают оптимальным, а всего лишь то, что меньше всего их мнению на этот счёт противоречит, к упрощению, огрублению и искажению действительных мнений людей касательно того или иного кандидата. Это, кроме прочего, открывает и простор для манипуляций: чтобы сделать выбор в таких условиях, не обязательно видеть картину целиком. То есть можно сделать обоснованное предположение, что, как бы мы ни старались сделать «идеальный способ голосовать», результат всё равно будет отражать мнения с очень большой долей условности.
Здесь важно отметить, что описанное выше — это не только проблема, но и преимущество голосования, потому что задача, под которую оно заточено, — не поиск истины, а принятие единого решения при конфликте интересов. Например, два равносильных конкурирующих монополиста, каждый из которых продвигает своего кандидата, не смогут прийти к единому мнению, просто договорившись. И в этом случае побороться через голосование — вполне адекватное решение. Голосующим здесь вовсе не нужно понимать суть происходящего, более того, для достижения поставленных нашими буржуа целей это даже вредно. Важно отметить, что то же будет касаться и совершенно искренне ратующего за общее дело коммуниста. Какая разница, понимают твои тезисы или нет, если ты считаешь их правильными и достойными воплощения в жизнь, а для такого воплощения необходимо набрать голоса — набрать любой ценой?
Какова же альтернатива, спросит настороженный читатель?
Альтернатива принятию решений большинством голосов — консенсус по итогам обсуждения проблемы. При использовании голосования обсуждение сводится к предоставлению каждой стороной аргументов в свою пользу, после чего каждый может выбрать то, что посчитал более похожим на правду, и со спокойной душой пойти заниматься своими делами. Здесь же дискуссия идёт до тех пор, пока не будет раскрыта действительная природа разных взглядов и разногласия не удастся преодолеть.
По сути такой механизм — это противоположность голосования. Неважно, за чью позицию ты выступаешь. Важно то, какие у тебя доводы за неё, какие против других вариантов. При этом подразумевается, что все обсуждающие хотят одного и того же результата, а не пытаются решить конфликт интересов. Собственно, у коммунистов так и должно быть.
В LC используется «единогласная» версия консенсуса, то есть все члены ядра должны прийти к единому решению. В принципе же существуют и другие варианты, когда прийти к единому решению должны не абсолютно все участники, а только часть, например, все, кроме одного. Не стоит путать этот способ с голосованием с правом вето, когда некоторый участник (любой или какой-то конкретный) может блокировать решение, сказав «нет». Единогласие через консенсус не предполагает возможности блокировать решение без достаточного к тому основания, то есть предоставления веских аргументов против.
Очевидно, что такой способ куда более точный и не полагается на огрублённые оценки. Но есть и минусы. К консенсусу приходят не так быстро. Голосование не требует подготовки и осуществляется проще. Правда, серьёзные и важные решения в нормальной ситуации и не требуется принимать за пять минут с бухты-барахты.
Стоит также заметить, что эффективность принятия решений консенсусом требует компетентности участников обсуждения в вопросе. Иначе сами аргументы не будут стоить выеденного яйца и будет проще проголосовать, кому что больше нравится, чем препираться вокруг таких тезисов. Также здесь важна опора на один и тот же метод, чтобы аргументы могли быть услышаны. В случае же с голосованием компетентность и методологическое единство в обязательном порядке не требуются. Зачем это нужно, если задача — просто отдать голос?
Применительно к LC стоит также добавить, что решения по итогам общего обсуждения принимаются не всеми членами, а Редакцией, ядром организации — то есть всё примерно так же, как у инженеров из примера выше. Однако попробуйте себе представить ситуацию, когда ядро злостно игнорирует доводы снизу и командует «надо» вопреки тому, что остальные с ней категорически несогласны. Помните, как выглядит обучение в кружках? Думаете, люди, которые прошли через весь этот процесс, промолчат и покорно скажут «есть»? Для людей, в которых планомерно и кропотливо взращивали чувство ответственности за свои слова и действия, которых учили быть компетентными, учиться у компетентных и прислушиваться к компетентным, тирания ядра будет не только очевидна, но и не будет иметь никаких оправданий. Рядовые члены НЦ-организации не голосовали за лидеров на выборах, они не поддерживали их, исходя из шкурных интересов, не выдавали им карт-бланш легитимности на основании какого-то формального критерия. Они присоединились к ним, посчитав их разумными, дальновидными и знающими. То есть лидеры обязаны соответствовать своему статусу по той простой причине, что в противном случае они ненадолго задержатся в лидерах.
