Уделяя большое внимание истории коммунистического движения, мы не забываем и про собственную организацию. Публикуемый текст редактора Lenin Crew Виталия Сарабеева (псевдоним — Сарматов) был написан 7 лет назад для выступления на пленуме ЦК РКРП-КПСС. Уже в то время закладывались основы теоретической платформы созданного в 2014 году LC.
С РКРП мы порвали вскоре после того самого Пленума, в сентябре 2013 года, и ситуация там с тех пор не изменилась: всё тот же набор разношёрстных активистов, застрявший в 1990-х годах. Попытка же создать «солидную парламентскую партию» в виде РОТ Фронта завершилась крахом. Группа журнала «Прорыв», которую мы тогда поддерживали, так как она критиковала РКРП-КПСС со схожих с нашими позиций, деградировала до карикатурной антимарксистской секты, подменяющей научный коммунизм сказками о «всепобеждающем» субъективном факторе в лице «гениальных вождей».
В целом же болезни левого движения в России, отмеченные в выступлении, изменились мало: всё те же активизм, экономизм, буржуазный патриотизм, теоретическое убожество цветут и сегодня, отравляя новые поколения левых. Поэтому и борьба с этими явлениями всё так же актуальна.
Товарищи!
От лица Пермской организации РКРП уполномочен сказать следующее:
Прежде всего хотелось бы вновь напомнить о том, что остро стоит вопрос внесения изменений в партийную программу. Мы продолжаем настаивать на том, что действующая программа РКРП устарела во многих своих пунктах. Более того, некоторые её положения в сегодняшних условиях служат прямым оправданием правого уклона в коммунистическом движении. Взгляды, близкие к идеологии КПРФ или кургиняновского движения «Суть времени», достаточно распространены в РКРП, и устаревшая программа препятствует борьбе с этими явлениями. К примеру, фраза, завершающая один из разделов, — «Вслед за губительным расчленением нашей Родины — CCCР и над Россией нависла смертельная опасность расчленения по национальным, административно-территориальным признакам и границам», — сегодня — кредо кургинянцев и прочих охранителей, говорящих, что те же силы, которые разрушили СССР, теперь стремятся разрушить Россию. Хотя на самом деле эти силы сейчас у власти в России, и для того они СССР и разрушали, чтобы появилась РФ. И подобные неизбежные в середине 90-х, но объективно вредные сегодня утверждения занимают заметное место в нынешней программе РКРП.
Пермская организация РКРП почти год назад представила свой частичный проект обновлённой программы партии. Мы пришли к выводу, что нет смысла вносить отдельные поправки: устаревшие положения составляют слишком значительную часть программы, поэтому нужен новый текст, включающий в себя коммунистическую основу старой программы. Однако, хотя проект был разослан по партийной рассылке, его обсуждения так и не началось даже среди членов Идеологической комиссии. Мы категорически настаиваем на том, что грядущий в следующем году очередной съезд РКРП просто обязан обновить программу, так как коммунистическая в целом, но архаичная во многих частных пунктах программа затрудняет пропагандистскую работу РКРП. Особенно важным является пункт о необходимости признания империалистического характера российского капитализма. В империалистическую стадию капитализм в России перешёл ещё в начале 2000-х гг., и ныне отрицание его империалистического характера, заявления о «колониальном» положении буржуазной РФ — та лазейка, через которую в коммунистическое движение пробираются буржуазные патриоты, разлагающие ряды коммунистов. Нужно довести до конца размежевание коммунистов с мелкобуржуазными и великодержавными патриотами. В этом залог нашей правильной позиции в грядущих империалистических войнах и революционных событиях. Необходимо назначить конкретный срок завершения работы идеологической комиссии и всей партии над новым проектом Программы.
Нуждаются в корректировке и ряд положений Устава. Например, нужно уточнить, что именно следует понимать под действиями, дискредитирующими партию. С нашей точки зрения, это в первую очередь публикация членами партии различных некоммунистических и просто глупых материалов, пусть даже и с пропагандой РКРП. Также мы считаем необходимым исключение пункта о квотах для рабочих в руководящих органах партии. Людей надо оценивать и выдвигать в руководство исключительно по их убеждениям и деловым качествам, а не по профессиональной деятельности.
