Те, кто в левом движении достаточно давно, не раз видели, как из него уходят вчерашние товарищи. Уходят в мещанство и быт или, того хуже, на сторону антикоммунистов. В связи с текущими международными событиями случаев откровенного предательства дела коммунизма в последние годы стало особенно много. Да и общий фон играет не в нашу пользу: рабочее движение в России уже не первый десяток лет стагнирует, а дееспособную коммунистическую партию так никто и не создал. Так что вопрос, вынесенный в заголовок, совсем не праздный.
Чтобы ответить на него, я решил обратиться к примерам из истории. Возьмём двух известных социалистов, крупных деятелей культуры, и попробуем проследить, как они в своё время дошли до предательства интересов рабочего класса.
Как Джек Лондон стал предателем?
Джек Лондон остаётся одним из известнейших американских социалистов от мира художественной литературы. Он широко известен в России, так как в советское время издавался сверхкрупными тиражами. Советские издатели вполне справедливо подчёркивали романтический протест его произведений против капитализма.
Сколь яркой и романтически-пафосной была его социалистическая литература, столь же туманным оставались его уход из политики, его разочарование в социализме и то, сколь реакционным стало направление его мысли на закате карьеры. Ранее у нас вышли две статьи, посвящённые анализу лучших его произведений, однако именно этот момент в них был раскрыт недостаточно полно.
Джека Лондона в основном знают как автора романтических рассказов, «Мартина Идена», социалистических статей. «Люди бездны» — репортаж об английском рабочем классе, «Морской волк» — критика ницшеанства, «Железная пята» — антиутопия о монополистическом капитализме — всё это произведения отчётливо социалистические. Поэтому стоит пояснить, в чём состояла тёмная сторона его творчества.
Лондон не был последователен в своих взглядах на мир и общество. В его стихийном мировоззрении уживались подчас противоположные вещи. Тот же самый Джек Лондон напишет «Мятеж на Эльсиноре» — повесть, где без всякой иронии превозносятся аристократы крови, укрощающие взбунтовавшуюся чернь из корабельной команды. Он напишет циклы рассказов о неполноценных «жёлтых» народах, китайцах и японцах, угрожающих цивилизации, будет прославлять господство белых над черными аборигенами на тихоокеанских островах, а также над индейцами Северной Америки. Он же вложит в уста своих героев слова в духе идей о «бремени белого человека», о том, что белые европейцы вынуждены нести цивилизацию в другие части света и господствовать над недоразвитыми народами. Можно взглянуть, например, на эти строки:
«Я почувствовал гордость, почти благоговение, глядя на него. Я был горд сознанием, что и у меня голубые глаза, как у него, что и у меня, как у него, белая кожа, что мое место на юте рядом с ним и с Самураем — почетное место одного из правящих, из господ. Я чуть не плакал от горделивого чувства, пробегавшего холодной дрожью по моей спине и в моем мозгу. Ну, а остальные — эти выродки и отверженцы, эти темнокожие полукровки, ублюдки, остатки давно покоренных рас, — могли ли они идти в счёт? У меня не дрогнул ни один мускул, когда они погибали. О господи! В течение десяти тысяч поколений и веков мы попирали их ногами, порабощали, заставляя творить нашу волю»1 .
Самураем писатель называет капитана корабля «Эльсинор», тем самым отмечая его аристократичность.
Конечно, стоит отметить, что Лондон часто писал попросту то, что будет популярно, ради заработка: ему нужно было не только на что-то жить, но и платить по долгам. Он подвергался давлению общественности, не признававшей лучшей части его взглядов, давлению редакторов и цензуры. Этим можно было бы кое-что объяснить, скажем, общие слова про господ. Но дело всё-таки было не в этом. Лондон, увы, был открытым расистом и никогда не отходил от расистских взглядов. В его произведениях вы не найдёте иронии или высмеивания таких воззрений: автор вполне серьёзен.
Писатель, в своё время выступавший против империализма, поддерживавший первую русскую революцию, мексиканскую революцию (вспомните рассказ «Мексиканец» 1911 года), — тот же писатель в 1914 году станет военным корреспондентом и будет писать комплиментарные статьи об интервенции США в Мексику. При этом поначалу он останется равнодушен к начавшейся Первой мировой войне, а потом будет ратовать за вступление США в неё2 .
Тот же самый «социалист» Джек Лондон напишет роман «Лунная долина», где нарисует образ рабочего, успешно сбежавшего из капиталистического фабричного ада к счастливой фермерской жизни, тем самым вместо борьбы за лучшее будущее призвав людей к «возвращению к земле», к бегству от капитализма. Он же напишет роман «Маленькая хозяйка большого дома» об интеллигентной аристократии, проживающей роскошную жизнь в большом поместье. Сюжет в нём будет завязан исключительно на любовном треугольнике, а социальные темы Лондон намеренно обойдёт — и именно этот роман автор назовёт своим лучшим произведением.
После выхода довольно-таки посредственной приключенческой книги «Время-не-ждёт», написанной сугубо ради заработка и лишённой элементов социальной критики, писатель даже снискал одобрение буржуазной печати: «…Джек Лондон больше не желает проповедовать свой весьма забавный радикализм, но хочет снова стать популярным рассказчиком. Книга читается легко, и её автор может быть прощен за недавние грехи»3 .
В конце жизни, в 1916 году, Джек Лондон выйдет из социалистической партии США. Социалисты перестанут считать его товарищем: обладая несметным богатством, Лондон тратил его на покупку земли, дорогие увлечения, строительство особняка из мрамора и ценных пород дерева, но не на помощь рабочему движению4 .
Конечно, здесь стоит отметить, что социалисты в США тогда официально отказались от насильственного свержения власти в пользу реформизма и экономизма, что вызвало протест Лондона. Однако сам писатель не стал бороться за оздоровление социалистического движения, за создание новой партии; не стал он помогать и радикальным движениям вне Америки. Он сменил коммунистические позиции и взгляд на мир через призму классовой борьбы на абстрактный левый гуманизм. Если ранее он выступал за критический реализм в литературе, за отражение реальной тяжелой жизни трудящихся масс, то теперь и в своих высказываниях, и в своих книгах он отходит от этого.
Так, в 1915 году в статье-введении к книге Эптона Синклера «Крик о справедливости» он пишет, что необходимо «понять» окружающий мир и сделать духовный выбор в пользу «цивилизации любви, труда и товарищества». Ведь это «…приведет к уничтожению эгоизма. А уничтожение эгоизма будет иметь большое значение. Оно явится решением неприятной человеческой проблемы»5 .
На закате жизни писатель прожигал огромное богатство, свалившееся на него, строил роскошный особняк на собственной земле в Калифорнии, а также злоупотреблял алкоголем. В конце концов он, предположительно, покончил с собой, приняв смертельную дозу лекарства.
Как же объяснить зигзаги его судьбы?
В предисловии к советскому Полному собранию сочинений Лондона его реакционный поворот объяснялся слабостью рабочего движения в США, отсутствием в стране сильной партии, сильным влиянием в ней буржуазной идеологии6 . В целом эти замечания верны, но они слишком абстрактны и недостаточны. Они не объясняют, как горящий писатель-социалист смог превратиться в спивающегося мещанина, пишущего пошлые консервативные рассказы на роскошном ранчо. Да, сама американская действительность располагала к тому, чтобы в рабочем движении США взяли верх мелкобуржуазные настроения, которые в итоге овладели и нашим писателем. Но всё списать на объективный фактор не получится.
Давайте присмотримся к тому, каким социалистом был Джек Лондон с самого начала. Ведь его реакционный поворот вовсе не был резким: элементы подобных взглядов он пронёс через всю свою жизнь. И в этом был корень бед писателя: он не мог не менять своих воззрений в периоды подъема и упадка рабочего движения, не мог сопротивляться идеологии мелких собственников, наполнявших в то время США, так как сам был ужасным эклектиком.
Много раз обращавшийся к автобиографическим мотивам, он так и не отрефлексировал вполне особенностей своего становления, своего прошлого. В известной статье «Что значит для меня жизнь» и других произведениях он общими мазками обрисовывает картину своей жизни и заключает, что вернулся к рабочему классу, из которого и вышел. На самом деле он лукавит: эти работы были в том числе агитационными, и говорить в них что-либо неоднозначное было бы опрометчиво. Попытаемся же подробнее представить себе бытие писателя, сформировавшее его мировоззрение.