Мы разобрались в отличиях свободного демократического решения масс от диктаторского произвола великих вождей. Теперь наконец-то перейдем к ДЦ.
Свобода, равенство, ДЦ!
Оговорюсь, что мы сейчас будем говорить именно про типовую ситуацию в современном российском «движе», ведь именно людей из него мы видим в рядах критиков НЦ. Разумеется, возможны и ДЦ-группы, у которых нет каких-то из этих черт.
Как сегодня выглядит путь коммуниста в ДЦ-организацию? В зависимости от местной специфики он может начинаться с учебного кружка, с местной ячейки или с позиции сторонника/сочувствующего. Принципиальных различий между этими вариантами нет, потому что к образованию кадров в большинстве организаций относятся не очень щепетильно. Конечно, базовые тексты могут потребовать прочитать, но в общем случае это не считается приоритетным.
Образовательные кружки нередко выглядят, как схема «недоучки учат недоучек», в особо запущенных случаях — как клуб по интересам, куда приходят развлечения ради. Члены организации нередко не отличаются по уровню теоретической подготовки от новоприбывших.
Взамен марксистского образования на выбор предлагается широкий спектр деятельности: расклейка листовок и раздача их на заводах, участие в уличных акциях, профсоюзная работа. Вариантов много, есть даже относительно экзотические вроде борьбы за экологию. Это объясняет и меньший упор на теоретическую подготовку в таких группах: чтобы заниматься всем перечисленным, не нужна теоретическая грамотность, тут играют основную роль другие навыки и способности.
Всё это, разумеется, оправдывается не только мнимой эффективностью в отношении агитации и пропаганды, но и сплочением коллектива. Совместная работа, какова бы она ни была, действительно сплачивает. Правда, если работа такая, как мы описали абзацем выше, то сплочение выходит не на единой идейной платформе, а на основании гольной групповщины.
Конечно, демцентрализм как таковой не подразумевает то, что в организацию берут чуть ли не всех подряд — тут речь скорее о сложившейся типичной практике.
Разумеется, критерий компетентности при приёме в группу и в целом ориентация на качество кадров уменьшают вероятность того, что всё пойдёт не так, и при ДЦ. Разумеется, не отрицает ДЦ сам по себе и важности широкой дискуссии перед принятием решений.
Но между тем, чтобы давать право решающего голоса (даже по одному только вопросу о выборе руководства) лишь действительно лучшим, и тем, чтобы это право было у каждого, кто проходит минимальный порог для вступления в группу, всё-таки есть большая разница. Точно так же никуда не девается и специфика принятия решений этим самым руководством: мы уже обсудили характерные черты голосования. Наконец, ДЦ не подразумевает самовоспроизводства положения дел, при котором некомпетентные лица не получают права голоса, и при любом удобном случае цензы будут обходиться: ведь голосование как раз заточено на то, чтобы люди могли разрешать конфликт интересов в свою пользу всеми правдами и неправдами. Поэтому даже ДЦ-организация, которая озабочена теоретическим уровнем и личными качествами участников, не становится схожей с НЦ-организацией.
Впрочем, такие организации определённо не вносят в наше информационное поле большого вклада. Так что продолжим о тех, от кого мы слышим об НЦ-перерождении чаще всего.
* * *
Вариантов пути у новоприбывшего два:
- Новоприбывший остаётся примерно в том же качестве, в каком был, когда пришёл. Он занимается рутинной деятельностью в умеренном темпе, общается с людьми, не пытается залезть выше и повлиять на политику группы и при этом чувствует себя нормально.
- Новоприбывший оказывается активным, проявляет инициативу.
В первом случае, очевидно, никаких проблем у человека не возникает и никакой НЦ ему не нужен: движение ради движения происходит, в руководстве вроде как нормальные ребята, чего ещё надо? Ну или не очень нормальные, но делать что-то с этим желания всё равно нет, особенно идти к каким-то НЦ-шникам с их сомнительной репутацией.
