«В конце 1880-х гг. марксистские конспиративные кружки и группы, не связанные между собой, появлялись и в других регионах страны. Большую роль в пропаганде марксизма в Поволжье сыграл Николай Евграфович Федосеев и его кружок, возникший в Казани в конце 1887 — начале 1888 г. Вокруг федосеевцев группировалось несколько низовых кружков. В один из них вступил Владимир Ильич Ульянов (Ленин) после возвращения из ссылки (из деревни Кокушкино, куда он был выслан под гласный надзор полиции за участие в сходке студентов Казанского университета). Для начинающих марксистов 17-летний Федосеев составил программу, в которой в систематизированном виде представил список литературы по самым различным вопросам, в том числе по философии, политэкономии, истории, естествознанию, а также перечень актуальной художественной литературы. Всё это должно было способствовать выработке не только научного, но и социально-этического цельного мировоззрения.
В 1908 г. на Капри Ленин в разговоре с Горьким отметил, что „лучшего пособия в то время никто бы не составил“ и именно эта работа Федосеева, содержавшая помимо Маркса и Энгельса конспект основных изданий группы „Освобождение труда“, оказала ему „огромную услугу“ и открыла „прямой путь к марксизму“.
Ленин всегда уважительно называл Федосеева только по имени и отчеству, а в 1922 г. написал, что „для Поволжья и для некоторых местностей Центральной России роль, сыгранная Федосеевым, была в то время замечательно высока, и тогдашняя публика в своём повороте к марксизму несомненно испытала на себе в очень и очень больших размерах влияние этого необыкновенно талантливого и необыкновенно преданного своему делу революционера“».
С. Рудник и др. «Подлинная история РСДРП-РКП(б)-ВКП(б)…»
Казалось бы, очевидно, что лучше читать хорошие книги, в том числе и художественные, и не читать плохих. Однако на деле, в ходе самой жизни, вопрос об этическом и культурном воспитании коммунистов в целом и о роли популярной литературы в нём в частности в лучшем случае пускают на самотёк – на уровне «ну почитайте что-нибудь, не знаю, „Тихий Дон“ какой-нибудь», в худшем же необходимость чтения подходящей художественной литературы просто отрицается. Не важно, делается ли это «теоретически», в духе «худлит устарел, нужно читать только научные труды», или же «практически», в духе «отстань, нет времени».
Разумеется, ни о каком специальном, теоретически обоснованном подборе художественной литературы, наиболее актуальной на текущий момент, не идёт и речи.
Так быть не должно.
Коммунистическим организациям необходимо не только теоретическое, но и этическое воспитание, главное универсальное средство которого — художественная и мемуарная литература. Следовательно, эта литература должна быть внесена в кружковые программы марксистских организаций как обязательная.
На этом моменте сделаю небольшое отступление.
Когда текст уже был начат, «Союз Марксистов» выпустил короткий пост под заголовком «Антон Орлов рекомендует. Книги» в рамках кампании по защите активиста Антона Орлова. Меня порадовало появление такого поста, в частности, книга Чернышевского «Что делать?», рекомендованная в нём вместе с одноимённой работой Ленина. Однако это ещё больше заострило моё внимание на том, что подобные рекомендации в левых организациях крайне редки, совершенно случайны по характеру, содержат далеко не самую актуальную сейчас советскую литературу вроде книги «Как закалялась сталь» и подобного — об этом мы поговорим далее. В свою очередь, сообщества о «левом искусстве», как правило, представляют собой тихий ужас: сплошь безыдейные, бессистемные и бесхребетные цитатки и постики, не способные породить желание знакомиться с приведённым материалом ни у кого, кроме бездельничающего сибарита.
Конец ремарки.
Роль искусства в общественной и личной жизни
Начнём с вопроса о том, какова роль искусства в общественной жизни вообще. Мой материал — не работа по теории эстетики, и я не стремлюсь всесторонне раскрыть здесь этот вопрос. Потому ограничимся лишь той стороной искусства, которая важна для понимания темы.
Искусство — это, во-первых, форма познания мира, во-вторых, форма отражения общественных отношений, в-третьих, главный проводник этических установок.
Понимание искусства как формы познания довольно необычно для не изучавшего вопрос человека, однако оно вполне корректно. Если наука отвечает за научное познание, выраженное в понятийном мышлении, логике, разумной абстракции и эксперименте, а практическая преобразующая деятельность формирует область практического, эмпирического познания, то искусство отвечает за т. н. образное познание мира. Если говорить кратко, то через искусство люди видят предметы и мир непосредственно и целостно, не расчленяя его на понятия, категории, логические структуры и т. д. Именно искусство сохраняет, передаёт и обрабатывает то, что называется впечатлением и переживанием. В статье «Искусство видеть жизнь. О новом реализме» А. К. Воронский весьма подробно разбирает этот вопрос, и я рекомендую её к прочтению — хотя и не стоит думать, что, прочитав эту статью, вы освоите всю теорию эстетики.
Именно через художественные образы — визуальные, звуковые, текстовые или комплексные — мы учимся образному мышлению, учимся ярко и живо представлять действительность, глубоко её чувствовать. Разумеется, чувствования недостаточно: без научного осмысления и понимания сущности процессов в окружающем нас мире далеко не уйдёшь. Но и безразличный, не способный к живому и яркому восприятию реальности, к рефлексии собственных чувств, впечатлений, эвристических догадок, возникающих под впечатлением, человек, никогда не добьётся на ниве науки того, чего может достичь культурно образованная личность. Про агитацию и умение ретранслировать другим живые образы и яркие чувства я вообще молчу. Разумеется, на необходимость эстетического воспитания указывали и Маркс с Энгельсом, и Ленин; написаны целые сборники на тему «классики об искусстве» (например, эта тема поднимается в «Истории эстетической мысли» Овсянникова).
Если резюмировать, то можно сказать, что искусство учит человека видеть жизнь, как удачно отметил в названии своей статьи Воронский. Видеть жизнь, и глубоко, а главное, верно, адекватно самой жизни, её рефлексировать — да-да, искусство тоже претендует на свою долю в познании истины!
Второй важнейший для нас аспект искусства заключается в его общественной сути: в том, что художественные произведения всегда создаются, существуют и потребляются в определённом общественном контексте, пропуская его через себя как при создании, так и во время читательской рефлексии. А потому мы смело можем сказать, что искусство — это способ передачи концентрированного опыта, отражения жизни людей и общественных отношений. Читая книги, человек может в свёрнутом, обработанном виде, прожить тысячи жизней, впитать миллионы впечатлений, суждений, чувств, через призму всего этого новым взглядом смотря на самого себя, свой опыт, свои чувства. Так же, как разумная начитанность развивает язык и словарный запас, разумная рефлексия произведений искусства углубляет собственное чувствование и позволяет оперировать опытом тысяч людей, целых стран и поколений, пусть и в ограниченном виде. Энгельс в одном из своих писем отмечал:
«На мой взгляд, реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах»,
— и в этом с ним нельзя не согласиться.
В конечном счёте именно действительная культурная развитость может компенсировать (но не заменить) недостаток жизненного опыта, поверхностность впечатлений и субъективную ограниченность чувств. Хотя, конечно, и тут без научного понимания неизбежны серьёзнейшие перекосы в развитии.
Наконец, помимо углубления связи человека с окружающим миром и с обществом искусство за счёт своей образности, работы с впечатлениями и потребностями человека является наиболее универсальным и эффективным проводником этических установок. Революционеры всегда понимали это, понимали необходимость укрепления и углубления моральных качеств партийцев при помощи «впихивания» в себя опыта предшественников, собратьев, тех, кого можно ставить себе и другим в пример. Недаром я поместил во введение цитату из работы по истории партии о том, как стал марксистом сам Ленин. Недаром там отмечено, что помимо теоретических работ Федосеев составил и список художественных, что воспитывался не только теоретический ум, но и «сердце» коммунистов.
