На сегодняшний день «экономизм» приобрёл иную форму, но при этом сущность его не поменялась. Теперь «экономисты» призывают отказаться от актуальных задач и заняться организацией «рабочих в класс», и «в класс» в не марксистском понимании, как организованные рабочие массы, целью которых является революция, а во вполне безобидном для буржуазии смысле — рабочие, организованные в профсоюзы. Для этого они используют следующие идеи, прикрывая их цитатами классиков:
«Без сильного рабочего движения невозможна коммунистическая партия. Рабочие самостоятельно её организуют для перехода к политическим требованиям, когда окончательно убедятся в ограниченности экономической борьбы».
В этом предложении вся суть «экономизма», которая приводит к другим порокам левого движения — «активизму», «хвостизму» и «реформизму», ведь подобными высказываниями «экономисты» призывают отказаться от революционной политической повестки и перейти к борьбе в рамках капиталистической логики, выжидая того момента, когда рабочие «созреют».
— Г. Тросман. «Беличье колесо „экономизма“».
Я не я, лошадь не моя, я не извозчик. Мы не «экономисты», «Раб. Мысль» не «экономизм», в России нет вообще «экономизма». Это — замечательно ловкий и «политичный» приём, имеющий только то маленькое неудобство, что органы, его практикующие, принято называть кличкой: «чего изволите?»
— В. И. Ленин. «Что делать?»
Межрегиональный проект «Факел» — пожалуй, самая «аполитичная» из отечественных левых групп, занимающихся экономической борьбой. Если Союз Марксистов и РТФ параллельно с ней ведут какую-никакую медийную работу1 , то у «Факела» практически весь контент в Сети — это советы для рабочих и новости о забастовках. На самом деле это даже не совсем организация: если верить героям нашего сегодняшнего повествования, «Факел» имеет конфедеративную структуру; группы в составе этой конфедерации помогают друг другу в работе, не имея общего управляющего центра. Да и левых взглядов, по их словам, там придерживаются не все: объединяет людей там исключительно желание организовывать рабочую борьбу.
Наша организация традиционно обращает на «Факел» мало внимания: слишком разные у нас программа действий и целевая аудитория. Да, именно в пику «факеловцам» написаны наши старые программные статьи об экономизме и агитпропе на заводах, но это было целых шесть лет назад, когда эта организация только создавалась.
Тем не менее, недавнюю статью «Нерабочий вариант» (далее — НРВ) мы проигнорировать не смогли.
Во-первых, в ней наконец-то был дан ответ на нашу давнюю статью «Беличье колесо „экономизма“». Во-вторых, эта статья — своего рода хрестоматия аргументов «экономистов» против других групп левых и коммунистов: «политиков-активистов», «кружководов» и «теоретиков». На таком примере очень удобно разбирать, в чём «экономисты» всё-таки неправы.
Стоит сразу оговориться, что к «Факелу» работы, которые мы будем рассматривать, относятся довольно условно. Они написаны Олегом Сетуневым, членом коммунистической группы «Организация-21» (далее — «О21»). «Организация-21» откололась от РКРП в феврале 2021 года и тогда же стала частью «Факела». О том, насколько совпадают воззрения у членов О21 и остальных «факеловцев», мы судить не можем. Полтора года назад в самой О21 был всего лишь десяток человек, то есть количественно в «Факеле» они составляли явное меньшинство; более свежих данных на этот счёт у нас нет. Поэтому НРВ, а также статью «Партия нового типа 2.0» (далее — ПНТ) мы будем считать программными работами именно для О21.
НРВ стоит похвалить за достаточно сдержанный тон и удобную разбивку на отдельные тезисы. Кроме того, в статье читается ориентация на долговременную работу. Это уже заслуживает уважения: для некоторых делать то, что через полгода не даст никаких видимых результатов, — уже признак странности и оторванности от жизни. Та же обстоятельность читается и в ПНТ: как минимум на словах О21 настроена на серьёзную систематическую работу.
Однако содержательно с большей частью НРВ согласиться не получается никак. Так что придётся-таки разбирать по частям написанное ими. ПНТ мы тоже затронем, но лишь вскользь, тем более что в ней немало здравых мыслей относительно организационного вопроса.
Все цитаты без указания источника, приведённые далее, взяты из НРВ; в силу особенностей вёрстки давать ссылки на конкретные страницы этой работы не представляется возможным.
Сразу отметим, что разбирать здесь вопросы о тактике самой экономической борьбы мы не будем: это вопрос частный, и в этом О21 вдобавок наверняка понимает больше нашего.