Во втором же случае появляется новая развилка:
- Инициативный коммунист ногами, языком и напористостью выбивается чуть выше, чем средний член организации, делая карьеру по «партийной линии», — нередко за счёт того, что в регионе нет или почти нет других активных людей.
- Инициативный коммунист натыкается на препятствие. Конфликт с товарищем или вышестоящим руководством, неорганизованность или серьёзные разногласия по поводу программных положений организации. Возможно, он попадал в организацию в «непростое время», когда её и без него разрывают противоречия между людьми и идеями. А может быть и так, что человек просто недостаточно харизматичен, чтобы заинтересовать других, хотя с головой у него всё и в порядке.
Во втором случае товарищ сполна хлебнёт душных интриг, мутных схем с голосованием или банального произвола. И если после этого он останется в организации, не растеряет веру в людей и не откажется от коммунизма, то при упоминании НЦ, следуя расхожему стереотипу, он будет думать что-то вроде «то есть это ЕЩЁ менее демократично?».
Те же, кто оказался-таки в руководстве и даже кое-как работает с прочими командирами в унисон, видят все эти затруднения и склоки ещё более отчётливо и, кроме того, гораздо чаще. Для них мифическая отчётность перед рядовыми членами остаётся своего рода спасательным механизмом против обострений ситуации в этом бедламе: «если всё станет совсем плохо, низы же разберутся, правда?» Только вот есть нюанс: чтобы низы хотя бы попытались, в них должна быть критическая масса таких людей, которые одновременно сочетают в себе следующие качества:
- им не всё равно;
- они умеют организовать людей вокруг себя;
- они могут распознать проблему и отыскать ее корни;
- они могут сформулировать сколь-либо адекватное решение проблемы (или хотя бы понять, что сформулированное другими решение — не шлак), которое смогут предложить руководству в качестве альтернативы.
Воспроизводство таких людей в современных левых группах на поток не поставлено. Это, конечно, не значит, что их нет совсем, но пассивные явно превалируют, а таких чисто по инерции и в силу авторитета проще увлечь тем, кто и так наверху. По опыту, неравнодушные чаще покидают подобные организации, нежели что-то в них меняют — собственно, так LC и появился. В общем, механизм в имеющихся условиях откровенно нерабочий. И тут вновь появляется то же, что у предыдущего персонажа: «если даже у нас это не работает, то как же тогда всё у НЦ-шников плохо?»
Разумеется, могут быть в руководстве и откровенные честолюбцы и карьеристы, выбившиеся туда за счёт подвешенного языка и харизмы, которые в НЦ-организации скорее всего просто остались бы не у дел, но этот случай мы оставим за скобками.
Выходит, децисты либо верят в расхожие стереотипы о том, что НЦ — это «ревизионизм», «идеализм» и «диктатура вождей», к которой даже прикасаться нельзя, либо вздрагивают при мысли о том, что при НЦ ещё меньше демократии (то есть возможности продвинуть свою точку зрения), чем они видят в своей организации. Очевидно, что в такой ситуации злободневный вопрос о перерождении будет задаваться снова и снова… Ведь эта проблема стоит при ДЦ куда острее, чем может показаться на первый взгляд. Низкая грамотность членов, типичная для современных российских организаций, отсутствие привычки серьёзно аргументировать свою позицию в сочетании со сведением выражения позиции к голосу порождают и произвол вождей, и пассивность рядовых членов, и нередко всё это ведёт к вырождению внутренней демократии. И все эти проблемы впоследствии приписывают НЦ.
Но, может, НЦ — это и правда жуткая диктатура вождей, где несогласных съедают заживо?
А где же гарантии?!
В качестве бонуса поговорим об одном популярном возражении, которое встречается чаще, чем любое другое. Суть его можно выразить очень коротко: «Образование не даёт гарантий от перерождения».
И действительно, на первый взгляд возражение звучит весьма разумно. Есть много примеров весьма образованных марксистов, которые закончили свой путь предательством рабочего класса. Плеханов, Каутский — наиболее яркие примеры. Если уж «первого русского марксиста» не уберегло образование, на что надеяться нам, простым смертным, верно?
Верно… если не утруждать себя размышлениями над вопросом хотя бы на пять минут.