Возможно, то, что я здесь говорю, кажется банальным. Но, во-первых, я считаю прояснение базовых позиций, с которых буду писать далее, необходимым. А во-вторых, практика показывает, что левые до сих пор носятся с «Моральным кодексом строителя коммунизма» и прочей моралистической дрянью, как дурень с писаной торбой, и читают друг другу пустые нотации на тему того, каким должен быть Правильный Коммунист и Истинный Революционер, хотя пара хороших художественных работ на нужные темы могла бы вполне закрыть этот вопрос. В конце концов, когда человек выводит нужную ему этику из своих собственных впечатлений, полученных при чтении, и из оценок прочитанного, это проникает в его личность куда глубже, чем сотня высокопарных нотаций чёрт знает от кого.
Заканчивая с общими положениями, повторим сказанное для закрепления. Искусство нужно человеку:
Почему литература?
Перейдём непосредственно к литературе.
Разумеется, можно и нужно говорить и об эстетических художественных образах, и о музыке, пронизывающей буквально всё в современной жизни, и (пусть и, на мой взгляд, далеко не в первую очередь) о кино и играх. Но я решил посвятить свою работу именно литературе. Здесь я кратко распишу, в чем её, по моему мнению, особенная в сравнении с другими видами искусства роль.
Начнём с самого прагматического аспекта — с развития привычки к тексту. Обрабатывать тонны букв марксистам просто необходимо, ибо именно текст является наиболее универсальным способом передачи любой информации, который при этом:
Неудивительно, что подавляющее большинство источников ценной информации — теоретические труды, исторические документы и даже художественные произведения — представляют собой именно тексты. При этом привычки читать тексты у левых нет, а о грамотном письменном языке и говорить нечего. Это можно и нужно исправлять.
Вторая причина уже частично раскрыта выше: литература — это наиболее универсальная и при этом содержательная и всесторонняя форма искусства, при помощи которой можно донести абсолютно всё в приемлемой форме. Именно поэтому при разговоре о включении чего-то художественного в учебные программы речь, я считаю, может идти только о литературе.
В-третьих, исторически сложилось так, что именно литераторы наиболее умело, ёмко и точно схватили те процессы, идеалы, личностей, события, которые наиболее важно отрефлексировать современному марксисту. Кино тогда просто не было, а фильмы, заказанные государством спустя условные полвека после описываемых в них событиях, просто не могут сравниться со свидетельствами талантливых очевидцев ни в достоверности, ни в яркости образов.
В контексте времени
Я осветил роль искусства в жизни людей, а также причины, по которым акцентирую внимание именно на литературных формах. Пришло время перейти к вопросу о том, какое чтение для современного марксиста наиболее актуально, а какое совершенно не бьётся с духом времени.
Начнём с вопроса о произведениях, посвящённых Революции и Гражданской войне, — таких, как, например, «Тихий Дон» и «Как закалялась сталь». Нареканий к их качеству у меня нет. Однако я считаю, что есть книги, посвящённые куда более актуальной для современных марксистов эпохе, куда более схожему с нынешним раскладу общественных сил. О том, что это за книги, мы поговорим ниже. Пока же я лишь отмечу, что чтение книг о времени победы революции и о завершающей фазе борьбы за неё, о широких общественных битвах и грандиозных победах, конечно, может воспитать в коммунисте положительные для дела моральные качества и дать ему живые, яркие образы людей, процессов, событий, однако… не тех.
Читать о грандиозных победах революции из 2023 года, из чёрной ямы жуткого безвременья и всеобщего общественного упадка, — это чревато для некоторых либо фрустрацией и выгоранием от осознания бесконечной удалённости нас от таких грандиозных побед, либо, наоборот, излишним болезненным энтузиазмом, искажённым пониманием революции, которая будто бы целиком заключается в этой грандиозной кульминации. Это схоже с чтением, например, утопий Ивана Ефремова — это прекрасно, это порождает чувство временного возбуждения, мол, «и мы там будем!», но затем, когда явных успехов не видно, наступает некоторый упадок: «Нет, не мы!..» И это в лучшем случае, ибо даже этот упадок куда здоровее, чем больной оптимизм идиота, живущего розовыми мечтами о прекрасном завтра, которые ни на йоту не приближают понимания «сегодня». Именно на стремлении перенести в нашу эпоху настроения революционного подъёма былых времён, при том что сегодня для них нет объективного базиса, основаны современные левые реконструкции — сталинистские, троцкистские или любые другие. Крошечная группа, выпускающая пафосные тексты «под большевиков в 1917-м», служит лишь дополнительной дискредитации революционных идей.
Поэтому я заявляю о необходимости более актуальной литературы. Такой, которая, пусть и на удалённых во времени и пространстве примерах, продемонстрирует современному марксисту движения, людей, ощущения, которые куда ближе к современности. В эпоху безвременья куда полезней и верней изучать опыт безвременья — в итоге побеждённого и преодолённого, — а не одну лишь яркую кульминацию этих побед. Во второй половине статьи я приведу примеры нескольких произведений, с которыми, на мой взгляд, необходимо ознакомиться каждому современному марксисту. Я дам на каждое из них небольшую рецензию, в которой постараюсь доказать актуальность и важность произведения — ведь я не просто так писал выше, что создание яркого образа увлекает лучше, чем сотня высокомерных нотаций.
Что читать?
Вступления-замечания
Прежде чем переходить к конкретным произведениям, необходимо пояснить, что к художественным произведениям я отношу также и мемуары, коих здесь будет много. Однако все эти мемуары написаны художественным слогом, и совсем не бездарно. Кроме того, они ценны тем, что отображают не только переживания, их оценки, «приключения» и прочее, свойственное художественному тексту, но и повествуют о конкретных реальных событиях, а значит, параллельно эстетическому просвещению несут в себе и исторические знания. Разумеется, никаким знатоком истории по мемуарам не стать — нужно сразу это себе уяснить. Но крупные и яркие «мазки» общего хода описанных (особенно очевидцами) событий так усваивать можно и нужно. А все недостатки мемуаров как научного источника, обусловленные субъективизмом автора, для нас второстепенны, ибо изначально стоит подходить к ним как к художественному и публицистическому произведению, после прочтения которого стоит изучить что-то более научное по теме.
Второй класс работ, которые не являются художественными произведениями в строгом смысле, но которые я отношу к беллетристике, — это популярные «научно-публицистические» работы, которые изначально создавались, чтобы при помощи художественных приёмов ярко, образно и живо донести до широкой аудитории те или иные события и процессы. Так, в книге Воронского, которую я привожу в пример первой, есть и ссылочный аппарат, и список источников. Однако это книга из серии «Жизнь замечательных людей», и она производит мощнейшее этическое и эстетическое впечатление именно своей литературной стороной — не в последнюю очередь за счёт таланта самого Воронского.
Таким образом, нужно учитывать, что, помимо собственно художественных романов, ниже будут и мемуары, и «историческая публицистика» — но только такие, какие можно с упоением читать как художественные произведения «по мотивам реальных событий». В широком смысле весь этот класс работ можно назвать «этическими», воспитательными или идеологическими — в противовес теоретическим, обучающим и научным работам, которые и составляют ядро марксистской науки.
Для начала я сделаю небольшую ремарку.
Главное произведение Воронского — «За живой и мертвой водой», роман по воспоминаниям, охватывающий события 1904–1912 гг. Здесь не будет рецензии на эту книгу, так как она уже выходила на LC и к тому же недавно была озвучена в виде подкаста.
Я считаю, что эта рецензия не вполне отразила всю колоссальную массу положительных аспектов этой книги. Само произведение я полагаю если не лучшим, то одним из лучших произведений на революционную тематику, написанных в истории человечества — во всяком случае, из известных мне, а прочёл я их немало. Прежде чем браться за что-либо из списка ниже, я настоятельно рекомендую ознакомиться с романом «За живой и мертвой водой».