* * *
Добавление от 18.03.2024 г.
Небольшая терминологическая ремарка.
Экономизм — это течение в коммунистическом движении, имеющее целью усиление коммунистического движения через экономическую борьбу. Эту практику бичевал Ленин, ей оппонируем и мы.
Профсоюзный активизм не равно экономизм. Если человек ставит для себя самоцелью организовывать рабочую борьбу, хочет, чтобы рабочие жили лучше, но не ссылается при этом на пользу для коммунистического движения, у нас нет к нему вопросов. К примеру, лидер МПРА Алексей Этманов — не «экономист», потому что он не участник коммунистического движения, его действия соответствуют поставленной им цели — улучшать условия труда рабочих. Ради этого он, заметим, готов был дружить с любыми «политиками» от РКРП до «Яблока».
При этом мы не отрицаем, что для эффективного формирования рабочего движения, помимо условий, нужны инициативные и умные люди, которые смогут применять чужой опыт для увеличения эффективности борьбы. Но для рабочих нет никакой разницы, является ли такой человек коммунистом. Однако если коммунисты пытаются заменить собой рабочих активистов, они отрывают себя от собственно коммунистической работы, для которой всегда не хватает людей: теоретической, образовательной, агитационно-пропагандистской, построения организации.
При этом экономизм как средство агитации неэффективен, «экономическая борьба не перетекает в политическую», помощь в организации рабочего коллектива никак не способствует тому, чтобы этот коллектив оказался связан с коммунистическим движением. Политическая борьба, которая может вытекать из рабочей борьбы самой по себе, — не коммунистическая, а социал-демократическая. Так как мы оцениваем явления именно с точки зрения пользы для коммунистического движения, мы считаем экономизм сугубо отрицательным явлением. Рабочие способны организоваться и без коммунистов, когда для того будут подходящие условия, и сами выдвинуть из своих рядов инициативных активистов, как и бывало всегда в мировой истории. Слабость рабочего движения в современной РФ в первую очередь связана не с нехваткой активистов, а с длительной стагнацией её экономики.
Отдельно отметим, что коммунистическая агитационная работа в организованных рабочих коллективах не является экономизмом, но на сегодняшнем этапе в РФ её ведение затруднено как в силу отсутствия дееспособной компартии, так и в силу слабости рабочего движения.
Разумное, доброе, вечное
В ПНТ, на самом деле, очень много здравых мыслей. Со слов представителя организации, ПНТ была написана ещё в период членства в РКРП — и, очевидно, в пику царящим в ней порядкам. Этих порядков в своё время и основатели LC как члены той же партии хлебнули с лихвой. В качестве их отрицания они в далёком 2010 году и начали формировать собственную программную линию, которая в основе своей сохраняется у нас и сейчас. Как и мы, члены О21 сделали своим принципом «быть, а не казаться», и это не может не делать им чести.
Как и следует из названия, в «Партии нового типа 2.0» предлагается ряд принципов организационного строительства. И многие из них прочим левым было бы неплохо взять на вооружение:
- в партии должно быть идейное единство, а не широколевая вольница;
- партия должна строиться «сверху вниз», от идейно единого и сплочённого ядра, а не через слияние равноценных низовых групп;
- внутри партии нужна буферизация: должны быть полноправные и неполноправные члены. Интересно, что О21 заменяет системой неполноправия традиционный институт кандидатов. Член партии не может снова стать кандидатом. В неполноправные члены же можно перевести человека, который вынужден отойти от дел: «подтянется — вернётся»;
- до достижения значительных масштабов (порядка тысяч человек) коммунистическая организация должна иметь в первую очередь не территориальное, а отраслевое деление: это позволяет членам организации, находящимся в разных регионах, эффективно работать вместе над общеорганизационными задачами, а также способствует укреплению централизма и борьбе с местечковой групповщиной;
- необходима серьёзная работа с кадрами:
- тщательный отбор людей при приёме в организацию;
- оценка членов по их работе и вкладу в общее дело, недопущение членства тех, кто не выполняет в организации никакой работы;
- поручение людям работы, соответствующей их профессиональным и личным качествам;
- способствование адаптации людей в коллективе, воспитание в них чувства локтя, дисциплины и коллективной ответственности (в хорошем смысле слова);
- выработка привлекательной коллективной идентичности: партиец должен гордиться своей партией и дорожить членством в ней;
- распространение установки на коммунистическую требовательность, то есть на то, чтобы каждый член организации был строг как к себе, так и к товарищам по организации в вопросах, относящихся к коммунистической работе;
- деятельность должна быть целенаправленной и опираться на единый стратегический план;
- люди должны делать в первую очередь то, что нужно организации и коммунистическому движению в целом, а не то, что им больше нравится;
- при принятии коллективных решений у каждого должна быть не только возможность, но и обязанность говорить, с чем он не согласен, каждый должен отстаивать свою точку зрения в дискуссии;
- общеорганизационный печатный орган — эффективное средство сплочения группы;
- вступать в политические союзы есть смысл лишь тогда, когда сможешь использовать их к выгоде организации, а для этого надо самому обладать силой;
- агитационные мероприятия могут быть эффективны, лишь если они достаточно хорошо обеспечены технически: к примеру, акции протеста должны проводиться только при заведомо приемлемом уровне их безопасности для участников и достаточном освещении их в медиа;
- необходимы хотя бы базовая конспирация и осторожность во взаимодействии с другими организациями.