Если всё же проделать это незамысловатое умственное усилие, то можно неожиданно выйти на более глобальный вопрос: а что вообще даёт гарантии от перерождения? Пролетарское происхождение? Очевидно, нет: конкретных пролетариев точно так же можно обмануть, запугать или купить. Давний революционный стаж? Нет, тут можно взять того же Плеханова в качестве контрпримера. Демократические процедуры? Рабочие вполне демократически поддерживали и польскую «Солидарность», и Горбачёва, не говоря уже о поддержке продавшихся социал-демократов, а то и кого похуже, в начале прошлого века. Тогда что же даёт гарантии? Клятва на томике Маркса? Диаматическая совесть с классовым чутьём? Может, хотя бы страховой полис?!
Печальный, но честный ответ на этот вопрос — ничто. Не существует способа гарантированно уберечься от перерождения. Более того, его не может существовать в принципе, если не считать победы мировой революции. Все, что мы можем сделать до момента окончательной победы коммунизма на планете, — попытаться как-то минимизировать риски, постараться сделать так, чтобы перерождение отдельных партийцев, какими бы умными и грамотными они ни были, не вело к кризису в партии.
Как же это сделать? Попробуем порассуждать.
Допустим, у нас завёлся образованный и теоретически подкованный предатель рабочего класса или просто «авторитетный товарищ», которого все знают и уважают за некоторые «былые заслуги». Например, он, блистая благородными сединами, рассказывает об иностранном государстве, которое на вид демократическое, но на самом деле… является рассадником экспортируемого фашизма! И по его словам выходит, что борьба с этим иностранным государством куда важнее, чем с собственным, которое, получается, даже более прогрессивно.
И вот этот умный, образованный и подкованный дедушка смотрит с хитрым прищуром на молодого пролетария-партийца, который только заикнулся было о нежелании поддерживать «родное начальство». И спрашивает дедушка с легкой грустью в голосе: «Каково это — быть предателем коммунизма, сынок?». И ладно ещё если только одному пролетарию. А если таких десять? Сто? Тысяча? Несколько тысяч? Как выходить из этой ситуации? Как сделать так, чтобы наш авторитетный дедушка не подвёл под предательство других?
Очевидно, есть два способа решения, которые взаимно дополняют друг друга.
Первый заключается в том, чтобы либо сделать саму массу партийцев достаточно подкованной, чтобы те могли хотя бы усомниться в его словах, либо обеспечить наличие в их окружении грамотных товарищей, которые знают немного больше, чем то, что «есть два класса», и смогут помочь менее образованным. Особо стоит подчеркнуть, что для простого распознания того, где некогда твердокаменный марксист врёт и совершает подлог, нужно самому быть грамотным марксистом. Иначе выбор будет делаться исключительно по не имеющим отношения к вопросу признакам. Вот знает наш пролетарий этого дедушку уже давно — и верит ему, ведь раньше-то тот всё верно говорил! Разве ж такой соврёт?
Второй — если уровень грамотности «партмассы» пока недостаточен, то те немногие подкованные товарищи, которые имеются, должны не только вывести дедушку на чистую воду, но и исключить его пагубное воздействие на неокрепшие умы во что бы то ни стало, невзирая на то, насколько данного персонажа любят сопартийцы. Ведь если масса партийных пролетариев неграмотная, а дедушка умеет красиво говорить, то простым волеизъявлением и долгими увещеваниями ничего не добиться. Недостаточно образованный партиец может не увидеть разницы между верными взглядами и реакционной дрянью, если следствия из этих взглядов не проявляются сразу и непосредственно.
Конечно, многие из прочитавших предшествующий отрывок увидят в нём призыв игнорировать волю масс или рядовых членов организации. Это обстоятельство печалит нас, и мы можем лишь подчеркнуть, что второй способ — это крайняя мера, которая нужна тогда, когда общая масса партийцев неграмотна. Чем выше средний уровень партийцев, тем меньше необходимо репрессий сверху для отсечения таких вот «дедушек».
А теперь давайте вернёмся к нашему изначальному возражению («грамотность не спасает от перерождения») и подумаем: насколько такая установка полезна марксистам на практике? Мало того, что сама фраза не имеет смысла: как мы уже показали выше, она ещё и имплицитно предполагает, что грамотность марксисту не очень-то и нужна! Действительно, если грамотность от перерождения не спасает, то зачем вообще заморачиваться? Не лучше ли быть просто честным товарищем с горящим сердцем, который всей душой за партию и за дело коммунизма? Вон, среди большевиков было не так уж много мощных теоретиков, а революцию-то сделали!