Далее, продолжая критику партийной работы, необходимо обратить внимание на прессу. Уровень теоретической прессы РКРП продолжает оставаться неудовлетворительным. Журнал «Советский Союз» выходит раз в год, и, кроме того, там мало материалов, касающихся насущных вопросов нашего движения. Мы считаем неверным избранный формат «юбилейных номеров», каким, например, является последний выпуск журнала, посвящённый 90-летию образования СССР. Практика показывает, что такие номера содержат в себе в основном лишь описание исторических фактов и различные общие слова, не принося ничего нового в идеологический багаж коммунистов. Теоретическая пресса не учит коммунистов коммунизму.
По нашему мнению, теоретический журнал должен включать в себя дискуссии по актуальным, в том числе спорным, вопросам, обсуждаемым в партии. Характер российского империализма, отношение к империалистическим войнам, идея о «фашизме на экспорт», характер нашей работы в массовых протестных движениях — всё это вызывает споры у членов нашей партии. Партия должна проводить дискуссии и уметь решать спорные вопросы не в приказном порядке, а путём научного исследования. Однако на сегодняшний день, в частности, статьи членов Пермской организации по вышеупомянутым дискуссионным вопросам не печатаются в прессе РКРП. Необходимо подчеркнуть, что мы не соблюдаем и не собираемся соблюдать впредь решение Пленума ЦК от сентября 2010 г. о запрете публичной критики негативных явлений в РКРП. Мы считаем это решение небольшевистским и противоречащим Уставу партии.
Кроме того, партии нужен форум в Интернете, где тоже могли бы обсуждать спорные вопросы. Это должен быть не нынешний форум РКРП и РКСМ(б), фактически пущенный на самотёк. Модераторами надо сделать всех членов Идеологической комиссии, чтобы они могли пресекать излияния всяческих политических фриков, и в то же время организовывать дискуссии по поводу различных материалов, публикующихся в СМИ РКРП и просто насущных вопросов сегодняшнего дня.
Также считаем необходимым озвучить свою позицию по вопросу соотношения РКРП и РОТ Фронта. По нашему мнению, все материалы (статьи, листовки), подготовленные нашими товарищами, должны идти от имени РКРП. РОТ Фронт необходимо использовать лишь как «крышу» для участия в предвыборных кампаниях в тех регионах, где наши товарищи имеют силы и ресурсы для этого. Недопустимо, чтобы РКРП подменялась РОТ Фронтом.
Нужно всерьёз задуматься и о перспективе официальной регистрации двух политических партий — РКРП и РОТ Фронт. Можем сказать, что при нынешней численности актива будет весьма затруднительно обеспечивать всю необходимую отчётность двух партий для органов власти. Тем более, что большинство региональных отделений, в том числе наше, возможностей для самостоятельного участия в выборах на сегодня не имеет.
Если же РКРП всё-таки будет зарегистрирована, то мы считаем, что руководители партии обязаны выйти из РОТ Фронта и официально состоять в зарегистрированной РКРП.
По поводу лично моей позиции разъясняю:
Мои расхождения с политикой РКРП шире, чем просто несогласие с созданием РОТ Фронта. Я считаю, что принципиально неверный, хвостистский курс РКРП взяла уже давно, а РОТ Фронт — это всего лишь «переход количества в качество», который можно смело назвать ползучим ликвидаторством. В целом я разделяю идейные позиции группы журнала «Прорыв», вышедшей из РКРП в 2010 г.
По моему мнению, на сегодня РКРП не состоялась как коммунистическая партия и вопрос заключается только в том, сможем ли мы её поставить на рельсы коммунизма. РКРП — это очень широкое и идейно раздробленное объединение противников капитализма, патриотов СССР и противников КПРФ, причём в этих широких партийных рамках существуют самые разные взгляды вплоть до антикоммунистических. В целом РКРП по её реальным действиям можно назвать организацией мелкобуржуазного (даже обывательского) антикапиталистического протеста.
Политика РКРП в рабочем движении представляет собой экономизм. Современный экономизм, как и экономизм, раскритикованный Лениным в работе «Что делать?», — это течение, считающее экономическую борьбу необходимой стадией развития коммунистического движения. Якобы для привлечения рабочих на сторону коммунизма необходимо, чтобы они сначала объединились в «боевые профсоюзы» и начали экономическую борьбу в её открытых и массовых формах. «Если научим людей, в том числе и собственным примером, бороться за ближние, малые цели (зарплата, рабочее место, права профсоюзов), то, может быть, они пойдут с нами и в борьбе за перспективу — за коммунизм», — эту фразу, постоянно повторяемую в выступлениях руководителей РКРП, можно считать новым-старым «кредо» современного экономизма. Особенно характерно это прорвавшееся «может быть». Люди сами не уверены в своей тактике, однако их постоянно подначивают «боевыми» призывами наши теоретики в прессе. Экономизм РКРП в своём последовательном движении дошёл до анархо-синдикализма кировской организации во главе с т. Туруло1 .