Также в ПНТ верно отмечено, что сегодня нет революционной ситуации и на текущем же этапе как протесты, так и участие в выборах малоэффективны в качестве средств агитации. При этом в таких условиях, как совершенно правильно пишет О21, всё же нужна коммунистическая работа, а именно подготовка кадров для создания партии и работа с населением, готовящая людей к будущим классовым битвам.
Наконец, О21 противопоставляют себя РКРП по таким вопросам, как политическое реконструкторство и (в НРВ) поддержка СВО.
Что же у них, на наш взгляд, не так?
- Выделение фабрично-заводских рабочих (ФЗР) как особо важной для пропаганды группы на текущем этапе.
- Выделение рабочей (профсоюзной, экономической) борьбы как основного средства коммунистической агитации — соответственно, в первую очередь среди рабочих, причём, опять же, на текущем этапе.
- Отношение к обучению марксистов как к подготовке «ремесленников от пропаганды», а не как к всестороннему образованию.
- Пренебрежительное отношение к теоретической работе, сведение её до уровня составления справочников.
Конечно, мы не сходимся ещё и по вопросу о демократическом централизме, но в этот раз мы обойдёмся без подробного разбора этой темы. Отметим лишь то, что многие указания в ПНТ не очень-то сочетаются с демцентрализмом: построение организации начиная от ядра, недопущение в ней пассивности, соглашательства и манипуляций, формирование идейной сплочённости. При голосовании они вводят норму в ⅔ голосов для принятия стратегических решений — это своеобразная полумера вместо нашего консенсуса, которая должна помочь избежать манипуляций и обеспечить наличие дискуссии; туда же — вышеупомянутая буферизация… В общем, опыт РКРП и тут явно учли. Жаль, не дошли в его переосмыслении до конца, то есть до научного централизма.
Люди с большой буквы
Для начала стоит поговорить о том, что работа с фабрично-заводскими рабочими (ФЗР) — якобы первейшая и важнейшая цель коммунистов при любом и, в частности, текущем раскладе. Идти в остальные слои населения О21 также считает нужным, но «по остаточному принципу» и, видимо, не сегодня2 . Собственно, именно пропаганда среди ФЗР — основная деятельность О21 и, шире, «Факела».
Да, работники крупных заводов, транспорта и связи играют важнейшую роль в функционировании системы капитализма: к примеру, всеобщая забастовка железнодорожников — огромный удар по экономике. Да, ФЗР в среднем достаточно сплочены в рамках коллектива из-за специфики своего труда. Конечно, всеобщая забастовка банковских служащих тоже может возыметь весьма солидный эффект, а труд современных ФЗР временами организуется так, что они практически не контактируют друг с другом и речь о сплочении идти не может. Тем не менее, российская коммунистическая партия XXI века при массовой агитации, по-видимому, в первую очередь будет ориентироваться на рабочих.
Коммунистическая. Партия.
Какова сейчас наша цель? Может, создать большую сеть сторонников, которые могут при этом просто хорошо относиться к коммунистам, не планируя систематически заниматься партийной работой? Ведь именно это нужно, чтобы устроить взбучку ненавистному буржуазному классу!
Ну уж нет, увольте. Чтобы строить такую сеть, а не делать вид, что строишь её, сначала нужно, чтобы партия была. Без каких-либо оговорок. Тут вопрос не только в эффективности самой агитации, но и в том, что эти массы кто-то должен куда-то направлять. Если для этого нет ни достаточного количества компетентных кадров, ни подходящей для массовой работы структуры организации, ни верной программы (а эти три момента и определяют партию), то получится «движ ради движа».