Что ж, давайте поговорим об опыте большевиков.
Как справлялись большевики?
Описанная выше ситуация случалась с коммунистами и без нашего гипотетического дедушки и его «фашизма на экспорт». Достаточно вспомнить историю борьбы с махизмом в партии в начале прошлого века.
Для многих современных коммунистов эта борьба представляется довольно в простом свете: среди марксистов-большевиков завёлся махист Богданов, которого Ленин изобличил и раскритиковал в работе «Материализм и эмпириокритицизм», после чего махисты в партии вроде как и закончились, оставшись разве что в виде исключения.
В реальности все обстояло несколько иначе. Это не среди большевиков-марксистов завёлся махист Богданов. Это среди большевиков-махистов завёлся марксист Ленин. Да-да, именно так. Большевистский ЦК в основном состоял из убеждённых махистов и их сторонников. Ленин и сотоварищи были в явном меньшинстве. Вот как это описывает философ С. Н. Корсаков4 :
«Посмотрим на соотношение сил махистов и сторонников Ленина в партии большевиков. На стороне Ленина были: И.Ф. Дубровинский, которому Ленин поручил выступить с «вопросами к референту», В.Ф. Горин-Галкин, которому Ленин давал читать рукопись «Материализма и эмпириокритицизма», В.И. Невский, которому Ленин потом поручит написать послесловие ко второму изданию своей книги. Вот и всё. Интеллектуальное большинство партии большевиков либо разделяло взгляды махистов, либо соблюдало нейтралитет, неблагоприятный по отношению к Ленину. Сталин об этой борьбе высказался как о «буре в стакане воды» и заявил, что у махизма есть «хорошие стороны».
Но уж дедушка Ленин-то решил вопрос демократически, правда?
Что же он сделал в этой ситуации?
Сначала Ленин демократически продавил исключение Богданова из Большевистского центра (тоже очень демократический орган, кстати говоря). Затем Богданов был очень демократически исключён из ЦК благодаря давлению все того же Ленина. А через три года Богданова не менее демократически устранили из газеты «Правда».
Для осознания всей демократичности ситуации процитируем характерное письмо Ленина от 1913 года в редакцию «Правды», которое касается уже «вперёдовца» Богданова5 :
«Я настоятельно требую, чтобы прилагаемая моя заметка была помещена полностью [Здесь и далее выделено В.И. Лениным, в оригинале — курсивом — И.Д.]. Я всегда предоставлял редакции право изменений по-товарищески, но с этой статьёй, после письма г. Богданова, я права на изменения и т. п. не даю. Если не поместите, отдайте в "Просвещение", а я сохраняю за собой полную свободу войны по поводу искажения истории партии.»
Важно добавить, что Богданов был не просто «какой-то партиец, впавший в идеализм». Это был видный большевик, соратник Ленина и даже «второй человек в партии»! Вот что писал о нём М.Н. Покровский6 :
«А. А. Богданов — это был великий визирь этой большевистской державы. Поскольку он управлял непосредственно и постоянно сидел в России, тогда как Ильич до революции 1905 г. был в эмиграции, постольку Богданов больше влиял на политику партии, и та угловатая линия ЦК, которая выражалась в том, что людям на каждом шагу ставили ультиматум — или ты наш, или не наш, причём не наши были близко к тем, кто не знает Авенариуса и Маха и т. д., — эта линия — не линия Ильича, она слишком на него непохожа, — это линия Богданова, и она господствовала до октября 1905 г.»
Не менее важным является и то, что для борьбы с махистами-большевиками Ленин вынужден был блокироваться (только в философском вопросе, конечно) с меньшевиками, например, с Плехановым! Вот насколько Ленин был демократичным!
Подытожим: Ленин, пользуясь своим авторитетом, единолично продавил решение выгнать видного большевика откуда только было можно. И даже после этого продолжал изо всех сил чинить препятствия оставшимся махистам. Нарушил демократический централизм, получается? Надо было оставить Богданова на откуп большинству, которое было на его стороне в вопросе философии? Так получается?