Экономизм процветает по вине полного теоретического банкротства партии, в первую очередь — её руководства. Теоретическая форма классовой борьбы, с которой вообще начинается коммунизм и в которой коммунисты сегодня терпят сокрушительное поражение от буржуазии, профанируется партией и её идейным «флагманом» — идеологической комиссией ЦК. Качество и идейно-теоретическое содержание пропаганды не выдерживает никакой критики. Газеты «Трудовая Россия» и «Мысль» не представляют интереса для сознательных пролетариев. Партия, наконец, встала на путь теоретического рекрутинга буржуазных теорий у оппортунистической группы из т. н. «Фонда рабочей академии» (отдали теорию на ненавистный аутсорсинг!) — «приведение цены рабочей силы к её стоимости», «фашизм на экспорт»2 , бессмысленное прививание тактики Компартии Греции в рабочем движении, несмотря на коренное различие условий борьбы в Греции и России.
Из-за такого плачевного положения на теоретическом фронте члены РКРП идейно всеядны, и первичные организации совсем не проводят чисток. Партия — это союз единомышленников, но если единомыслие скреплено разным пониманием неправильной на сегодняшний день программы и, как результат, несоблюдением устава, то естественно, что невозможно очищать свои ряды: непонятно, на основе чего. Партийные организации не работают на дело коммунизма, а пытаются выжить своими региональными кружками.
Если кратко изложить критику экономизма, которая подробно излагалась в «ГК» и «Прорыве», то я хочу сказать, что экономическая борьба ничем нам не поможет. Она вспыхивает там, где для этого есть объективные условия, где рабочие видят, что шанс добиться лучших условий выше, чем возможность лишиться работы за подобную попытку. Современный рабочий в массе своей — это не неграмотный вчерашний крестьянин, знания о методике организации профсоюзов и ведении забастовок сегодня доступны всем. Трудящиеся прекрасно понимают, что можно создать профсоюз и бороться, но не видят в этом смысла, держатся за то, что есть. И никак маловлиятельные организации вроде РКРП не сподвигнут их на большее. Создание же карликового профсоюза — это верный путь к его разгрому и увольнению его членов. Это в действительности означает вести своих сторонников на убой. Вряд ли это поспособствует росту авторитета коммунистов. А там, где рабочие успешно ведут экономическую борьбу, это никак не приближает их к коммунистическим взглядам. Пермская организация РКРП, как и вся партия, имеет здесь богатый опыт. Все стачкомы и рабочие активисты, работавшие с РКРП, вмиг испарялись, стоило лишь измениться конкретно их ситуации на предприятии. И это несмотря на отчаянную ситуацию 90-х и самоотверженную работу членов РКРП по организации экономической борьбы. Сегодня же, в условиях стабильности, всё ещё проще: борющиеся рабочие просто ничем не отличаются от «неборющихся» по своему восприятию коммунистических материалов.
Нужно признать то, что в марксизме было давно твёрдо установлено Лениным:
- Экономическая борьба рабочих — это составная часть капитализма;
- Если экономическая борьба рабочих происходит в открытых и организованных формах, это удобная площадка для коммунистической пропаганды;
- Экономическая борьба рабочих может быть инструментом политической атаки на буржуазное правительство, если она носит всеобщий характер или приближается к этому;
- Экономическая борьба рабочих при диктатуре пролетариата является прямым проявлением анархо-синдикализма и реакционна.
Тактико-методическим следствием экономического хвостизма в партии стала ориентация в пропаганде на «среднего» рабочего, вместо того чтобы проводить работу по выделению из рабочего класса наиболее развитой прослойки и объединять передовых рабочих вокруг коммунистической партии.