«— И многих не будет скоро среди нас!
Я не знал и не мог знать, что пройдет пять — десять лет, и от этих молодых, здоровых и крепких людей в неравной борьбе останутся одиночки, что настанут дни, когда их поведут к перекладине, и в предутреннем свете закачаются их тела с вывороченными, с выпученными глазами, отвиснут подбородки и тяжело вывалятся языки, что замуруют их живыми в подвалах, в казематах, и загаснут, отупеют их взоры, — я не знал и не мог знать этого, но бремя суровой обречённости, бремя неизведанных, скорбных путей смутно легло предо мной.
— Мы победим, но помните: позади каждого — чёрная яма!
Мне вспомнились слова летописца о Куликовской битве:
„Аз чаю победы, а наших много падёт… Позади грозны волци воющи“…
Теперь, двадцать с лишним лет спустя, в часы раздумья, я оглядываюсь мысленно, перебираю в памяти весело и шумно окружавших меня когда-то сверстников и соратников. Их нет, они умерли, остались одиночки. Как много преждевременных могил! И одиноко и скорбно бывает мне пред этой разверзнутой тьмой небытия, праха и забвения!»
«—Моисей упрекал нас, что мы рассчитываем на самую забитую, тёмную часть рабочих. Это мы ещё посмотрим, пойдут ли за ним наиболее просвещённые, но и то верно, что мы пытаемся поднять и самых угнетённых, самых невежественных из них, всю бедноту. С помощью этого беднейшего демоса в городе и в деревне, для них и с ними мы и установим демократическую диктатуру. Третий ангел вострубит, и не может не вострубить. И тогда мы устроим всем этим возжаждавшим всласть пожить с жирком, с навозцем, с грязцой, с законными изнасилованиями некое светопреставление.
Мы покажем им, чего стоят категорические императивы и гражданские плащи. Вспомянем и альбомчики с повешенными, и библиотечки любительские о них. Всё вспомним: и неоправданные детские слёзы, и загубленную юность на задворках и в подвалах, и погибшие таланты, и материнское горе, и… Сонечку Мармеладову, и Илюшечку, и всех, кто качался на перекладинах, когда солнце посылает свои первые безгрешные лучи, — всех, кто сгинул в безвестности. Говорят, что мы, „нигилисты“, не помним своего прошлого. Нет, мы отлично его помним. За это прошлое большой счётец будет! Я не о расправах говорю, не об отмщении, а о том, что нужно будет делать. Мы не побоимся, не постесняемся нарушить „права человека и гражданина“, прольём кровь, пока не победим. Вклинимся в каждый закоулок, займём самые захудалые участки земли. „Там, где два или три собраны во имя моё, там буду я посреди вас“. Дадим железные законы и горе тем, кто им не подчинится. Поднимем всю раскосую Азию, найдём верных соратников, где моет Нил „раскалённые ступени царственных могил“. И счистим, уничтожим эту осевшую гнилую дрянь, веками накопленные нечистоты, заплывшее хамство, это утробное „житие“ с его тупым равнодушием к чужому труду и горю, с остервенелой алчностью, заскорузлым себялюбием и со всеми этими нашими исконными мудростями: моя хата с краю, ничего не знаю… хоть в дерьме, да в тепле… и т. д. Вон с корнем Чичиковых, Собакевичей, Тит Титычей, Карамазовых, стяжателей, искателей тёплых мест, пшютов, тунеядцев! К чёрту мирное прозябание у лампадок! Надо творить, работать, думать, изобретать, создать новый темп жизни. В кандалы, в цепи, в железные обручи непокорную природу, дабы не смела она издеваться над человеком».
А. К. Воронский: «За живой и мертвой водой».
А. К. Воронский: «Желябов»
Воронский заслуживает внимания не только за свой автобиографический роман. «Желябов» — небольшая книга, написанная в рамках серии «Жизнь замечательных людей» и посвящённая личности, собственно, Андрея Желябова — одного из лидеров «Народной Воли», а также самой этой организации, истории её расцвета и упадка, её великим достижениям и великим ошибкам. И начну я с того, что дам слово самому автору, ибо он, как и классики марксизма, отлично может сказать за себя:
«Дилеммы, мучившие и бакунистов-бунтарей, и землевольцев, и народовольцев, были разрешены диалектически. Создавая такую организацию большевиков, Ленин в 1902 г. писал:
„По лесам или подмосткам этой общей организационной постройки скоро поднялись и выдвинулись бы из наших революционеров социал-демократические Желябовы, из наших рабочих — русские Бебели, которые встали бы во главе мобилизованной армии и подняли весь народ на расправу с позором и проклятием России“.
Народовольчество является превзойдённым этапом в русском революционном движении, но вместе с тем никогда не следует забывать, что „от кружка корифеев вроде Алексеева, Мышкина, Халтурина и Желябова, которому доступны политические задачи“ был взят Лениным и тип „профессионального революционера“.
В создании этого типа Андрею Ивановичу Желябову принадлежит почётное место. И потому его так чтут рабочие. Прекрасно выразился один практик-рабочий:
— Может быть, — сказал он, — вам покажется смешным, что рабочие зачитывали до дыр народовольческую брошюру „Подпольная Россия“ [К ней мы ещё вернёмся. — С. С.] и жили вместе с её героями, забывая всякие опасности и трудности настоящего. Я не сторонник разных заговоров и терроров, но для меня нимало не смешно видеть человека, переменившего „Бову-королевича“ — на Желябова и „Спящую красавицу“ — на Софью Перовскую…»
Свои же слова я начну издалека — с прояснения вопроса о том, когда началась русская революция.
Дата здесь, конечно, условная, но можно считать, что русская социалистическая революция началась в 1866 году, с выстрела Каракозова в Александра II. Это может показаться странным, однако именно в середине 1860-х годов социалистическое революционное движение в России явно выделилось в отдельную тенденцию — и с тех пор никогда не исчезало, пусть и испытало ещё немало поражений. Цель моей работы — не научное изложение истории русского революционного движения, потому я не стану подробно расписывать это здесь. Однако я упомянул об этом не просто так: читая эту книгу или те, о которых я буду говорить дальше, каждый увидит параллели с современностью, с текущим этапом революционного движения, его состоянием, типическими личностями.
Здесь же будут налицо и те самые «проблемы левого движа», которые современные безграмотные граждане нелепо пытаются выдать за нечто новое, уникальное, способов преодоления чего ещё никто не нашёл. Перед читателем предстанут и бесконечно распадающиеся кружки, и организации, существующие по паре месяцев, и характерные типажи «левых маргиналов», на деле совершенно типичные для любого революционного движения (впрочем, несравненно больше и живее об этом пишет Морозов, чьи книги мы рассмотрим ниже), и прочая, и прочая. Также перед читателем предстанут яркие, живые образы лучших людей домарксистского этапа русской революции — тех, кто завоевал своей жизнью и смертью внимание и сочувствие всей планеты.
«Когда-то Генрик Ибсен с завистью заметил, что в деспотической России выделилась плеяда героев, поразивших весь мир. Плеяда этих людей, в самом деле, удивительна.
Это были крепкие, здоровые люди, общительные, жизнерадостные, веселые, простые, нисколько не похожие ни на психопатов Достоевского, ни на нигилистов Лескова, ни на „гамлетов“ Тургенева. Отличались они и от позднейших террористов, соратников Савинкова. У народовольцев-террористов были крепче связи с жизнью, с народом, с товарищеской средой, У них было больше непосредственности и воли к жизни. Каляевы — люди героические, они умели героически помирать, но уже не умели жить. И не случайно Ропшин-Савинков своё время и своих современников-террористов и в своих воспоминаниях, и в „Коне бледном“, и в романе „То, чего не было“ изобразил упадочно. О Желябове, о Перовской, о Михайлове, о Кибальчиче такие повести и романы можно написать, только впадая в чудовищные преувеличения».