Самое же мрачное во всей этой истории то, что яростные попытки Ленина защитить марксизм от позитивистских и прочих извращений не сработали в полной мере. Можно было устранить Богданова, но нельзя было устранить всех остальных! Если весь твой ЦК так или иначе стоит на богдановских или близких к ним позициях, никакого личного авторитета не хватит! А извращения марксистской философии были действительно распространены среди видных большевиков, которые учили следующее поколение партийцев. Учили с позиций философии Юма, прагматизма и прочих «новшеств», которыми предлагалось «дополнить» марксизм. Ленин, впрочем, снова вмешался и отстранил от дел первый состав преподавателей-махистов, поставив на их место Деборина и Аксельрод, то есть опять «променяв» большевиков на меньшевиков. Но недостаток марксистской грамотности в партии потом ей аукнется, даже несмотря на такие колоссальные меры. Чего стоят обвинения теории относительности и некоторых других наук в идеализме! Ставленнику же Ленина Деборину меньшевизм припомнили уже в тридцатых, и хотя сам он выжил (на паскудных условиях), его ученикам повезло гораздо меньше.7 8
Раз уж мы вообще заговорили о том, какими методами пользовался Ленин, не помешает привести еще одну цитату, на этот раз о событиях Пражской Конференции 1912 года9 :
«Приехали Залуцкий, Шварцман, Степан, Сурен. Из Лейпцига Пятницкий известил, что один из явочных адресов провалился и что часть делегатов, вероятно, арестована. Со дня на день ждали приезда Ленина, Зиновьева, Каменева. Ознакомившись подробно с зарубежными социал-демократическими группами, мы, русские делегаты, решили, что конференция созывается в очень узком и ограниченном составе, что некоторые инакомыслящие течения тоже должны принять участие в наших работах. Взглядов их представителей мы не разделяли, но полагали, что для большей авторитетности конференции, их следует нам пригласить. Мы послали пригласительные письма Плеханову, Троцкому, Богданову, Луначарскому, Алексинскому.
Спустя несколько дней на квартиру, запыхавшись, прибежал Серго, очень встревоженный.
— Одевайтесь, — сказал он, — приехал товарищ Ленин. Сердитый! Ай, ай, ай! — Серго цокнул языком, засвистел и покачал головой. — Ругается. Очень ругается.
Мы поспешно вышли на улицу. В комнате Серго мы застали Леонида и других делегатов. Ленин сидел обособленно на стуле, в чёрном пальто, застёгнутом на все пуговицы, глубоко надвинув на лоб котелок и опираясь на трость. Рыжие усы у него топорщились. Он сдержанно и холодно поздоровался, внимательно, не дружелюбно и остро оглядел нас, расправил быстрым и привычным жестом усы, поводя по ним указательным пальцем, сухо, отчуждённо и жёстко спросил:
— Ну, так как же: широкую конференцию предполагаете созвать? С Плехановым, может быть, с Мартовым и Даном?
Кто-то ответил, что Мартова и Дана мы не приглашали, а другие социал-демократические группы привлечь следует. Не отвечая на защитительные доводы, Ленин желчно перебил:
— Привлекайте, привлекайте. Имеете все права привлекать кого угодно. Жаль только, что вы не спросили предварительно нашу группу, хотим ли мы с приглашёнными вами сидеть за одним столом?
Решительно и порывисто поднявшись, он надвинул ещё глубже котелок на лоб, опираясь одной рукой на трость, сказал сварливо, но сильно и беспощадно: — Вольному воля. Вы объединяйтесь, а мы будем разъединяться. Вы открывайте свою конференцию, а мы откроем свою, другую, новую, не с вами и против вас. До свиданья!