Партии у нас нет. Строить же её именно из ФЗР совершенно не обязательно: тут подойдут все, кто сможет быть полезен общему делу, независимо от происхождения и социального положения. И в основном, по опыту, сейчас это не ФЗР, а служащие и студенты3 .
Мы, конечно, совершенно не против того, чтобы коммунистическое движение пополнялось заводскими рабочими. Но, во-первых, это сейчас не самая благодатная почва для работы. А во-вторых, О21… не хочет, чтобы наиболее активные из рабочих, с которыми они взаимодействуют, приходили к ним в организацию!
Апология невежества
«…не ведя работы в коллективах, привлекая людей только через медиа и обучение, коммунистическая организация рискует привлечь только наиболее развитых рабочих, способных быть неформальными лидерами в своих коллективах. При этом, вовлекая их в среду активистов, такая организация будет отрывать их от коллег. Потенциальный неформальный лидер, заинтересовавшись марксизмом, начнёт общаться с другими марксистами, но общаться с товарищами по цеху ему будет уже неинтересно. В итоге возникнет и усилится разрыв между потенциальными лидерами, мы обретём отличных товарищей, но потеряем влияние на массы. А не имея влияния на массы, мы рискуем отдать её в руки реакции или, в лучшем случае, левых реформистов».
Сразу стоит обговорить один момент. Не стоит смешивать понятия: надо разделять неформальных лидеров и политически сознательных рабочих. «Заводилы» коллектива могут быть полностью аполитичными и совершенно иммунными к политической пропаганде, а потенциальные коммунисты часто занимают маргинальное положение, являются «лишними людьми». В статье тов. Семецкого вопрос о маргиналах и коммунистическом движении раскрыт весьма подробно, хотя речь там и не конкретно о рабочих коллективах.
Но если читать то, что написано, то мы видим вопиющие вещи. Обучение передовых рабочих марксизму оттягивает их от коллектива? Делает их коммунистами, вместо того чтобы они были рабочими? Это же буквально апология невежества!
Конечно, если на завод приходит сторонний агитатор и с порога зазывает всех вовлекаться в «красное дело», то никто его не послушает. Если же кто-то откликнется, остальные начинают на такого смотреть, как на дурачка — на стриме О21 сама привела такую иллюстрацию в поддержку своего тезиса. Да и в НРВ это упомянуто:
«…чаще всего мы имеем дело с негативным предубеждением, сформированным буржуазной пропагандой <…> Это значит, что идти к рабочим от имени коммунистов с серпами-молотами — значит усложнять или даже полностью исключать дальнейшее общение с многими рабочими. А чтобы преодолеть предубеждение, коммунист должен сначала заслужить доверие, создать личный положительный образ, который будет убедительнее, чем картинка, нарисованная буржуазной пропагандой. Отсюда же следует ещё и то, что открытая коммунистическая пропаганда хотя и позволяет установить контакт с сочувствующими рабочими, но она же и отрывает этих рабочих от окружающей их рабочей массы, имеющей другие политические взгляды».
Но зачем так вести агитацию?!
А вот если всё это делать осторожно, с выявлением наиболее передовых людей и индивидуальным подходом к ним, — это будет другое дело. В конце концов, этим распропагандированным рабочим вовсе не обязательно во всеуслышание кричать, что они коммунисты: гораздо лучше подводить товарищей к нужным мыслям мягко и ненавязчиво. Правда, лучший способ таких людей найти, если они до сих пор не пришли в «движ» самостоятельно через медиа или ещё как-то, — не стоять с газетой у проходной, а таскаться через эту самую проходную на соседнее рабочее место.
Проще говоря, агитация должна вестись не извне, а изнутри коллектива. Конечно, сменить рабочее место и сам род деятельности — это очень серьёзный шаг, который не каждому под силу. Но почему бы для начала не «завербовать» в организацию одного человека из рабочего коллектива и не вести работу через него?
Разумеется, мировоззрение передового рабочего, который постигает первые азы марксизма, и вправду начинает меняться. Безусловно, в первое время это может отдалить его от коллектива. Но только в первое время, пока у человека ещё не схлынула эйфория от начала обучения, пока ещё он не смог до конца сопоставить то, с чем он столкнулся при обучении, и то как всё это проявляется в его повседневной жизни. И да, в этот период бывает лучше помолчать, чтобы, так сказать, сойти за умного.