Я не буду рисовать здесь образы этих людей в конкретике, дабы не рушить читателям интригу. Добавлю лишь, что в обобщённых описаниях того, как складывались эти люди, какие ошибки допускали, чем жили и как умирали, читатель узнает себя и своё окружение, в отличие, скажем, от «Тихого Дона». Эта книга относится к жанру популярной публицистики и представляет собой наиболее лёгкое и поверхностное чтение из всего списка. Она даст общую канву тех событий, которые во всех деталях и во всей трагичности от лица очевидцев и участников описывают те, о ком пойдёт речь ниже.
Резюмируя, я хочу сказать, что эта книга наиболее легко, сжато и популярно, но без необходимой глубины и порой с недостатком той самой художественности рисует картину общего развития русской революции до марксистов и тех, кто её делал.
«— Господа, эта комната имеет две капитальные стены; две другие ведут в мою квартиру; мой вестовой — татарин, почти ни слова не понимающий по-русски; а потому нескромных ушей нам бояться нечего, и мы должны приступить к делу. — Потом, повернувшись к высокому штатскому, прибавил: — Ну, Андрей, начинай!
Тогда штатский, назвавшийся Андреем, встал и, обращаясь к офицерам, произнёс с большим энтузиазмом длинную, горячую речь.
— Так как Николай Евгеньевич передал мне, — начал он, — что вы, господа, интересуетесь программой и деятельностью нашей партии, борющейся с правительством, то я постараюсь познакомить вас с той и другой, как умею; мы, … — революционеры, требуем следующего…
Трудно передать впечатление, произведённое на присутствующую публику этой речью. Все, бывшие в этот вечер у Николая Евгеньевича, за исключением нас, не были подготовлены услышать подобную смелую речь. Все они привыкли говорить о правительстве, особенно же о революционных партиях, только в своих тесных кружках, и то в известной форме. Никому из них Николай Евгеньевич не сказал, кто у него будет; и они даже не подозревали, с кем имеют дело. Суханов всех, кто ему нравился, приглашал к себе по одному и тому же способу: „приходите ко мне тогда-то, у меня хороший человек будет“, — говорил он и больше объяснений никаких не давал.
Когда Андрей произнес слова „мы, … — революционеры“, все как бы вздрогнули и в недоумении посмотрели друг на друга. Но потом, под влиянием увлекательного красноречия оратора, начали слушать с напряжённым вниманием. Интересно было видеть перемену, происшедшую в настроении всего общества. — Беззаботная, довольная, весёлая компания офицеров, как бы по мановению волшебного жезла, стала похожа на группу заговорщиков. Лица понемногу бледнели, глаза разгорались, все как бы притаили дыхание, и среди мёртвой тишины раздавался звучный приятный голос оратора, призывавший окружавших его офицеров на борьбу с правительством. Кто знал Желябова, тот, вероятно, помнит, как увлекательно он говорил. Эта же речь была одной из самых удачных, по его же собственному признанию.
Андрей кончил… под влиянием его речи начались оживлённые разговоры, строились всевозможные планы самого революционного характера. И если бы в это время вошёл посторонний человек, он был бы уверен, что попал на сходку самых революционных заговорщиков-революционеров… Он не поверил бы, что за час до этого все эти люди частью почти совсем не думали о политике, частью даже относились отрицательно к революционерам. Ему и в голову не пришло бы, что завтра же большая часть из этих революционеров будет с ужасом вспоминать об этом вечере. Первый раз мне пришлось увидеть, что может сделать талантливый оратор со своими слушателями. Позови в этот вечер Желябов всё присутствующее офицерство на какое угодно предприятие — все пошли бы».
С. М. Степняк-Кравчинский: «Андрей Кожухов»
«Спартак, Овод, Андрей Кожухов… Эти три героя всегда стоят рядом в нашем воображении. Рядом они стояли всегда в жизни многих русских революционеров начала XX века.
Жена замечательного революционера, одного из организаторов Советской власти, Якова Свердлова пишет в своих воспоминаниях: „Читать Яков научился сам, без посторонней помощи, и вскоре любимыми его авторами стали такие писатели, как Степняк-Кравчинский, Джованьоли, Войнич. Яков увлекался подвигами Спартака, борьбой Андрея Кожухова и Овода…“
Именно эти романы были любимыми книгами Николая Островского. Именно об этих произведениях говорит Павел Корчагин: „Книги, в которых были ярко описаны мужественные, сильные духом и волей революционеры, бесстрашные, беззаветно преданные нашему делу, оставляли во мне неизгладимое впечатление и желание быть таким, как они“.
„Спартак“. „Овод“. „Андрей Кожухов“.
Хотя создатели этих романов родом из разных стран — итальянец Рафаэлло Джованьоли, англичанка Этель Лилиан Войнич и русский С. М. Кравчинский, известный под псевдонимом „Степняк“ — и герои их принадлежат разным странам и эпохам, в сердце русского читателя они слились в один образ борца за свободу.
Но, пожалуй, самое удивительное в том, что все эти разные книги русский читатель узнал благодаря одному человеку — С. М. Степняку-Кравчинскому.
Это Степняк-Кравчинский первый перевел роман „Спартак“ на русский язык. Это Степняк-Кравчинский написал роман „Андрей Кожухов“. Это Степняк-Кравчинский вдохновил Э. Л. Войнич на создание романа „Овод“ и в какой-то степени был прообразом его героя.
Переводчик, автор, вдохновитель…
Всё это произошло совсем не случайно. Сергей Михайлович Кравчинский действительно был одним из самых замечательных, необыкновенных людей в русском революционном движении, в русской литературе, в общественном движении XIX века».
Достаточно ли этих слов Евгении Таратуты из предисловия к роману, чтоб прочесть великолепные книги Кравчинского? Я полагаю, что да, однако всё-таки добавлю кое-что и от себя.
Художественный роман Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» — совсем не то же, что книга Воронского. Впервые он был издан в вынужденной эмиграции, на английском языке, под названием «Карьера нигилиста». И именно это название, как мне видится, наилучшим образом отражает суть произведения. Книга рассказывает о рядовом партийце середины-конца 1870-х — Андрее Кожухове, ставшем собирательным образом типичного революционера.
Эта книга — то, что можно назвать воспитательным романом. Здесь поднимается целый ряд злободневных и сегодня тем. Причины, по которым люди идут в движение, и отношения полов, любовь и то, как личные отношения соотносятся с общественным делом. Попытки агитации в среде рабочих во времена неразвитого рабочего движения (немало знакомых современным деятелям мотивов) и студенческие объединения. Всё более актуальная сейчас тема ареста товарищей и расправ над ними, попыток защититься от этого и освободить уже схваченных, личные переживания тяжёлых утрат. Через призмы рутинной революционной работы отдельных лиц, кружков, организаций развёртывается живая общая картина складывания и внутренней эволюции социалистического движения. Поднимается и тема эмиграции социалистов, налаживания заграничной работы — думаю, актуальность этой темы также сложно преуменьшить.
Но главное, из-за чего я внес этот роман в список обязательных — это предстающий перед нами яркий живой образ социалиста, и именно рядового социалиста, которые в действительности и делают революцию, и тяжёлой повседневности рутинной революционной работы, без которой немыслимы те яркие кульминации и «вспышки», которые так влекут наших левых. Это демонстрация того, как из непривлекательной, незаметной «текучки» складывается великое дело. Глубокое понимание этого процесса, реалистическое представление о нём необходимо коммунистам, чтобы наше движение могло организованно двигаться вперёд, а не скакать на месте.
Ну, и, конечно, автором вырисовываются яркие образы людей, по той или иной причине отважившихся обречь себя на смерть во имя социализма.
«— Кто этот Миртов? — шёпотом спросила Таня.