Лондон был не столько художником трудящегося народа, каким его представляла советская пропаганда, сколько художником-маргиналом, бичевавшим социальную несправедливость, которую познал сам. Увы, изжить в себе то, что он усвоил в те годы, когда был на обочине жизни, писатель так и не смог.
Он начал жизнь в деревне, на ферме у приёмного отца; его семья постоянно нуждалась в деньгах. Далее он рос на окраине Окленда, пригорода Сан-Франциско, где воспитывался улицей. Мать его не имела полноценной работы, лишь промышляла платными спиритическими сеансами. В юности он недолго работал на консервной фабрике, откуда сбежал в бандитскую шайку. После он сменил множество рабочих мест, был наёмным матросом, наконец, нищенствовал, бродяжничая по стране. Всю жизнь он привыкал к авантюризму: жить одним днем, рисковать, полагаться только на себя, выживать, будучи агрессивным одиночкой:
«…Лондон во всем и всегда полагался на собственный опыт и доверял исключительно собственным знаниям и представлениям. Относилось это не только к философии, политэкономии, социологии и т.д., но и к иным аспектам знания, в частности - к медицине»7 .
В силу таких установок он игнорировал врачей и занимался самолечением, устанавливая себе диагнозы и назначая себе лекарства, исходя из прочитанного у Фрейда и Юнга. Он остро ощущал свою нищету, и долгое время доминирующим его мотивом было устроение личного благосостояния. Когда же Лондон стал богат, он начал влезать в денежные авантюры; теперь он постоянно имел огромные долги, сделав своим принципом ни в чём себе не отказывать.
Учился Лондон всю жизнь хаотично. В детстве он постоянно переезжал вместе с родителями, меняя школы; большую часть своего образования он вынес из общественной библиотеки Окленда и из книг, которые он стихийно читал всю последующую жизнь. Источниками мировоззрения писателя стали позитивист Герберт Спенсер и иррационалист Фридрих Ницше — и сама жизнь подталкивала его к усвоению именно таких идеологем.
Конечно, от наиболее реакционных их идей Джек Лондон отказался. Так, ницшеанство он осудил в повести «Морской волк», где показал жизненный крах индивидуалиста, идущего по головам и оправдывающего себя «законами природы», а также в «Мартине Идене», где одарённый юноша, живя идеологией «аристократа духа», также оправдывая себя «законами природы» и убегая от общества, теряет смысл жизни в мире капитализма.
И всё же этого оказалось недостаточно.
Реакционная философия и романтическая эстетика
Не стоит переоценивать осуждение писателем его прежних взглядов: оно было весьма поверхностным. Лондон осознал ценность общества, проникся состраданием к простым трудящимся, воспринял социалистические идеи эстетически… Но мыслить продолжил преимущественно в прежней парадигме.
Так, Джек Лондон считал, что неравенство мужчин и женщин — это естественно и нормально, выступал за консервативный семейный уклад, обосновывая всё это через биологические законы, через инстинкты (по словам Лондона, ревность — свойство женской натуры). Скажем, в произведении «Маленькая хозяйка большого дома» автор постоянно сбивается на проведение параллелей между инстинктами диких коней и мужчин. И это у Лондона имело место не только в литературе: к своей жене он относился соответствующе, называл её «ребёнком, которого надо опекать», не видел в ней человека, равного себе, и не считал нужным решать семейные проблемы сообща с ней8 .
Писал Лондон и такое:
«Для созерцательного взора философа любовь – безумие, космический обман, насмешка. Но когда отбросишь эти интеллектуальные предпосылки и станешь просто человеком и человеческим самцом, короче говоря – любовником, тогда все, что остается делать и чего невозможно не сделать, это – уступить требованиям жизни, обнять обеими руками и прижать ее, единственную, к себе, как можно ближе к сердцу. В этом венец твоей жизни и всякой человеческой жизни»9
Вообще сводить социальные явления к биологическим писатель научился у позитивиста Спенсера. Он считал себя последователем «социального дарвинизма», хотя и толковал его своеобразно. Отсюда же проистекают идеи писателя о природном неравенстве людей разных стран и континентов, осевшие в самых разных его произведениях.
Даже в наиболее социалистическом произведении Лондона — в «Железной пяте», где предвидится фашистская угроза рабочему движению, — главный герой, образцовый революционер Эрнест Эвергард, оказывается склонным к консервативной морали. Он организатор и пропагандист, однако не считает нужным работать с мировоззрением жены. Он не видит проблемы в том, что его супруга остается верующей в бога и бессмертие души, в том, что она объясняет своеобразие личности именно этим, и смеётся над словами о влиянии наследственности и среды. Эрнест лишь называет её «милой дуалисткой»; ему достаточно христианского социализма и гуманизма супруги10 . Из сведений о личной жизни писателя мы знаем, что образ этой пары был срисован с его отношений со второй женой, которая совершенно не разделяла его политических интересов.
Однако позитивистский редукционизм не был единственной проблемой писателя. Его взгляды на жизнь, стихийно сформированные маргинальной юностью и индивидуалистическим по характеру сугубо интеллектуальным трудом, нашли своё выражение в иррациональной «философии жизни», в ницшеанстве. И то, что Лондон в своё время отказался от почитания самого Ницше, не привело его к отказу от экзистенциализма в мировоззрении.
Можно даже сказать, что сам художественный стиль, в котором работал Джек Лондон, — неоромантизм — стал неизменной основой его мировоззрения.
Романтизм как философско-эстетическое направление складывается ещё при относительно молодом капитализме периода Великой Французской революции как реакция на неприглядные стороны буржуазной жизни. Впрочем, критикуя капитализм, романтики первого поколения стали эстетизировать средневековые порядки.
Со временем критика капитализма оформилась у романтиков в полноценную систему взглядов. Советский философ М. Ф. Овсянников отмечал:
«…романтизм не представляет собой только специфически эстетическую теорию, это в известной мере целое мировоззрение, получившее распространение в разных странах…»11 .
По существу, эти эстетические взгляды стали предтечей экзистенциализма в философии. Так, Фридрих Ницше, Серен Кьеркегор, Мартин Хайдеггер, Альбер Камю серьёзно интересовались романтической литературой как сообразной их взглядам12 .
Романтическое мировоззрение менялось с развитием капитализма и в связи с особенностями социальной среды. Оно и присущие ему иррационально-экзистенциалистские взгляды проявлялись и в реакционно-консервативных учениях, зовущих в средневековье или античную зарю человечества, и в революционно-либеральных течениях — у тех деятелей, что связывали романтическую критику с национально-освободительными движениями и буржуазными революциями XIX века (вспомним Байрона). При этом романтизм, как бы он ни менялся, всегда был лишь формой, за которой скрывалась эклектичная, не имеющая строгой научной основы идеология. Из-за этого все писатели-романтики были реакционными в самом прямом смысле слова: их творчество было реакцией на подавление капитализмом свободы личности, уничтожение мелких собственников, отчуждение труда.
К началу двадцатого века романтизм стал окрашиваться в красные тона, но внутри он оставался прежним. При этом к тому времени подобные взгляды растеряли всякую прогрессивность. В революционную волну романтики оказались вовлечены лишь постольку и в том, поскольку и в чём они отрекались от иррационального и экзистенциалистского содержания романтизма. Польский философ-марксист Ежи Коссак, исследовавший экзистенциальный бунт, писал:
«… экзистенциализм не представляет собой единой философской или литературной системы. То, что мы подразумеваем под данным понятием, состоит из множества близких друг другу мировоззренческих мотивов. Общность этих мотивов трудно уловить, если искать ее в сфере чистой мысли, ограничиваясь сопоставлением исключительно умозрительных конструкций. Она обнаруживается лишь при рассмотрении таких конструкций на фоне той жизненной обстановки, из которой они вырастают. Тогда оказывается, что эти мотивы являются составными элементами идеологий, возникших на основе критического отношения к правящим классам, их морали, идеалам, жизненной практике, но не ведущих к реальной оппозиции и даже ослабляющих ее. Подобные идеологии выступают в различных формах. Иногда это тоска по старому общественному порядку, характер которого идеализируют и приукрашивают. Или же это утопически-реформистские надежды на изменение морального облика людей без социальной революции. Это религиозная эсхатология с верой в то, что за бедствия земной жизни воздастся на том свете. Это, наконец, индивидуалистически-нигилистический анархизм, отрицающий любую культуру, или субъективно-волюнтаристский протест смятенного, бегущего от мира индивида»13 .