Он двинулся, не глядя на нас, к выходу. Серго стал в дверях, расставил широко руки. Мы окружили Ленина, нестройно и наперебой начали уговаривать его остаться. Ещё не поздно, недоразумения можно уладить, нельзя срывать конференцию и т. д. Ленин слушал, полузакрыв веками глаза, как бы утомлённый. Мы оттеснили его к столу. Он снова сел на прежнее место, снял котелок, пригладил ладонями обеих рук венчик рыжеватых волос на голове, крепко потёр пальцем возле левого уха, сощурился, обвёл нас хитрым, мимолётным взглядом и вдруг, заразительно и весело улыбнувшись — отчего всё его лицо сразу осветилось, сделалось открытым и близким, сказал наставительно и примирительно:
— Эх вы, горе-объединители… Ну, что же, будем вместе расхлёбывать вашу похлёбку. — Он изложил свои взгляды на конференцию и её задачи. Сейчас во что бы то ни стало, немедленно надо создать большевистский, вполне работоспособный центральный комитет, прочно связанный с группами и организациями на местах. Надо положить конец организационному разброду. Мы накануне нового революционного подъёма. Без крепкого центра мы не можем овладеть движением, не овладеем им. В этом главная особенность момента. Ликвидаторы и кто не даёт им решительного отпора до сих пор срывали, срывают и будут срывать наши попытки создать нелегальный центр. За рубежом большевики неоднократно старались, пытались, стремились договориться с разными группами: дело оказалось безнадёжным. Но путь сговора давно уже испробован. Промежуточные течения будут только тянуть на конференции в организационное болото, в ликвидаторское болото.»
Опять-таки, очень демократично и ни разу не авторитарно. Конечно, при достаточной гибкости ума можно сказать, что и в этом случае принципы ДЦ были соблюдены, ведь Ленин не угрожал никому воронёным наганом, но тогда под принципами ДЦ мы можем понимать вообще что угодно. Впрочем, вернемся к нашим махистам.
Разумеется, можно сказать, что Богданов расходился с Лениным не только в теории. Можно всерьёз осудить Ленина за нарушение принципов ДЦ. Можно сделать множество самых разнообразных вещей, но мы лишь зададим вопрос: как так вышло, что в партии на самом высоком уровне оказались приверженцы махизма? Может быть, сама проблема и необходимость её жёсткого решения возникла именно из-за того, что в партии оказалось не так уж много действительно подкованных марксистов? Может быть, на самом деле это — главная проблема, а не возможность грамотных партийцев переродиться?
Мы считаем именно так.
А ещё мы считаем, что каждый коммунист должен стремиться быть таким же подкованным марксистом, как Ленин или сам Маркс. А не оправдывать своё невежество словами «образование не даёт гарантий»!
Или за нас всё сделает классовое чутьё. Ведь миллионы пролетариев не могут ошибаться. А те ситуации, когда они ошиблись, ничего не значат.
И всё-таки…
…что, если руководство переродится? Заметка подошла к концу, и самый главный вопрос, который так беспокоит множество левых и коммунистов, наконец-то получит свой ответ!
Действительно, а что, если?
А что, если руководство организации, местное или высокое, будет при каждом удобном случае сгонять на голосование сторонников своей позиции и стараться не допустить сторонников чужой? А что, если руководство, эксплуатируя систему голосования, будет продавливать избрание своих? А что, если руководство, пользуясь своим подвешенным языком, будет устранять из организации тех, кто пытается оспорить его авторитет? А что, если руководство, пользуясь неграмотностью рядовых членов, поведёт всю организацию на поддержку кровавой империалистической бойни, апеллируя к патриотизму и ностальгии по СССР?
А что, если ваша организация уже переродилась, а вы из-за своей неграмотности даже не поняли этого?
Я не знаю. Вы мне скажите, товарищи.
Примечания
- Манифест научного централизма, Lenin Crew, 2020 ↩
- Наши позиции, Lenin Crew, 2022 ↩
- Научный централизм: некоторые пояснения, Lenin Crew, 2020 ↩
- C. Н. Корсаков, Проблема философии в марксизме (Россия – СССР, первая треть XX века) с 306-307, Философия и идеология: от Маркса до постмодерна, М.: Прогресс-Традиция, 2018 ↩
- В.И. Ленин, ПСС, т.23, С. 247 ↩
- Ю.П. Шарапов, Ленин и Богданов: от сотрудничества к противостоянию, 1997 ↩
- Подробнее о борьбе Ленина с махизмом и некоторых ее последствиях, помимо указанной выше работы С.Н. Корсакова можно послушать в его лекции ↩
- Р. Голобиани, Основной вопрос советской философии, 2017 ↩
- А.К. Воронский, За живой и мертвой водой, 1929 ↩