— Очень скромный молодой человек, студент, — отвечал Жорж. — Он был арестован в прошлый понедельник по ошибке вместо Тараса. Вы, вероятно, знаете, кто такой Тарас?
— Ещё бы! — ответила Таня.
Тарас Костров был наиболее популярный и выдающийся из вожаков революции.
— Так вот, этот самый Тарас, под именем Захария Волкова, помещика из Касимова, поселился в том же доме, где жил Миртов. Когда он отдал свой паспорт в прописку, полиция возымела некоторые сомнения в подлинности предполагаемого Захария Волкова. Приказали сделать обыск. Полицейские явились в понедельник ночью, но по ошибке позвонили к Миртову, который жил этажом ниже. Миртов ещё не ложился и как раз писал свою злополучную статью. Он сам отворил двери, и, когда его спросили, он ли Захарий Волков, он моментально догадался, в чём дело, и решился спасти Тараса, пожертвовав собой. Он ответил утвердительно; произведён был обыск, все было захвачено, а его арестовали и отправили в крепость.
— И Тарас спасен? — спросила Таня в большом волнении.
— Да. Все жильцы узнали о ночном переполохе и об обыске у предполагаемого Волкова. Тарас, конечно, не стал дожидаться, чтобы полиция исправила свою ошибку.
— Ну, а Миртов? — спросила Таня. — Узнала ли полиция, кто он?
— Да, и даже очень скоро. Писем он не держал у себя. Но зато на одной из забранных книг жандармы открыли его имя, написанное целиком: Владимир Миртов. Они решили, что это один из его товарищей, одолживших ему книгу, и распорядились об обыске у Владимира Миртова. Само собою разумеется, когда пришли жандармы, то оказалось, что разыскиваемый человек арестован два дня тому назад по ошибке вместо другого, ускользнувшего тем временем из их рук.
— Что же они тогда сделали? — спросила Таня.
— Что им оставалось делать? Они вымещали, как могли, свою злобу на том, кто был у них в руках. Им не удалось открыть, кто именно жил под именем Захария Волкова, но они догадались, что упустили крупную птицу. Да, Миртов знал, что его ожидало, и он не пожертвовал бы собой для первого встречного.
— Они были близкими друзьями? — спросила Таня.
— Кто?
— Да Миртов и Тарас?
— Нет, не особенно. Они были просто знакомые. Миртов даже недолюбливал Тараса за его диктаторские замашки. Его поступок не был вызван личными мотивами. В этом-то и состоит его величие! — закончил Жорж, и в голосе его задрожали ноты восторга и удивления.
Последовало торжественное молчание, лучше всяких слов выражавшее высокое настроение души. И Андрей, и Лена, и Жорж — все были под обаянием геройского поступка, исключительного даже в летописях революционной партии. Все на минуту прониклись различными чувствами: сожалением о преждевременной утрате такого человека, преклонением перед его героизмом, гордостью членов партии, вербующих в свои ряды людей, готовых на величайшие жертвы для дела.
Но для Тани тут было нечто большее. Для неё это была одна из тех случайностей, которые, попадаясь на перепутье жизни, раз навсегда формируют нравственный облик человека. С тех пор как она познакомилась с Зиной, а потом с Жоржем, она искренне и горячо сочувствовала их делу. Но пропасть разделяет сочувствующего, готового сделать кое-что, иногда и очень много, для дела, и настоящего служителя идеи, идущего ради неё на всевозможные жертвы, просто потому, что иначе он поступать не в силах. Таня не перешагнула ещё этой пропасти. До сих пор она была на другой стороне, с другими людьми. Она, может быть, и осталась бы там, если бы накануне этого дня прекратила дальнейшее сношение с этим миром, где так много вращалась последнее время. Её душа ещё ни на одну минуту не изведала тех глубоко потрясающих ощущений, после которых нет возврата в трусливую, малодушную, бесплодную среду.
Событие или книга; живое слово или заразительный пример; печальная повесть настоящего или яркий просвет будущего — всё может послужить поводом для рокового кризиса. У иных он сопровождается сильным душевным потрясением; у других глубочайшие источники сердца открываются как бы во сне, нежным прикосновением дружеской руки. Так или иначе, но все отдавшиеся на жизнь и смерть служению великому делу должны пережить такой решающий момент, потому что целое море самых сильных впечатлений не может заменить его живительной силы.
Такой кризис теперь наступил для Тани».
С. М. Степняк-Кравчинский: «Подпольная Россия»
«Эту книгу очень любили и высоко ценили Марк Твен и Лев Толстой, Этель Лилиан Войнич и Эмиль Золя. В. И. Ленин рекомендовал „Подпольную Россию“ для изучения русского революционного движения. Многие большевики в своих воспоминаниях рассказывают, что именно „Подпольная Россия“ послужила для них толчком встать на революционный путь.
Читал и перечитывал „Подпольную Россию“ мальчишка Аркадий Голиков, ставший потом писателем Аркадием Гайдаром.
Вспомните, как Гайдар рассказывает об этом в повести „Школа“».
Книга всё того же Кравчинского «Подпольная Россия» — это уже не художественный роман; это собрание статей и очерков на разные темы, касающихся русского революционного движения со второй половины 1860-х по середину 1880-х. Автор сам был активным участником и очевидцем многих событий — именно он заколол кинжалом шефа жандармов Мезенцова, например. Эта брошюра была написана в эмиграции с целью познакомить широкий круг читателей, российских и зарубежных, с русской революцией, её вождями и рядовыми деятелями.
В книге описано множество явлений того времени. Есть здесь яркие описания и рутины, и знаковых событий. Однако я считаю, что именно в «идеологическом» плане наибольший интерес представляет собой обширный раздел книги, посвящённый описанию личностных портретов революционеров разного плана. Тех товарищей, с которыми автор был знаком лично, с кем вместе работал. И вновь современный коммунист увидит тут множество типических черт раннего левого движения и его представителей.
«В одном очень важном пункте нигилизм оказал большую услугу России, это — в решении женского вопроса: он, разумеется, признал полную равноправность женщины с мужчиной.
Как во всякой стране, где политической жизни не существует, гостиная является в России единственным местом, где люди могут обсуждать какие бы то ни было интересующие их вопросы. Женщина-хозяйка занимает, таким образом, соответствующее ей положение в умственной жизни образованного дома много раньше, чем возникает вопрос об её общественном уравнении. Это обстоятельство, а также, пожалуй, ещё в большей степени крайнее обеднение дворянства после освобождения крестьян дали сильный толчок вопросу об эмансипации женщины и обеспечили за нею почти полную победу.
Женщина порабощается во имя брака, любви. Понятно поэтому, что, подымая голос в защиту своих прав, она всякий раз начинает с требования свободы любви и брака. Так было в древнем мире; так было во Франции XVIII столетия и в эпоху Жорж Санд. Так же было и в России.
Но у нас женский вопрос не ограничился узким требованием „свободы любви“, которая в сущности есть не что иное, как право выбирать себе господина. Скоро русские женщины поняли, что важно завоевать самую свободу, оставляя вопрос о любви на личное благоусмотрение. А так как свобода немыслима без экономической независимости, то борьба приняла иной характер: целью её стало обеспечить за женщиной доступ к высшему образованию и профессиям, на которые образование даёт право мужчине.
Борьба эта была продолжительна и упорна, так как на пути стояла наша патриархальная, допотопная семья. Русские женщины проявили в ней много доблести и героизма и придали ей тот самый страстный характер, каким были проникнуты почти все наши общественные движения последнего времени. В конце концов женщина победила, что принуждено было признать и само правительство».
Необходимость психологического раскрепощения женщин и вовлечения их в борьбу прекрасно понимали нигилисты 1860-х, это понимает народоволец Кравчинский… Но, увы, этого не понимают и не признают многие современные «марксисты», на деле нередко являющиеся куда худшими коммунистами, чем утописты XIX века.