Романтическая критика общества — это обыкновенный экзистенциальный антикапиталистический бунт. Бунт отчаяния, бунт радикальный и непоследовательный. Зачастую к такому мировоззрению оказываются склонны интеллигенты, что острее других ощущают огрубение личности из-за неотъемлемых черт капитализма: разделения труда, власти голого интереса и бессердечного «чистогана».
Но бунт романтической критики бессодержателен с практической точки зрения. Он часто вырождается, например, в эскапизм, в бегство от общества и эстетизацию чего-либо «неиспорченного цивилизацией». В частности, романтики того времени часто превозносили природу, возвращение человека к корням, жизнь в деревне вдали от мира капитала.
Жена Лондона отмечала эту особенность характера писателя: он нигде не мог почувствовать себя удовлетворённым и всегда «пытался убежать от самого себя»14 . Эта консервативная мечта у Джека Лондона находит своё отражение в большинстве «северных» рассказов. Например, вот что он пишет в цикле про молодого американского клерка, сбежавшего на Аляску от бессмысленной жизни в Сан-Франциско:
«Неделю спустя Смок уже карабкался по отрогам гор, окаймляющих южный берег Индейской реки. На водоразделе между Индейской рекой и Клондайком он бросил нарты и навьючил своих псов. Каждая из шести огромных собак тащила по пятидесяти фунтов. <…> В такие минуты Сан-Франциско, “Волна”, и О'Хара [издательство и его директор — Н. Б.] казались ему неясными далекими призраками, тенями из несбывшихся снов. Ему трудно было поверить, что он знал когда-то иную жизнь, что он когда-то плескался и барахтался в болоте городской богемы. В одиночестве, лишенный возможности перекинуться с кем-нибудь словом, он много думал, и мысли его были глубоки и просты. Он с ужасом думал о том, как попусту прошли для него годы его городской жизни, о бездарности всех школьных и книжных философий, об умничающем цинизме редакций и художественных мастерских, о ханжестве дельцов, отдыхающих в своих клубах. Они не знают, что такое волчий аппетит, крепчайший сон, железное здоровье; никогда они не испытывали настоящего голода, настоящей усталости, им незнакомо опьянение работой, от которой вся кровь в жилах бурлит, как вино. Эта прекрасная, мудрая, суровая Северная Страна существовала всегда, а он ничего о ней не знал. Его удивляло, как это он, созданный для такой жизни, мог не слышать тихого зова северной природы»15 .
Романтики противопоставляют собственный мир этических, интеллектуальных, эстетических ценностей серой будничной жизни при капитализме. Такой эскапизм имеет корни в бессилии, в неспособности изменить общество, и приводит протестующего интеллигента к роли безмолвного наблюдателя: «пусть общество прогнило: я пойду своим путем, я вне его!»
Такой человек видит в окружающем мире не мастерскую, а картинную галерею. Это порождает отрешённость, ощущение нереальности происходящего, неспособность до конца вовлекаться в события и участвовать в них, быстрое остывание интереса при переходе от громких лозунгов к монотонной деятельности. Так было и с Лондоном: временный упадок рабочего движения привёл его к апатии и эскапизму.
Интеллигенты-романтики протестуют и жаждут свободы, но лишь абстрактной свободы. Это вырождается в индивидуализм, пронизывающий всю их критику общества. Они приходят к выводу, что одарённая личность обладает ценностью, сравнимой с ценностью общества в целом. Впрочем, тут есть и положительный аспект: именно поэтому романтиков — в духе гуманизма, пусть и абстрактного, — волнует то, что человеческая личность при капитализме не получает развития и очень низко ценится.
Мир капитализма романтиками отрицается и объявляется прозаическим. Но ясного понимания того, какой мир нужно создать взамен, у них нет. Неприятие ими реальности — чисто формальное, их протест против буржуазного мира не выходит за рамки эстетического бунта. Романтикам претят мещанство, прозаичность, ограниченность и грубость жизни простых трудящихся, отчужденность и бессмысленность бытия масс. Их возмущают пошлость, скучность, рутинность капиталистических дельцов, то есть наиболее явные отношения шкурничества и выгоды. Именно это они презирают и хотят искоренить.
Но как они осознают эти явления? Они обвиняют людей в приоритете бытовых материальных интересов над культурными, в пассивности, неумении глубоко чувствовать и мыслить, неспособности к тонкому эстетическому познанию. Фактически они обвиняют простого человека в том, что он не является буржуазным интеллигентом!
Социально-философская теория романтиков критически настроена к человеку капиталистического мира, и внешние проявления проблем капитализма здесь подмечаются верно. Но это социальное течение не способно отразить прогрессивные черты жизни, показать пути к исправлению действительности, выявить общественные тенденции, ведущие к новому социальному строю. Поэтому их критика капитализма остаётся лишь презрительным обличением общества, разорванного материальным неравенством, в лучшем случае смешанным с презрительной жалостью.
Для сравнения стоит взглянуть на то, насколько глубже ту же проблему капиталистического разделения труда рассматривал Карл Маркс, указывая на историчность его появления (а значит, и на его конечность):
«Специфическим для мануфактурного периода механизмом остаётся сам совокупный рабочий, составленный из многих частичных рабочих. Различные операции, попеременно совершаемые производителем товара и сливающиеся в одно целое в процессе его труда, предъявляют к нему разные требования. В одном случае он должен развивать больше силы, в другом случае — больше ловкости, в третьем — больше внимательности и т. д., но один и тот же индивидуум не обладает всеми этими качествами в равной мере. После разделения, обособления и изолирования различных операций рабочие делятся, классифицируются и группируются сообразно их преобладающим способностям. Если, таким образом, природные особенности рабочих образуют ту почву, на которой произрастает разделение труда, то, с другой стороны, мануфактура, коль скоро она введена, развивает рабочие силы, по самой природе своей пригодные лишь к односторонним специфическим функциям. Совокупный рабочий обладает теперь всеми производственными качествами в одинаковой степени виртуозности и в то же время тратит их самым экономным образом, так как каждый свой орган, индивидуализированный в особом рабочем или особой группе рабочих, он применяет исключительно для отправления его специфической функции. Односторонность и даже неполноценность частичного рабочего становится его достоинством, коль скоро он выступает как орган совокупного рабочего»16 .
Разделение труда — лишь предпосылка отчуждения. О самом отчуждении человека Маркс пишет в другом месте точнее и глубже, рассказывая нам об идеологии общества, разорванного материальным неравенством, которое здесь скрыто за личиной «политэконома»:
«Политэконом превращает рабочего в бесчувственное и лишенное потребностей существо, точно так же как деятельность рабочего он превращает в чистую абстракцию от всякой деятельности. Поэтому всякая роскошь у рабочего представляется ему недопустимой, а все, что выходит за пределы самой наиабстрактной потребности — будь то пассивное наслаждение или активное проявление деятельности, — кажется ему роскошью. Вследствие этого политическая экономия, эта наука о богатстве, есть в то же время наука о самоотречении, о лишениях, о бережливости, и она действительно доходит до того, что учит человека сберегать даже потребность в чистом воздухе или физическом движении. Эта наука о чудесной промышленности есть в то же время наука об аскетизме, и ее истинный идеал, это — аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб. Ее моральным идеалом является рабочий, откладывающий в сберегательную кассу часть своей заработной платы, и она даже нашла для этого своего излюбленного идеала нужное ей холопское искусство — в театре ставили сентиментальные пьесы в этом духе. Поэтому политическая экономия, несмотря на весь свой мирской и чувственный вид, есть действительно моральная наука, наиморальнейшая из наук. Ее основной тезис — самоотречение, отказ от жизни и от всех человеческих потребностей. Чем меньше ты ешь, пьешь, чем меньше покупаешь книг, чем реже ходишь в театр, на балы, в кафе, чем меньше ты думаешь, любишь, теоретизируешь, поешь, рисуешь, фехтуешь и т. д., тем больше ты сберегаешь, тем больше становится твое сокровище, не подтачиваемое ни молью, ни червем, — твой капитал. Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество, тем больше твоя отчужденная жизнь, тем больше ты накапливаешь своей отчужденной сущности. Всю ту долю жизни и человечности, которую отнимает у тебя политэконом, он возмещает тебе в виде денег и богатства, и все то, чего не можешь ты, могут твои деньги: они могут есть, пить, ходить на балы, в театр, могут путешествовать, умеют приобрести себе искусство, ученость, исторические редкости, политическую власть — все это они могут тебе присвоить; все это они могут купить; они — настоящая сила. Но чем бы это все ни было, деньги не могут создать ничего, кроме самих себя, не могут купить ничего, кроме самих себя, потому что все остальное ведь их слуга, а когда я владею господином, то я владею и слугой, и мне нет нужды гнаться за его слугой. Таким образом, все страсти и всякая деятельность должны потонуть в жажде наживы»17 .