Выход для партии коммунистов один: ориентация не на агитационный протестный примитив, а на глубокую проработку вопросов теории, фундаментальную пропаганду, постепенное создание всесторонне разработанной программы коммунизма применительно к условиям 21 века. В соответствующем ключе должна строиться партийная пресса, а также вестись работа в профсоюзах и иных массовых организациях. Нельзя бояться выходить напрямую к пролетариям физического и умственного труда, к интеллигенции и молодёжи с коммунистической пропагандой. Обличения капитализма по поводу ситуации на предприятиях и прочих проблем, с которыми мы выходим к рабочим, должны вестись не с позиций протеста в духе «борись за свои права», а в плане доказательства, что это неизбежное следствие капитализма и раскрытия, каким образом эти вопросы решаются научным социализмом. Всякими протестными призывами люди у нас сыты по горло, все традиционные протестные лозунги давно уже приспособлены различными группировками буржуазии (либералами, националистами, левыми реформистами) под свои нужды. Примитивизация коммунистической пропаганды под «среднего» рабочего — это детский левый антимарксизм.
Сегодня ориентироваться необходимо на наиболее политически развитых, сознательных пролетариев и интеллигентов. Такова наша ближайшая задача — объединить на базе марксизма авангардный слой трудящихся, который составит армию агитаторов и пропагандистов, ядро будущей настоящей коммунистической партии, которую нам предстоит построить на основе РКРП. Это реальная и правильная задача на сегодня, а не генеральная линия ЦК на РОТ Фронт.
Такова моя позиция и некоторых других членов Пермской организации РКРП. Потому мы (пермские сторонники «Прорыва» и члены РКРП) издаём нашу политическую прессу, которая является фактически органом прорывовцев, — «Газету коммунистическую». Ведём пропагандистскую работу в нашем марксистском кружке. Большинство членов организации эту деятельность одобряет.
Результатом нашей работы является качественная газета. К нам приходят люди, причём не на эмоциях, а на сознательном принятии нашей теоретической позиции. Ещё более активно появляются сторонники в других регионах. Эффект заметен особенно по сравнению с тем периодом, когда Пермская организация стояла на позициях экономизма и шагала в ногу с политикой РКРП. В результате многих тысяч добросовестно написанных, напечатанных и распространённых на заводах Перми листовок с призывами к экономической борьбе к нам не пришёл ни один пролетарий. Да и для всей партии итог хвостизма печален: её численность и влияние по сравнению с 90-ми годами сократились на порядки.
На базе хвостизма в РКРП существуют и разные другие формы антикоммунистических отклонений. Ведь руководству важна лояльность «Рот Фронту», а не идейная чистота. Отсюда и объединение с т. н. «КПСС», людьми, вообще живущими в каком-то своём мире, где ещё существует КПСС и вот-вот возродится СССР. Отсюда также наличие не только в партии, а даже в её руководстве откровенных националистов. Например, один из членов ЦК считает, что русских в СССР объедали все другие народы, а для победы социализма надо активнее размножаться; другой выступает в поддержку националиста и монархиста Квачкова; тов. Гусаревич из Орла написал целую книгу в духе национализма и патриархальщины3 ; организация РКРП в Республике Коми сделала партию посмешищем всего левого рунета своим дурацким материалом про гомосексуалистов, которые «проникают в коммунистическое движение двумя способами»4 ; саратовская организация РКРП проводит совместные акции с квачковцами. И таких примеров можно привести ещё много.
Я не могу считать организацию, которая терпимо относится к подобным вещам, коммунистической партией. А вы?
Я не заявляю о выходе из РКРП и не отказываюсь от работы в ней, но свои взгляды я буду отстаивать, несмотря на любые последствия.
Я не пропагандирую и не буду пропагандировать РОТ Фронт, считая эту инициативу ликвидацией РКРП. Мы соблюли формальности, зарегистрировали отделение, но я буду настаивать на том, что издавать материалы с пропагандой РОТ Фронта нецелесообразно.
Как и вся Пермская организация, я сознательно игнорирую попытку оппортунистического руководства РКРП уничтожить критику его действий, то есть отказываюсь следовать решению Пленума ЦК от сентября 2010 г. На страницах «ГК» я и дальше буду писать то, что считаю нужным в соответствии с моей точкой зрения, а не то, что породил «коллективный разум» РКРП. Неправ этот коллективный разум — в этом я убеждён.
Примечания
- Данному вопросу была посвящена статья И. Грано «От экономизма к анархо-синдикализму». ↩
- См.: «Американский фашизм и антиамериканизм». ↩
- См.: В. Сарматов «Реакционный „социализм“». ↩
- «Гомосексуализм как инструмент империализма». ↩