Кравчинский приводит воспоминания женщины из числа своих товарищей — и это отличная демонстрация того, насколько полезной силой бывают студенты, нередко презираемые сегодня левыми.
«Теперь скажу несколько слов о другом слое русского общества, с которым во время моих скитаний по ночлегам мне приходилось много сталкиваться, — о молодёжи, о студенчестве.
Если бы мне не пришлось видеть этого собственными глазами, я с трудом поверила бы, что в одном и том же городе и, можно сказать, бок о бок могут существовать такие разительные контрасты, как между студенчеством и только что описанными мирными российскими обывателями.
Вот пример гражданского мужества, о котором долго говорил весь Петербург.
Одному из студентов Медицинской академии, „князьку“, принадлежавшему к числу щедринских „напомаженных душ“, пришло в голову устроить подписку для возложения венка на гроб Александра II. Предложение было выслушано среди гробового молчания. По окончании речи князёк положил в шляпу пятирублёвую бумажку и начал обходить студентов. Никто, однако, не дал ему ни копейки.
— Но, господа, что же теперь будет? — воскликнул переконфуженный князёк.
— Лекция профессора Мержеевского, — раздался насмешливый голос из толпы.
Но князёк всё не унимался и продолжал обходить студентов, приставая ко всем и каждому. Наконец ему удалось найти одного, который положил ещё два рубля в его шляпу. По окончании лекции Мержеевского князёк принялся опять за своё, но не получил больше ни гроша.
— Но, господа, — в отчаянье воскликнул он, — что же теперь будет?
— Лекция такого-то (не помню, кто был назван), — опять раздалось из толпы.
Прошла и следующая лекция. Тут уж князёк решил припереть студентов к стенке и, бросивши деньги на стол, воскликнул:
— Что же мне делать с этими деньгами?
— Отдать на заключённых, — ответил ему кто-то, и это предложение было встречено всеобщим одобрением. Князёк со своим приятелем выбежали из аудитории. Тогда поднялся один из студентов, взял лежавшие на столе деньги для передачи кому следует. Тут же студенты собрали для заключённых ещё пятьдесят рублей.
Происходило это всего лишь через несколько дней после 1 Марта, когда почти всё население столицы было объято паникой.
Нужно было жить в то время в России, чтобы понять, сколько мужества требовалось для того, чтобы поступить, как поступили студенты Медицинской академии. И факт этот не единственный в своём роде.
Что поражает в жизни всего русского студенчества вообще, это полнейшее пренебрежение к вопросам личным, карьерным и даже ко всем тем удовольствиям, которые, по общепринятому мнению, „украшают зарю жизни“. Можно подумать, что для них нет других интересов, кроме интеллектуальных.
Безграничная, всеобщая симпатия к революции — это нечто почти неотделимое от самого понятия о русских студентах.
Они готовы отдавать последнюю копейку на „Народную волю“ или „Красный крест“, то есть в пользу заключённых и ссыльных.
Студентами держатся все „благотворительные“ концерты и балы, устраиваемые, чтобы собрать несколько лишних десятков рублей на революцию. Многие буквально голодают и холодают, лишь бы внести и свою лепту на „дело“. Я знала целые „коммуны“, по месяцам жившие на хлебе и воде, чтобы все сбережения отдавать на революцию. Можно сказать, что революция является для студенчества главным и всепоглощающим интересом. Во время больших арестов, судов, казней бросаются занятия, экзамены — всё. Молодые люди сходятся маленькими кучками в комнатке у кого-нибудь из товарищей и там за самоваром толкуют о злобе дня, делясь друг с другом взглядами, чувствами негодования, ужаса или восторга и укрепляя таким образом свой революционный пыл и отзывчивость. И нужно видеть их лица в эти минуты: такие они серьёзные, вдумчивые.
На всякую новость из революционного мира студенчество накидывается с жадностью. Быстрота, с которой каждая мелочь подобного рода распространяется по городу, просто невероятна. Даже телеграф не в состоянии конкурировать с изумительным проворством студенческих ног.
Кого-нибудь арестовали — назавтра эта печальная весть успела уже облететь весь Петербург. Кто-нибудь приехал; кто-нибудь оговаривает или, напротив, обнаруживает на допросах стойкость и мужество — всё это немедленно становится известным повсюду.
Студенты всегда готовы оказать всевозможные услуги революционерам, совершенно не думая об опасности, которой подвергают самих себя. И с каким жаром, с каким восторгом берутся они за это!»
Я думаю, довольно славословий Кравчинскому и его книгам. Ибо следующее произведение, пожалуй, заслуживает наиболее почётного, главного места в этом списке.
Н. А. Морозов: «Повести моей жизни»
Пятикнижие «Повести моей жизни» Николая Морозова, написанное им преимущественно во время двадцатилетнего одиночного заключения в Шлиссельбургской крепости, а также во время его последнего, уже недолгого (всего пара лет), заключения после революции 1905 года, не раз переиздавалось в СССР.
Удивительный, уникальный (наряду с Верой Фигнер, о которой речь пойдёт ниже) деятель русской революции, родившийся в 1854 году, участвовавший в революционном движении со школьных лет, почти с самого его начала, переживший сначала трёхлетнее, а потом практически двадцатипятилетнее заключение в одиночной камере, и доживший… до 1946 года, увидевший победу в Великой Отечественной войне, этот человек прошёл сквозь столько эпох и веяний, что это не укладывается в голове. И всю свою жизнь, от рождения и до выхода из Шлиссельбурга в 1905 году, он описал в пяти книгах своих воспоминаний, составленных из рассказов и повестей, подчас тайно выносимых товарищами или подкупленными жандармами из тюрем.
О самой личности Морозова можно говорить долго и сказать много как хорошего, так и забавно-нелепого — он, например, первым разрабатывал идею «новой хронологии» задолго до Фоменко. Однако достаточно будет упомянуть о том, что далеко не в честь каждого народовольца-террориста называют астероид!
Но довольно об этом. К мемуарам!
«Я, конечно, не был по натуре фанатиком, не был односторонним. Но звёздное небо ночью было для меня по-прежнему обаятельнее, чем блеск многочисленных хрустальных подвесок на бронзовых люстрах, висящих с потолков богатых зал, хотя звёзды и смотрели много скромнее. Художественные картины сильно говорили моей душе, но ещё сильнее говорила ей сама природа.
Талантливо и занимательно играли артисты и артистки в театрах; красивы и изящны были две-три знакомые барышни и очень милы со мною. Но ещё занимательнее казалась мне жизнь, полная высоких идейных интересов, полная борьбы за счастье всего человечества.
Меня тянуло как магнитом к моим прежним друзьям. Все остальные, обычные, люди казались мне душевно мелки перед ними.
К этому времени я уже привык под видимой простым глазом внешностью угадывать невидимую глубину душ. Блестящий женский наряд стал представляться мне лишь более или менее удачным прикрытием внутренней пустоты его носительницы и наивным проявлением её детского тщеславия, которого она не в силах ни скрыть, ни преодолеть.
„Всякая из этих дам и барышень согласится,
— думал я, —
если вы скажете ей, что скромная внешность есть лучшее украшение женщины, но она это сейчас же применит не к себе, а к своим ещё более нарядным подругам, на себе же будет считать слишком скромным самый дорогой и роскошный наряд. Она сгорит от стыда перед подругами, если придётся появиться среди них в более простом и дешёвом платье, чем у всех остальных! Боже, сохрани её от этого! Ещё подумают, что у нее нет денег! Значит, надо показать, что они есть, и не меньше, чем у других, а для этого надо их как можно больше швырять на наряды… А там, в отдалённом будущем, уже обнаружится, где, и как, и кто их снова раздобудет для неё“.
„Таково наказание европейских народов за вековое умственное и гражданское порабощение женщины!“
— говорил я сам себе, прохаживаясь в антрактах по фойе театров и рассматривая великолепные женские костюмы.