В таком обществе действительно приходится жертвовать самим содержанием жизни, чтобы выжить. Однако романтики не могут понять причин скопидомства мещан или глуповатой односторонности трудящихся. Они считают, что ничто не мешает каждому отдельному человеку изъявить волю, осуществить свою свободу, стать интеллигентным и развитым, и винят людей за то, что они всего этого не делают.
Многие неоромантики начала прошлого века попали в трясину декадентства. Сознательно или нет, но они склонялись к агностицизму и иррациональному самопознанию, которое определяли как таинственное, мистическое, потустороннее и непостижимое обывательским практическим разумом. Ежи Коссак так описывал экзистенциалистские мотивы в мировоззрении, господствовавшем в массах в двадцатом веке:
«…дело в том, что протест мысли против нравственных последствий капитализма сам по себе не восстанавливает разорванных социальных связей и не создает новых, в особенности протест эмоциональный, зачастую антиинтеллектуальный, который лишь констатирует пустоту мира сего. Разрушение старых ценностей при невозможности найти новые заставляет замкнуться в мирке одиноких эмоций и ощущений, мирке одиноких радостей, забот, стремлений. Люди, протестовавшие подобным образом против зла общественной жизни, не сумели преодолеть буржуазный индивидуализм и эгоизм. Они лишь изменяли его форму, оставляя нетронутым содержание. Это относится к тем, кто признавал лишь “свободу собственного «Я»”, “самоуглубление”, к тем, кто искал в жизни только удовлетворения собственных мимолетных желаний»18 .
Романтики воплотили в философско-эстетической мысли тенденцию иррационализма. Они придают центральное значение в жизни вдохновению, жизненному порыву, интуиции и не слишком стремятся к кропотливому труду, уяснению причинности явлений. В дихотомии эмоционального и рационального первое для них стоит выше, и отсюда у них растёт досадное противопоставление этих проявлений человеческой жизни. Для них пламенное воображение и свободная игра фантазии выше системы аргументов, логика уступает энтузиазму. Их жизненное кредо — импульсивность, стихийность страсти, утверждение себя в творческом акте — обязательно искреннем, — будто бы только в этой чувственности человек проявляет себя, получая тем самым свободу от отчуждения.
Тут можно вспомнить крайний индивидуалистический авантюризм Джека Лондона, его признания в том, что живет он, потакая всем своим порывам. В книге «Путешествие на Снарке», созданной из его путевых заметок, он писал:
«…Сильнейший из побудителей на свете - это тот, который выражается словами: так мне хочется. Он лежит за пределами философствования - он вплетен в самое сердце жизни. Пусть, например, разум, опираясь на философию в течение целого месяца, основательно убеждает некоего индивида, что он должен делать то-то и то-то. Индивид в последнюю минуту может сказать “хочу” и сделает что-нибудь совсем не то, чего добивалась философия, и философии придется удалиться посрамленной. Хочу - это причина, почему пьяница пьет, а подвижник носит власяницу; одного она делает развратником, а другого анахоретом; одного заставляет добиваться славы, другого - денег, третьего - любви, четвертого - искать Бога. А философию человек пускает в ход по большей части только для того, чтобы оправдать своё “хочу”. Так вот, если вернуться к “Снарку” и к тому, почему я захотел поехать на нем вокруг света, — я скажу так. Мои “хочу” и “мне нравится” составляют для меня всю ценность жизни. А больше всего я хочу разных личных достижений, — не для того, понятно, чтобы кто-то мне аплодировал, а просто для себя, для собственного удовольствия»19 .
Но как объяснить то, что в мировоззрении писателя соединились, казалось бы, противоположные друг другу наукоподобный позитивизм и иррациональный экзистенциализм?
На самом деле в их смешении нет ничего удивительного, как и в том, что имеющий за спиной маргинальное прошлое романтик и эклектик Лондон одинаково почитал Ницше и Спенсера. В сущности, это два извода одного и того же субъективного идеализма: «у субъективного иррационализма всегда был скрытый союзник в лице своего антипода — мнимообъективного позитивизма»20 .
Оба эти течения оформились в первой половине XIX века вместе с кризисом буржуазной философии. Реакционный разворот философской мысли был связан с крушением классических систем идеализма и материализма (Гегель, Шеллинг, Фейербах), а также с тем, что результаты, добываемые последовательной наукой, указывали на верность диалектического материализма и на необходимость социализма. В буржуазном обществе сформировался запрос на полезное, практически ориентированное знание, однако не столь системное и последовательное, как ранее, чтобы закрыть путь к теоретическому выходу на социализм.
К этому добавим атмосферу абсурдности и незакономерности, порождаемую анархией капиталистического производства, качелями спроса и предложения, с каждым кризисом выбрасывающими рабочих на улицы, а также тем, что научный прогресс и плоды человеческого труда, на которые все уповали, стали в очередной раз оборачиваться против самих же народных масс, (пример — рост безработицы вследствие усовершенствования машин). Интеллигенты, неспособные осмыслить происходящие события материалистически, приходили к выводу, что мир неподвластен человеческому разуму и всё есть абсурд. В этом контексте жил и взрослел Джек Лондон. Эти настроения он и впитал.
И позитивизм, и иррационализм исходят из человеческих ощущений и сознания как основы системы взглядов на мир. Для сторонников первого нет ничего, кроме ощущений человека, а для сторонников второго не существует и не имеет смысла ничего, кроме потока экзистенции — переживаний человеком собственной жизни. Просто позитивизм более сконцентрирован на техническом, логическом и научном аспектах, тогда как иррационализм той или иной версии экзистенциализма всегда ориентировался на проблематику социальной философии, ценностей, смысла жизни и прочего.
Таким образом, Джек Лондон был социалистом по политическим симпатиям, но романтиком по эстетическому мировоззрению и, главное, субъективным идеалистом по философским взглядам. Он напитался социальным дарвинизмом и расизмом от позитивистских писателей, иррационализмом от Ницше и подобных ему. И всё это наложилось на неотрефлексированное становление в маргинальных условиях.
От философии — к политике
Джек Лондон стал социалистом на волне стихийного антикапиталистического протеста. Отсюда и непоследовательность, и иррационализм. Неслучайно в книге «Железная пята» рисуется партия социалистов, борьба которой заключается… нет, не в направлении массового движения рабочего класса, а в индивидуальном терроре и тайной подрывной, заговорщической деятельности интеллигентов. Неслучайно в статье «Революция» писатель не увидит разницы между марксистами и прочими социалистами, причислив всех их к одному лагерю и даже приведя российских эсеров с их тактикой индивидуального террора в качестве позитивного примера.
Неслучайно и то, как эклектично он понимал экономику. Скажем, в уже упомянутом произведении «Железная пята» звучат фразы вроде таких: «совместными усилиями труда и капитала создаётся стоимость»; «создав эту новую стоимость, капитал и труд делят её между собой»21 . Писатель не до конца понимает процесс воспроизводства капитала и потому путано его объясняет. Он не говорит о том, что затраты капиталиста на постоянный капитал — плод прошлого труда, уже овеществлённого и превращённого в стоимость. Также он не указывает на то, что стоимость всегда является плодом труда, а прибавочная стоимость — плодом прибавочного труда, что всю стоимость создают рабочие, в то время как капиталист, даже если он организует производство самостоятельно, лишь присваивает продукт чужого труда. А ведь это произведение он полагал своим вкладом в пропаганду через художественную литературу!
Именно в отношении таких бунтарей, как Джек Лондон, справедлива фраза, любимая правыми: «кто в юности не был социалистом, тот не имеет сердца, но кто в зрелости не стал консерватором, — не имеет мозгов». Литератор закономерно охладел к своему политическому увлечению, выгорел, когда рабочее движение на время притихло, не нашел внутри своих взглядов опоры, чтобы продолжать бороться, чтобы противостоять враждебной среде. Иронично, что писатель-романтик, ненавидевший буржуазных мещан, незаметно для себя влился в их число.
Отсутствие адекватного мировоззрения сделало из некогда искреннего социалиста, лектора-пропагандиста, самого яркого из левых писателей США начала двадцатого века реакционного мещанина. Он перестал поддерживать рабочее движение материально, свернул свою деятельность в его рамках, начал писать идеологически враждебные социализму литературные произведения. Философская и мировоззренческая эклектика привела Джека Лондона и к жизненному краху, и к политическому предательству коммунизма на практике.
Нельзя сказать, что он был безнадёжно обречён на такой конец. Он вполне мог бы перейти к систематическому самообразованию и изучить марксизм, скрупулёзно разобраться в философии, а также увидеть противоречия в своей картине мира и в тех антинаучных системах, которых он придерживался. Мог бы он и отрефлексировать свою жизнь, особенности сформировавшегося у него характера…
Конечно, всё это несколько наивное сослагательное наклонение. Но в любом случае трагическая судьба писателя-социалиста должна стать для нас, молодых коммунистов, уроком, если мы хотим остаться верными делу освобождения человечества.
Однако случай Джека Лондона — правило, а не исключение. Возьмём для примера крупного российского писателя Максима Горького.
Максим Горький. Прославленный попутчик
В России его знают как пламенного «буревестника революции». В советское время ему был создан пропагандистский образ твёрдого революционера, вышедшего из самой толщи народных масс, разговаривающего с ними на одном языке, испытавшего все тяготы жизни и обличившего их в своей революционной прозе, боровшегося за коммунизм как при помощи своего литературного творчества, так и посредством работы в партии большевиков. Надо признать, что такой пример для подражания действительно был нужен в тяжёлых тридцатых и сороковых. Однако надо отдавать себе отчёт в том, насколько сильно этот образ расходится с действительностью.
Их с Лондоном биографии схожи. Оба вышли из относительно бедной среды, оба имели маргинальную юность, скитались по стране, перебивались случайными заработками. Оба выстрадали свой путь к творчеству, к положению интеллигента. И тот и другой с самого начала их творческого пути влились в мировую тенденцию писателей-романтиков. Оба участвовали в социалистическом движении.
Интересно, что сам Лондон очень высоко оценил Горького, узнав о его произведении «Фома Гордеев». Но показательно, что именно задело Лондона в произведении о русской жизни. Он пишет:
«…Горький — подлинно русский в своем восприятии и понимании жизни. Характерные для русских самонаблюдение и углубленный самоанализ свойственны и ему. И, как у всех русских собратьев Горького, его творчество насыщено горячим, страстным протестом. И это не случайно. Горький пишет потому, что у него есть что сказать миру, и он хочет, чтобы слово его было услышано. Из его стиснутого могучего кулака выходят не изящные литературные безделушки, приятные, усладительные и лживые, а живая правда, — да, тяжеловесная, грубая и отталкивающая, но правда. <…> Он поднял голос в защиту отверженных и презираемых, он обличает мир торгашества и наживы, протестует против социальной несправедливости, против унижения бедных и слабых, против озверения богатых и сильных в бешеной погоне за влиянием и властью. Весьма сомнительно, чтобы средний буржуа, самодовольный и преуспевающий, мог понять Фому Гордеева. Мятежные чувства, владеющие им, не волнуют их кровь»22 .
Лондон положительно отмечает реализм Горького. Но больше всего его волнуют здесь отчаянный протест против буржуазных пошлости и торгашества, выписанный остро и реалистически, и поиск смысла жизни Фомой Гордеевым.
Горькому действительно удалось отразить своеобразие той эпохи, когда в России с феодальным бесправием боролась молодая буржуазия эпохи первоначального накопления, когда недавно сформировавшийся — и сразу сконцентрировавшийся на крупных предприятиях — пролетариат испытывал гнёт сразу двух враждебных классов, но всё ещё не мог подняться до массовой и организованной борьбы. Однако протест героев его творчества раннего периода — экзистенциальный. Вот пример из монолога бедного фельетониста Ежова о хозяевах жизни:
«…Самодовольный человек — затвердевшая опухоль на груди общества… Он набивает себя грошовыми истинами, обгрызанными кусочками затхлой мудрости, и существует, как чулан, в котором скупая хозяйка хранит всякий хлам, совершенно не нужный ей, ни на что не годный… Дотронешься до такого человека, отворишь дверь в него, и на тебя пахнёт вонью разложения, и в воздух, которым ты дышишь, вольется струя какой-то затхлой дряни… Эти несчастные люди именуются людьми твердыми духом, людьми принципов и убеждений… и никто не хочет заметить, что убеждения для них — только штаны, которыми они прикрывают нищенскую наготу своих душ. На узких лбах таких людей всегда сияет всем известная надпись: “спокойствие и умеренность”, — фальшивая надпись! Потри лбы их твердой рукой, и ты увидишь истинную вывеску, — на ней изображено: “ограниченность и туподушие”!..»23
Горький в это время — ещё социалист народнического толка, симпатизирует эсерам. Он сам ещё в точности не знает, какого именно общества жаждет, но становится ярким выразителем стихийного антикапиталистического бунта. Позже, в революцию 1905 года, он порвёт с эсерами, примкнет к социал-демократам и даже заинтересуется марксизмом.
Однако Горький, как и Лондон, был эклектиком и впитал те же самые тенденции реакционной философии, бродившие по Европе: позитивизм и иррационализм. Он пытался соединить экзистенциалистские мотивы Ницше, позитивизм второй волны и собственное наивное философствование.
Горький резко разошелся с марксизмом в период увлечения эмпириокритицизмом. Он стал преподавателем и спонсором-организатором так называемой Каприйской школы. Это были курсы для революционеров-эмигрантов из России, проводившиеся для повышения их пропагандистского уровня; также предполагалось, что слушатели школы будут распространять полученные знания в среде российских подпольщиков, когда нелегально вернутся на родину. Руководила школой фракция РСДРП, разделявшая идеи Богданова о дополнении марксизма позитивизмом. Также руководители школы отличались «отзовизмом», то есть были сторонниками идеи о радикальном разрыве со всеми легальными методами борьбы в России, отзыве социал-демократов из Государственной Думы и концентрации усилий исключительно на подпольной работе и подготовке новых вооружённых восстаний.