И наши просто одетые девушки-курсистки казались моей душе настолько же милее всех светских и полусветских дам, насколько звёздочки неба были милее блестящих театральных люстр».
Воспоминания Морозова уникальны именно тем, что это максимально подробная, художественная и субъективная — в хорошем смысле — реконструкция всей эпохи зарождения русского социалистического движения, написанная от лица активного участника всех его передовых событий и организаций — с начала 1870-х, когда было создано «Большое общество пропаганды», и до крушения «Народной Воли». Говоря о субъективности, я имею в виду не некую предвзятую односторонность, а огромное внимание, которое автор уделяет рефлексии, впечатлениям, своим чувствам и переживаниям. Тоска о весенней России, видимой из окна этапного вагона, закат на Невском заливе после трёх лет одиночной камеры, первая любовь, растаявшая в дыму постоянно меняющегося революционного движения, душевные терзания перед расколом «Земли и воли», одним из главных инициаторов которого был автор… Создание в школе «Тайного клуба естествоиспытателей», «хождение в народ» и впечатления от общения с крестьянами и сна на сеновале, ужас от попадания в метель в холодную топь, жандармские допросы, шантаж и моральная ломка… Главы «Меня победили!», «Путь в одиночество», «Унижение», «Тук, тук, тук!» и прочие, посвящённые первому заключению и психологической ломке узника «одиночки», сегодня также становятся, увы, всё более актуальными.
Эти мемуары стилистически очень похожи на «За живой и мёртвой водой» Воронского и не менее талантливы в описании как крупных, глобальных событий, так и мелочей жизни, повседневного быта и внутренних психологических терзаний и переживаний. По сути перед нами во всех красках и подробностях проносится картина того, как «идеалистически» настроенный, воодушевлённый наукой и фантазиями юноша вырастает в практического деятеля социализма, ожесточается, «матереет» и в конце концов приходит к тем радикальным убеждениям, на которых построилась «Народная воля» и ключевым идеологом которых был автор. Мы, марксисты, разумеется, не считаем индивидуальный террор актуальным и уместным и не призываем читателей впитывать содержание идей Морозова. Но если смотреть на эти книги именно как на автобиографические романы, они великолепны, входят в число лучших в своем роде. Я глубоко убеждён, что каждый без исключения молодой марксист, прочитавший эти книги, найдёт в них себя — и станет намного лучше, чем был до их прочтения.
«Один студент, Устюжанинов, с которым я познакомился ещё весною в сапожной мастерской, устроенной нами для обучения уходящих в народ, и который тоже пришёл к Алексеевой, был особенно нервно возбуждён.
Это был невзрачный вологжанин с чёрной, как вороново крыло, густой бородой, доходившей почти до самых его глаз, и с узким невысоким лбом под негустыми, тоже чёрными, волосами. Он был всегда молчалив, даже боязлив, — его считали прямо трусливым и не особенно ценным в качестве пропагандиста. А на деле, как оказалось потом, он пользовался среди московских рабочих огромным влиянием и замечательно хорошо умел с ними сходиться в народных трактирах.
Аресты теперь коснулись именно его знакомых, и ему приходилось особенно сильно скрываться.
— Если меня арестуют, — сказал он мне, отведя в сторону, — то примите на себя моих рабочих. Особенно обратите внимание на Союзова, это замечательно ценный человек. Я познакомил его уже с Панютиными, но они девочки, и если меня не будет, то вы позаботьтесь о нём, чтобы он не пропал и не отстал от движения.
— Зачем вам погибать? — утешал я его. — У меня есть достаточно знакомых в Москве, чтобы укрыть вас.
Вдруг вошёл Кравчинский.
— Скверное дело! — сказал он. — Около этого дома снуют подозрительные личности. Надо скорее расходиться, господа, и уходя, смотрите все хорошенько за собою. Устюжанинов нервно заёрзал на своем месте. Он порывисто подошёл к окну и начал быстро повёртывать в нём голову направо и налево.
— Отойдите, отойдите скорее от окна! — почти крикнул ему Кравчинский. — Ведь вас видно с улицы, вы обращаете на себя внимание!
Устюжанинов отскочил от окна и спрятался в противоположном углу комнаты в тени.
<…>
Человек в шляпе уже сделал несколько шагов в моем направлении и стоял в нерешительности, смотря мне вслед, а тем временем из подъезда Алексеевой вынырнула длинная тонкая фигура Устюжанинова, который почти бежал в противоположном направлении, беспрестанно оглядываясь назад.
„Заметил ли его шпион?“
— пришло мне в голову, но оглянуться второй раз у меня не было никакого благовидного повода, и я с беззаботным видом прошёл вплоть до поворота в боковой переулок, где, делая загиб, мог бросить наконец косвенный взгляд назад.
…
— Если никого нет, то опереди и, не говоря ни слова, проходи мимо. А затем я пойду за тобой и буду смотреть таким же образом.
Так мы и сделали. Убедившись, что никого нет ни за кем из нас, мы пошли вместе, но около Тверского монастыря встретили встревоженного, спешащего куда-то Шишко.
— Сейчас арестовали Устюжанинова на улице на моих глазах, когда я шёл за ним на некотором расстоянии на свидание с рабочими. У меня сжимается сердце при мысли о гибели этого доброго и скромного товарища, но я ничем не мог ему помочь.
Итак, предчувствие не обмануло Устюжанинова!
„И не потому ли, что он так неловко оглядывался за собою?“
— пришло мне в голову.
Но я не мог никогда получить от него ответа на этот вопрос, так как более уже не видел его. Он, как многие другие из моих товарищей, не вынес тоски одиночного заключения и через полтора года умер в темнице от скоротечной чахотки…»
Многие коммунисты у нас очень любят метить в Ленины. Мол, «а как бы поступил Ленин?», «А стоит ли браться за дело, если нет глобального результата?». Я часто говорю в подобных ситуациях: прежде чем метить в Ленины, станьте, господа, хотя бы Устюжаниновыми. Потому что именно такими вот Устюжаниновыми — в чём-то нелепыми, где-то нескладными, совсем не великими и трагически гибнущими — полнится и ширится всё движение. Да, плох тот коммунист, который не стремится развиться до уровня Ленина. Но, чтобы развиться до его уровня, нужен колоссальный теоретический, умственный труд. Это нынче, увы, не в почёте. В то же время, всю жизнь прожив в мечтаниях о роли Ленина, можно вообще ничего не начать. И нет, любители флажков и митингов, не способные уделить чтению по часу в день, это не призыв к очередной бездумной «практике».
Стоит также сказать, что книги снабжены советскими комментариями и пояснениями, призванными как раз ликвидировать субъективные фактические ошибки Морозова, возникшие за давностью лет, или же сопоставить его слова и мнения с мемуарами других участников событий, дабы предотвратить часто встречающуюся в мемуарах «героизацию» себя. Морозов, впрочем, от неё далёк.
В. Н. Фигнер: «Запечатлённый труд»
Я не буду много говорить здесь о Вере Николаевне и её книге. Пусть за меня скажет история — а я скромно добавлю пару слов.
«Газета „Красная звезда“ 14 ноября 1928 года писала:
„У В. Н. Фигнер к ее исключительному жизненному опыту присоединяется и выдающееся литературное дарование: у неё не только есть что рассказать, но она и умеет рассказывать. Поэтому её ‚Запечатлённый труд‘ принадлежит к числу самых лучших воспоминаний русских революционеров. Знакомство с этой книгой необходимо для каждого, желающего хоть сколько-нибудь сознательно относиться к историческому прошлому“».
«„Запечатлённый труд“ читали люди разных судеб и возрастов — от старых шлиссельбуржцев до юных строителей нового, социалистического мира. Бывший шлиссельбуржец, почетный академик Н. А. Морозов находил книги Фигнер „замечательно хорошими“. Один из революционеров пролетарского поколения, сам бывший политкаторжанин, называет „Запечатлённый труд“ „неисчерпаемым источником революционной пропаганды и агитации, неиссякаемым источником революционной энергии для молодёжи всех стран и народов“».