Ни философские, ни политические взгляды этих людей Ленин не разделял, более того, он подвергал их жёсткой критике. Особенно много он критиковал антимарксистские философские взгляды «каприйцев». К сожалению, даже после прочтения книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» Горький не понял марксизма и не стал менять своих философских взглядов. Вот так он отзывался о книге в письме к Богданову24 :
«Получил книгу Ленина, начал читать и — с тоской бросил ее к чорту. Что за нахальство! Не говоря о том, что даже мне, профану, его философические экскурсии напоминают, как это ни странно — Шарапова и Ярморкина, с их изумительным знанием всего на свете — наиболее тяжкое впечатление производит тон книги — хулиганский тон! И так, таким голосом говорят с пролетариатом, и так воспитывают людей “нового типа”, “творцов новой культуры”. Когда заявление “я марксист!” звучит, как “я — Рюрикович”! — не верю я в социализм марксиста, не верю! И слышу в этом крике о правоверии своем — ноты того же отчаяния погибели, кое столь громко в “Вехах” и подобных надгробных рыданиях. Все эти люди, взывающие городу и миру: “я марксист”, “я пролетарий”,— и немедля вслед за сим садящиеся на головы ближних, харкая им в лицо,— противны мне, как всякие баре; каждый из них является для меня “мизантропом, развлекающим свою фантазию”, как их поименовал Лесков. Человек — дрянь, если в нем не бьется живое сознание связи своей с людьми, если он готов пожертвовать товарищеским чувством — самолюбию своему. Ленин в книге своей — таков. Его спор “об истине” ведется не ради торжества ее, а лишь для того, чтоб доказать: “я марксист! Самый лучший марксист это я!” Как хороший практик — он ужаснейший консерватор. “Истина незыблема” — это для всех практиков необходимое положение, и если им сказать, что, мол, относительна всякая истина — они взбесятся, ибо не могут не чувствовать колебания почвы под ногами. Но беситься можно и добросовестно — Ленину это не удалось. В его книге — разъяренный публицист, а философа — нет: он стоит передо мной как резко очерченный индивидуалист, охраняющий прежде всего те привычки мыслить, кои наладили его “я” известным образом и — навсегда! Безнадежный человек. Вероятно, и на практике он теперь будет и уже, и хуже. Вообще — бесчисленное количество грустных мыслей вызывает его работа — неряшливая, неумелая, бесталанная.»
Более того, Алексей Максимович даже пытался помешать публикации книги Ленина. Он воспользовался своим влиянием и написал Пятницкому, одному из организаторов издательства «Знание», настаивая в письме на том, что «Материализм и эмпириокритицизм» публиковать не следует. После этого издательство отвергло книгу.
В 1908 году Максим Горький публикует повесть «Исповедь», где пропагандирует идеи богостроительства. По его мнению, новая религия могла бы воспитать в людях коллективизм, гуманизм, стремление к лучшему обществу — при этом сам Горький был атеистом. Он считал, что народное представление о боге несет в себе демократизм. Даже в статьях, посвященных еврейскому вопросу, — где, кстати, он положительно отзывается о социалистах с примесью еврейского национализма из организации «Бунд» — он пишет:
«…они дали христианам их религию, они же теперь самые выдающиеся носители и толкователи новой религии — социализма, ибо как бы ни рассматривать социализм — с теоретической ли, или с философской точки зрения, — он содержит в себе мощный дух и пламя религии»25 .
Ленин яростно критиковал эти идеи. При этом споры были очень долгими: они возобновлялись даже в 1913 году. Ленин писал о том, что Горький, рассуждая о понятии Бога, рассматривает его внеисторически, «робинзоновски», то есть одинаково для всякой эпохи и всякого класса. Пропаганда богостроительства, по выражению Ильича, могла бы пробудить только низменные чувства необразованных масс, оправдывая их собственные холопские и грязные черты. Критику богостроительства он проводил по линии демонстрации полной несовместимости этих взглядов с наукой. Кроме того, он старался показать, что философско-мировоззренческое основание взглядов, овладевших Горьким, несовместимо с прогрессивными воззрениями марксистов:
«Неверно, что Бог есть комплекс идей, будящих и организующих социальные чувства. Это — богдановский идеализм, затушёвывающий материальное происхождение идей. Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Было время в истории, когда, несмотря на такое происхождение и такое действительное значение идеи бога, борьба демократии и пролетариата шла в форме борьбы одной религиозной идеи против другой. Но и это время давно прошло.
Теперь и в Европе и в России всякая, даже самая утончённая, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции. Всё ваше определение насквозь реакционно и буржуазно. Бог = комплекс идей, которые “будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм”.
Почему это реакционно? Потому, что подкрашивает поповско-крепостническую идею “обуздания” зоологии. В действительности “зоологический индивидуализм” обуздала не идея бога, обуздало его и первобытное стадо и первобытная коммуна»26 .
В 1917 году Горький в разговоре с Блоком высказывался в духе панпсихизма:
«… мне больше нравится представлять человека аппаратом, который претворяет в себе так называемую “мертвую материю” в психическую энергию и когда-то, в неизмеримо отдаленном будущем, превратит весь мир в чистую психику. (…) Ибо ничего, кроме мысли, не будет, все исчезнет, претворенное в чистую мысль»; «…я разрешаю себе думать, что когда-то вся “материя” поглощенная человеком, претворится мозгом в единую энергию — психическую. Она в самой себе найдет гармонию и замрет в самосозерцании — в созерцании скрытых в ней, безгранично разнообразных творческих возможностей»27 .
И вновь философия оказывается связана с политикой. После Октябрьской революции Горький встал в оппозицию большевикам, защищая буржуазные свободы и заявляя о преждевременности социалистической революции. Исходя из своего мировоззрения, а также из обстоятельств жизни интеллигента, бывшего в юности маргиналом, он более всего заботился об интеллигенции бывшей Российской Империи: писателях, культурных деятелях, — в том числе и о явных врагах пролетариата вроде консерватора Розанова и либералов. Чаще всего он упрашивал власти отпустить этих людей в эмиграцию либо снабдить их пайками или квартирами. Кого-то он просил поселить в Дом искусств Наркомпроса — особняк на Мойке, ставший общежитием для деятелей культуры, где все жильцы содержались за государственный счёт. По протекции Горького попал туда, к примеру, Александр Грин — романтический писатель контрреволюционного толка.
Если для Горького назначение человека — мыслить и оживлять «мёртвую материю», как он говорил Блоку, то вполне понятно, отчего все интеллигенты ценны для него вне зависимости от их взглядов. Он писал Ленину в 1919 году:
«Ученый человек ныне для нас должен быть дороже, чем когда-либо, именно он, и только он, способен обогатить страну новой интеллектуальной энергией, он разовьет ее, он создаст необходимую нам армию техников во всех областях борьбы человеческого разума с мертвой материей.
<…>
…не смешивайте интеллигенцию политиканствующую с творцами интеллектуальной — научной — энергии»28 .
Для большевика мнение, согласитесь, чересчур абстрактное. А ведь ещё до того Ленин писал Горькому следующее:
«Не раз и на Капри и после я Вам говорил: Вы даете себя окружить именно худшим элементам буржуазной интеллигенции и поддаетесь на ее хныканье. Вопль сотен интеллигентов по поводу “ужасного” ареста на несколько недель Вы слышите и слушаете, а голоса массы, миллионов, рабочих и крестьян, коим угрожает Деникин, Колчак, Лианозов, Родзянко, красногорские (и другие кадетские) заговорщики, этого голоса Вы не слышите и не слушаете. Вполне понимаю, вполне, вполне понимаю, что так можно дописаться не только до того, что-де “красные такие же враги народа, как и белые” (борцы за свержение капиталистов и помещиков такие же враги народа, как и помещики с капиталистами), но и до веры в боженьку или в царя-батюшку. Вполне понимаю. (…) Ей-ей, погибнете, ежели из этой обстановки буржуазных интеллигентов не вырветесь! От души желаю поскорее вырваться»29 .
Конечно, Ленин выступал за сотрудничество с бывшей буржуазной интеллигенцией (и даже считал, что этим людям надо платить за их труд больше, чем простым рабочим). Но только с теми её представителями, кто согласен нести знания народу и служить республике. Ставить же благополучие интеллигенции выше интересов революции и трудящихся подобно Горькому — это совсем другое дело. Особенно если эта интеллигенция реакционна, участвует в заговорах против советской власти и в своей публицистике агитирует за продолжение империалистической войны.
В итоге Максим Горький, не приняв жестокостей революционного террора, перестал заниматься проблемами организации масс, работой над усилением партии, распространением коммунистической идеологии. Когда в 1919 году все партийцы проходили перерегистрацию, он отказался в ней участвовать, то есть фактически вышел из партии — и больше Горький в неё не вступал. Мысли, приведшие Максима Горького к временному разрыву с большевиками, можно найти в книге «Несвоевременные мысли» 1918 года. Помимо освещения действительно важных проблем: дикости, беззакония, упадка культуры, голода, самосудов, — Горький здесь пускается в философствования о нарушении гуманистических и культурных идеалов революции:
«Нет, пролетариат не великодушен и не справедлив, а ведь революция должна была утвердить в стране возможную справедливость. Пролетариат не победил, по всей стране идет междоусобная бойня, убивают друг друга сотни и тысячи людей. В “Правде” сумасшедшие люди науськивают: бей буржуев, бей калединцев! Но буржуи и калединцы ведь это все те же солдаты — мужики, солдаты — рабочие, это их истребляют, и это они расстреливают красную гвардию.
Если б междоусобная война заключалась в том, что Ленин вцепился в мелкобуржуазные волосы Милюкова, а Милюков трепал бы пышные кудри Ленина.
— Пожалуйста! Деритесь, паны!
Но дерутся не паны, а холопы, и нет причин думать, что эта драка кончится скоро.
<…>
Но всего больше меня и поражает, и пугает то, что революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки и моральной оценки их труда»30 .
К сожалению, духовные излияния Горького имели свою аудиторию, сбивали неопределившихся и шатающихся с курса революции, с курса поддержки большевиков. До 1921 года Максим Горький ещё будет участвовать в общественной работе, но после эмигрирует. За рубежом он поначалу примирится с тем, как повернулась революция, и будет искать этому объяснения, в частности, рассуждать об отсталости и жестокости крестьянства, которые наложили свою печать на русские события. Но когда в СССР начнутся судебные процессы над эсерами, он вновь напишет открытое письмо в европейскую печать с осуждением большевиков, что Ленин справедливо назовет предательством.
Конечно, совсем откреститься от Горького большевики не смогли. Он был нужен советскому правительству как влиятельный политический и культурный деятель с мировым именем. Начиная с 1922 года СССР платил ему по сто тысяч германских марок в месяц. Официально эти деньги считались гонораром за издание книг Горького в Советском Союзе, а на деле были своего рода платой за лояльность, за то, чтобы в своих произведениях и публичных выступлениях Горький вставал на сторону СССР. Горький же тратил эти немалые средства на помощь эмигрантской интеллигенции и на свои проекты вроде заграничного журнала «Беседа», при помощи которого он пытался объединить советских и эмигрантских писателей.
Максим Горький долго продолжал занимать очень обособленную политическую позицию и не выступал против белоэмигрантов публично. Первое подобное выступление будет только в 1928 году; тогда же он впервые навестит СССР. Окончательно же он вернётся лишь в 1933 году, за три года до смерти. Тогда уже отгремели наиболее тяжелые годы гражданской войны, разрухи, компромиссов нэпа. Горький вернулся в страну, где уже давало свои плоды просвещение масс, где можно было работать на поприще культуры — и где на содержание его семьи и его увлечения будет отпускаться 130 тысяч рублей в месяц при зарплате рабочего около 300 рублей31 . Он примет участие в организации Союза писателей, будет писать статьи и заканчивать некоторые произведения. Однако нет никаких оснований считать, что писатель к тому времени встал на позиции марксизма: это был всё тот же путаный утопический социализм вперемешку с гуманизмом и обрывками пролетарской идеологии.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что Максим Горький был плохим писателем. Это был замечательный художник неоромантического и, позже, реалистического направления, отразивший множество особенных черт России при старом режиме и воспевший свершения народа, что поднимается и совершает революцию. Но правда в том, что Горький никогда не был последовательным марксистом: он был эклектиком и плохим мыслителем, что не раз закономерно приводило его к политическому предательству.
Наиболее взвешенную оценку жизни и творчеству Максима Горького, на мой взгляд, дал Лев Троцкий в некрологе писателю. Он отмечает, что этот «большой писатель и большой человек» выдвинулся изначально не как художник социалистической революции, а как певец отверженных масс: «снизу, из трущоб, Горький принёс русской интеллигенции романтический дух дерзания, — отвагу людей, которым нечего терять». Горький, пишет Лев Давидович, попытался приблизиться в своём реализме к пролетарской революции, но был слишком связан с интеллигенцией, её проблемами и духовными исканиями.
«Глубже всего в этом необыкновенном самоучке сидело преклонение пред культурой: первое, запоздалое приобщение к ней как бы обожгло его на всю жизнь. Горькому не хватало ни подлинной школы мысли, ни исторической интуиции, чтоб установить между собой и культурой должную дистанцию и тем завоевать для себя необходимую свободу критической оценки. В его отношении к культуре всегда оставалось немало фетишизма и идолопоклонства.
<…>
Незачем говорить, что покойного писателя изображают сейчас в Москве непреклонным революционером и твердокаменным большевиком. Все это бюрократические враки! К большевизму Горький близко подошел около 1905 года, вместе с целым слоем демократических попутчиков. Вместе с ними он отошел от большевиков, не теряя, однако, личных и дружественных связей с ними. Он вступил в партию, видимо, лишь в период советского Термидора. Его вражда к большевикам в период Октябрьской революции и гражданской войны, как и его сближение с термидорианской бюрократией слишком ясно показывают, что Горький никогда не был революционером. Но он был сателлитом революции, связанным с нею непреодолимым законом тяготения и всю свою жизнь вокруг нее вращавшимся»32 .
В заключение
Романтизм был мировоззрением людей, идущих на бунт против капитализма. Был — и остаётся.
Ряды современных левых постоянно пополняются людьми, которыми движет лишь абстрактное неприятие капиталистической действительности, лево-романтическими Горькими и Лондонами. Из таких взглядов вырос и автор статьи.
Эти люди часто не понимают сущности коммунистических идей и потому не соглашаются с LC, когда мы говорим, что каждый коммунист обязан как следует освоить марксистскую науку. Многим из них кажется, что «отвлечённая» марксистская философия не особенно важна. Они считают, что просто быть идейным социалистом достаточно.
Нет, товарищи, прорабатывать своё мировоззрение коммунистам необходимо. И делать это нужно не в годы потрясений, а заранее, на берегу. Было бы преступным легкомыслием не разобраться до конца в своих собственных идеях. В конце концов, во имя этих идей каждый коммунист собирается не только идти на опасное дело сам, но и привлекать к этому товарищей по организации и даже посторонних людей. Всё это накладывает на каждого из нас огромную ответственность.
Задумайтесь: вам пропагандировать, вам работать с людьми, вам развивать марксистскую публицистику! Вам потребуется самим постоянно анализировать ситуацию, самим вырабатывать решения, самим искать подходящие агитационные приемы. Здесь не хватит простой идейности: без знания дела тут легко запутаться и опозорить марксизм, а то и начать вести антимарксистскую деятельность.
У отдельного человека, каким бы пламенным партийцем он ни был, опыт всегда ограничен, а знания конкретных вопросов узки и не могут объять все достижения человечества. Без марксистской теории — в частности, философии — коммунист не может преодолеть свою зашоренность, узость своих стихийно сложившихся взглядов. Философия позволяет человеку переработать свой личный опыт, свои знания в систему на базе всеобщих закономерностей и извлечь из своего мировоззрения осколки ошибочных идеологий. Марксисту критически необходимо разобраться, что и в какой степени повлияло на его становление и как это может отразиться на его работе в организации.
Но как понять, насколько соответствуют друг другу (и марксизму) различные элементы твоего мировоззрения, не противоречат ли, скажем, твои этические позиции политическим?
Для этого каждому коммунисту надо разобраться в себе и проследить путь своего становления, выяснить особенности своей личности, чтобы ясно осознавать, что можно от себя ожидать, и понимать, какие отрицательные стороны нужно в себе изживать.
При этом «марксисту», который не разбирается в марксистской же теории, никакая рефлексия не поможет оценить, насколько его характер и взгляды влияют на его партийную жизнь и политическую позицию. Без серьёзной предварительной подготовки коммунист будет обречен на непоследовательность и рискует рано или поздно предать свои политические убеждения, как Джек Лондон, так и не переосмысливший своего маргинального прошлого. Из-за отсутствия последовательного марксистского мировоззрения публицистическая и политическая деятельность Лондона — и многих других писателей-социалистов — на определенном этапе превращалась в одно большое предательство рабочего класса. При этом они не только рушили свою судьбу, но и сбивали с пути массы доверяющих им людей. Такова связь между философией и политикой.
Разумеется, изучение теории — не панацея от политических заблуждений, но всё же это действенное снадобье, пренебрегать которым не следует.