«Отношение „партийных внучат“ к В. Н. Фигнер выразил Николай Островский:
„Дорогая Вера Николаевна!
Хочу лишь одного, чтобы моё письмо передало хотя бы частичку того глубокого чувства уважения и гордости за Веру Фигнер, переживаемого мной сейчас, когда мне читают Ваши книги… Залитое кровью бойцов знамя ‚Народной воли‘ — наше знамя!“»
«В 1929 году рабочие фабрики „Освобождённый труд“ имени Петра Алексеева прислали В. Н. Фигнер приветственный адрес в связи с 25-летием освобождения её из Шлиссельбурга:
„Теперь мы жмем Твою честную руку и заверяем, что дело, которому Ты служила всю свою жизнь, находится в верных руках и будет доведено до конца. Прими от нас, Вера Николаевна, наше пролетарское спасибо!“»
Увы, дело до конца доведено не было, верные руки или иссохли от старости, или погибли в горниле внутрипартийных распрей и Великой Отечественной. Мы вновь у порога. Вновь нам предстоит пройти тот путь, в конце которого самым счастливым из нас дети напишут:
«„И мы обещаем Вам,
— пишут ребята из детдома, —
что мы постараемся поменьше думать о своих интересах и выгодах и заботиться о товарищах, жить дружно, не ссориться, укрепить своё здоровье, чтобы, когда мы вырастем большие, бороться за Советскую власть и строить новую, справедливую жизнь“».
«Запечатлённый труд» Веры Николаевны Фигнер — трёхтомник, переведённый на множество языков (под названием «Ночь над Россией»), книга, на которой росли поколения советских юношей и девушек. И название отлично отражает содержание книги: это действительно запечатлённый упорный труд революционерки и социалистки, начавшей свой путь вместе с русским социалистическим движением и в один момент оставшейся его последней героиней, сопротивлявшейся жандармам практически до середины 1880-х годов. Что ж, революция вновь взяла своё, и героев-одиночек заменило широкое движение, возглавляемое новыми, пролетарскими героями. И личный подвиг Веры Николаевны — последней из членов Комитета «Народной Воли», оставшейся на свободе и до конца, вопреки всему, воссоздававшей организацию, — не был забыт большевиками. Всем участникам убийства Александра II, прозванного Вешателем, в СССР назначили пожизненную почётную пенсию. Дожили немногие — единицы, — но их труд высоко оценили. «Знамя „Народной воли“ — наше знамя!» — писал Островский.
Теперь российские коммунисты — вновь одиночки, вновь разрознены и лишены массового рабочего движения. И тот опыт, те чувства, те силы для борьбы, тот труд, который запечатлела Вера Николаевна в своих воспоминаниях, теперь актуален как никогда.
«В противоположность югу на севере вопрос об организации был одним из самых серьёзных вопросов, и удовлетворительное решение его оказало громадные услуги революционному делу, так как обеспечивало преемственность, накопление опыта и постепенную выработку высшего типа организации. В самом деле, южане исчезли, не оставив на месте никакой традиции, их родословное дерево прервалось; как каракозовцы, нечаевцы, долгушинцы, они были вырваны с корнем; отдельные, очень немногие уцелевшие личности если и были, то приставали к новым группам и вполне поглощались ими. А на севере благодаря большой организованности существовала преемственность революционных групп: чайковцы — последняя группа, носившая имя отдельного лица, — положили в 1876 году начало обществу „Земля и воля“, а из него в 1879 году образовалась партия „Народная воля“».
Надеюсь, и теперь коммунисты извлекут этот урок. Все успешные революционные организации были построены на строго централистском принципе с минимумом демократизма, цензом компетентности, принципом кооптации и т. п. Но это мало относится к теме эссе, так что не будем об этом.
Закончить хотелось бы письмом Веры Николаевны родственникам — последним её письмом перед арестом в середине 1880-х. Всё уже разрушено, разгромлено, всё погибло. Впереди её ждали двадцать лет Шлиссельбурга (описанные во втором томе воспоминаний) в соседней камере с Николаем Морозовым. А пока…
«Всего больше надо иметь в виду личную свою выработку и надеяться главным образом на себя… Как ни грустно сознаться, между великими идеями и идеалами, которые живут в душе, и жизненной действительностью такая страшная пропасть, такое колоссальное несоответствие целей с результатами, грандиозности задач с мизерностью выполнимости, что истинное величие в том-то и состоит, по-моему, чтобы твои глаза не перестали гореть энтузиазмом, а руки не лежали сложенными в бессилии при вполне критическом отношении к себе, к другим, к обстоятельствам, к постановке и обстановке дела, ко всей жизни, словом. Делать кропотливое дело, медленно продвигаться вперед… имея утешение лишь в перспективе, в истории, и сохранить при этом бескорыстную преданность идее, не поступиться идеалом, не изменить друзьям, нести жизнь, как крест, испытывать больше неудач, чем удач, много терять и остаться верным себе, не отступить…
Надо делать посильное дело, вмешиваться в жизнь, сталкиваться с людьми, чтобы болеть их болезнями, страдать их страданиями и делить их радости…»
«Я не могу и не должна вам говорить о том, что я испытывала, переживала и переживаю вот уже год. Вся моя энергия уходит на то, чтобы скрыть своё внутреннее состояние и быть бодрой для других… Я чувствую себя несчастной, глубоко несчастной. Не подумайте, что меня одолевают какие-нибудь сомнения, разочарования. Нет. Я твёрдо убеждена и в правильной постановке нашего дела, [и] в неизбежности именно того пути, которым мы идем; с этой точки зрения не даром была пролита кровь стольких мучеников. Но в жизни каждой партии, каждой организации были кризисы, переживать которые мучительно… Я видела в прошлом и в настоящем людей, которые отступали под напором обстоятельств и убегали от всех и всего в такие тяжкие времена, другие гибли, исчезали со сцены. Я же существую и бежать не хочу. Если вы хотите добра мне, то пожелайте мужества и силы, чтобы с пользой прожить до момента, когда… партия снова начнёт свое шествие вперёд. Тогда можно с улыбкой идти и на эшафот…»
Заключение
В заключение отмечу: этот список, конечно, неполон, предвзят, субъективен и всё такое прочее. Но, во всяком случае, я уверен, что во всех этих книгах читатель прекрасно узнает себя и своё окружение, уверен в том, что эти произведения написаны талантливо, в том, что рассказывают они о действительно важном и, в конце концов, в том, что те, кто возьмут эти книги на вооружение, затем скажут авторам «спасибо».
Напоследок, пожалуй, повторю ту простую истину, которая и сподвигла меня написать этот текст и наполнить его цитатами из первоисточников.
Искусство, художественная и публицистическая литература — это бездонный и при этом доступный каждому кладезь опыта, ценностей, крепкой, заверенной поколениями, мотивации и любви к жизни. А любовь к жизни, глубокое понимание её подлинной ценности, ясное осознание того, ради чего мы сражаемся — всё это критически необходимо для коммуниста. Мы отдаём — нам придётся отдать! — всех себя, всю свою жизнь на великое дело, как бы избито ни звучала эта фраза. Дальше будет только хуже.
Не жертвуйте собой ради абстрактной ерунды, еле-еле понятой вами с чужих пересказов. Рефлексируйте свою внутреннюю мотивацию, те ценности и идеалы, которые поднимают вас на дело. Обогащайте свою личность как передовыми научными знаниями, без которых левый вообще не может являться марксистом, так и чувственным и жизненным опытом лучших детей человечества, без понимания которого великое дело мирового масштаба неизбежно сужается до метаний узкой жалкой «личности» в убогой клетке собственного «я».