* * *
Но романтизм — это не только про левое движение. Это ещё и про народные массы.
Иррациональный, стихийный антикапиталистический бунт масс сопутствует всей истории капитализма вплоть до современности. При этом стихийное сопротивление капитализму может рядиться и в консервативные, и в либеральные, и в красные одежды. Коммунисты должны понимать, по каким закономерностям происходит антикапиталистический бунт, уметь применять марксистский анализ к актуальным социологическим данным и отвечать на вопрос о том, как возможно работать со стихийным движением сопротивления в интересах движения коммунистического. Малограмотные же левые вместо этого становятся в хвост массам с их непоследовательными требованиями и идеями. Тогда происходит трагедия предательства.
Так было, например, с «новыми левыми» в Европе 1960-х годов. Все они тогда относили себя к «социалистам». Однако исследователь Ричард Вайнен приводит такие данные из аналитических документов ЦРУ:
«… те, кого условно называют “новыми левыми", на самом деле имеют мало общего друг с другом. Их объединяет лишь то, что они многим обязаны таким авторам, как американский социолог Чарльз Райт Миллс, философ-гегельянец Герберт Маркузе и ныне покойный чернокожий психиатр Франц Фанон. <…> Сам по себе термин “новые левые" не несет особого смысла, его можно использовать для обособления современных молодых радикалов от группировок коммунистов-социалистов межвоенного периода. Этим термином обозначают совокупность разрозненных и аморфных местных групп с неопределенным или постоянно меняющимся руководством и эклектичными программами <…> смесь анархизма, утопического социализма и глубокой вовлеченности в жизнь общества»33 .
Безголовые интеллигенты, «лидеры мнений», прикрывавшиеся «неомарксизмом» и громкими антикапиталистическими лозунгами, не смогли совладать с нахлынувшей политической бурей и стали флюгером, поворачивающимся вслед за настроениями масс.
Трагедия протестующей против капитализма интеллигенции, возглавляемой разного рода эклектичными социалистами и «марксистами», была и в том, что их культурная и политическая «революция» не требовала изменений в базисе. Реформы не принесли свободы, капитализм смог воспринять, монетизировать, опошлить все начинания, все сексуальные революции и радикальные лозунги. Даже часть студенческих лидеров предала прежние взгляды и встроилась в буржуазную систему: в академическую среду, публичную политику, да и просто в зажиточную жизнь34 .
Конечно, не все они стали предателями. Большинство активистов того левого протеста «не вписалось в рынок». Потеряв престижные места в вузах и получив негласные «волчьи билеты», отказавшись от карьеры, получив тюремные сроки, пережив крах всех своих надежд и стремлений, большая часть протестующих оказалась раздавлена дальнейшим существованием капитализма. Весьма трагично то, что, по современным данным, участвовавшие в движении студенты спустя десятилетия после того поражения по большей части живут бедно — в отличие от тех, кто поддержал правительство и сохранил за собой престижное образование, карьеру, статус. Они поставили всё на свое движение — и потерпели крах, так как не увидели утопической, антинаучной основы организаций, именовавших себя «революционными», и идейной ущербности собственных лидеров.
Эти левые активисты потерпели поражение в немалой степени из-за того, что следовали противоречивым, не отражающим реальность идеям «неортодоксального марксизма». Они не могли сориентироваться в происходящих событиях и допускали фатальные ошибки. Скажем, часть французских коммунистов-маоистов стала придерживаться глубоко антимарксистской тактики: поддерживать архаичные производства, ремесленников и мелких лавочников, организовывать кооперативные предприятия, не нацеленные на прибыль. Они считали, что так они борются с капитализмом. Но в 1970-х и 1980-х эти предприятия снёс прогресс, и их организаторы оказались разбиты и деморализованы. Были принесены жертвы, сломаны судьбы, но всё это — безрезультатно. То же самое случилось с массой французских левых синдикалистов — искренних, отчаянных, но обречённых повторить судьбу Оуэна и русских народнических коммун.
Теоретическая импотенция всегда приводит к неспособности управлять событиями и ориентироваться в них, к потаканию стихийности и даже самым тёмным желаниям масс и — в конечном счёте — к предательству.
Примечания
- Джек Лондон, «Мятеж на Эльсиноре» ↩
- В. Н. Богословский. Джек Лондон. Издательство «Просвещение». 238 страниц; 1964 г. Глава «Последний этап». ↩
- В. Н. Богословский. Джек Лондон. Издательство «Просвещение». 238 страниц; 1964 г. Глава «Последний этап». ↩
- А. Танасейчук. Джек Лондон. Одиночное плавание. Жизнь замечательных людей. Москва, изд. «Молодая гвардия», 2017. Стр. 313. ↩
- В. Н. Богословский. Джек Лондон. Издательство «Просвещение». 238 страниц; 1964 г. Глава «Борьба за реализм в американской критике конца XIX — начала XX века. Литературно-критические статьи Джека Лондона» ↩
- Джек Лондон. Полное собрание сочинений в 14 томах. 1961 год. Том 1. Стр 4. ↩
- А. Танасейчук. Джек Лондон. Одиночное плавание. Жизнь замечательных людей. Москва, изд. «Молодая гвардия», 2017. Стр. 31, 37–38, 307. ↩
- А. Танасейчук. Джек Лондон. Одиночное плавание. Жизнь замечательных людей. Москва, изд. «Молодая гвардия», 2017. Стр. 293, 294 ↩
- Джек Лондон, «Мятеж на Эльсиноре» ↩
- Джек Лондон. Железная пята. Стр. 70. ↩
- Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. ↩
- Ежи Коссак. Экзистенциализм в философии и литературе. Издательство политической литературы. Москва, 1980. Стр. 49; А. С. Богомолов, Ю. К. Мельвиль, И. С. Нарский. Современная буржуазная философия, Москва, изд. «Высшая школа», 1978. Стр. 308, 310–311, 384. ↩
- Ежи Коссак. Экзистенциализм в философии и литературе. Издательство политической литературы. Москва, 1980. Стр. 18. ↩
- А. Танасейчук. Джек Лондон. Одиночное плавание. Жизнь замечательных людей. Москва, изд. «Молодая гвардия», 2017. Стр. 313 ↩
- Джек Лондон. Смок Беллью. Часть 5. Издательство «Астрель», 2011 ↩
- Карл Маркс. Капитал. Том 1. Государственное издательство политической литературы. Москва, 1960. Стр.361-362. ↩
- Карл Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года. ↩
- Ежи Коссак. Экзистенциализм в философии и литературе. Издательство политической литературы. Москва, 1980. Стр. 13 ↩
- Джек Лондон. Путешествие на Снарке. Стр. 3 ↩
- Западноевропейская философия XIX века. И. С. Нарский. М. «Высшая школа», 1976. Стр. 532 ↩
- Джек Лондон. Железная Пята. Стр 14, 70 ↩
- Джек Лондон. О книге «Фома Гордеев» ↩
- Максим Горький. Фома Гордеев. ↩
- М. Горький. Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. Серия «М. Горький. Материалы и исследования», основана в 1989 г. Вып. 5. М.: «Наследие», 1998. Стр. 55 ↩
- Горький М. О еврейском народе. Рассказы, публицистика. Иерусалим, 1986 г. ↩
- В. И.Ленин. Сочинения, изд. 3-е, т. XVII, стр.84–86. ↩
- Басинский П. В. Горький : Страсти по Максиму. Москва: Издательство «АСТ» : 2018. Стр. 307–308. ↩
- М. Горький. Письмо к Ленину, 19 сентября 1919 года. https://doc20vek.ru/node/2186 ↩
- В.И. Ленин. Письмо к Горькому, 15 сентября 1919 года. ↩
- Максим Горький. Несвоевременные мысли. Глава 15. ↩
- Басинский П. В. Горький : Страсти по Максиму. Москва: Издательство «АСТ» : 2018. ↩
- Л.Д. Троцкий. О Горьком ↩
- Ричард Вайнен. Долгий '68: Радикальный протест и его враги. Альпина-нон-фикшн, 2020. Стр. 15. ↩
- Ричард Вайнен. Долгий '68: Радикальный протест и его враги. Альпина-нон-фикшн, 2020. Стр. 309–310. ↩