Тем не менее, человек, который каждый рабочий день появляется на своём рабочем месте, не перестанет понимать коллег, с которыми он регулярно видится и которые выполняют ту же работу. Воздействия на него остаются теми же самыми, проблемы — тоже, он лишь начинает несколько иначе осмыслять всё это.
Более того, именно человек, который одновременно понимает местную рабочую специфику и обладает сколь-либо развитым марксистским мировоззрением, способен вести наиболее эффективную пропаганду. Он гораздо лучше понимает потребности своих коллег, чем человек со стороны, тем более что сам прошёл через то же самое. Ему лучше известны и их личности: тому на всё плевать, этот неисправимый фанатик, а вон с тем можно попробовать поработать.
Так что привлекать в коммунистические организации передовых рабочих и обучать их — одна из первейших задач марксистов. Именно это в перспективе способно стать заделом для более массовой работы на предприятиях. Это, кстати, справедливо также в отношении служащих и студентов. Если же вы выступаете за то, чтобы коммунистическая пропаганда велась в рабочих коллективах только извне, то есть в первую очередь студентами и служащими, которые знают местную ситуацию хуже ФЗР и не очень-то вхожи в рабочие коллективы, больших результатов вы не добьётесь.
Это к вопросу о пресловутой «оторванности левых от рабочего класса» (в смысле понимания чаяний и психологии, а не предательства объективных интересов), за которую тов. Сетунев, кстати, тоже бичует «диванистов»: мол, «отрываются от массы, замыкаясь в левацкой тусовке». Правда, расхожая фраза про отрыв от масс — она в большей степени про то, что разные слои рабочего класса живут по-разному, чем про то, что коммунисты в принципе существуют в информационном пузыре.
Большинство коммунистов сегодня — студенты и служащие. Большинство служащих же с точки зрения политической экономии — такие же рабочие, как и ФЗР. Проблемы своей социальной группы и профессии коммунисты, относящиеся к ним, вполне себе понимают: это же не праздные дворянчики, в конце концов. Студенты — это, конечно, немного другое, так как в трудовые отношения они в массе своей не вовлечены. Тем не менее, по окончании обучения и из них в основном выходят именно рядовые наёмные работники, а не «элита общества». К тому же университеты хоть и не составляют экономическую основу капитализма, но страдают от него не сильно меньше фабрик.
Пока партия формируется, в неё необходимо стягивать всех, кто сможет в ней эффективно работать и будет при этом верен ей и коммунистической идее в целом. И тем, кто работает среди служащих или студентов, стоит вести пропаганду там же: в том слое, от которого они не оторваны.
Проблема, однако, не только в том, что у нас нет партии.
Мифология оптимизма
Рабочее движение коммунистам имеет смысл «обрабатывать» лишь тогда, когда оно уже существует и проявляет активность. Да, мы всё ещё считаем, что коммунистической партии надо не «организовывать рабочих» (для экономической борьбы), а идти к организованным рабочим. Потому что экономическую борьбу стимулируют объективные процессы, а не активисты. О21 это и сама признаёт, правда, с множеством оговорок:
«Верно, что условиях экономического спада рабочим тяжелее использовать экономическое давление на работодателей. Когда заказов мало, сокращение производства не так сильно бьёт по нему, а непокорных уволить проще. Кроме того, для рабочих риск увольнения становится более серьёзным, т. к. найти новую работу будет сложнее».
То есть О21 осознаёт: рабочее движение слабо именно по объективным причинам, из-за отсутствия роста экономики, а профсоюзно-ориентированным коммунистам работать особенно и не с чем, так как боевых профсоюзов нет. Но это её не останавливает. Почему же?
Один из главных аргументов наших «экономистов», который они считают железобетонным обоснованием для своей практики, звучит так: «Коммунисты могут завоевать рабочее движение, только если росли вместе с ним и в спайке с ним».
«Что касается альтернативы развитию коммунистического движения вместе с рабочим, читатель сам может оценить, насколько реалистичны мечты прийти и разом возглавить рабочее движение только благодаря книжному знанию марксистской теории. При том в условиях, когда это движение годами развивалось без коммунистов, зато с участием различных буржуазных сил от КПРФ до навальнистов».*
*А. Навальный включен в список террористов и экстремистов
Именно этим они обосновывают то, что даже сейчас надо идти к рабочим. Мол, рабочие нас запомнят, рабочие в случае чего пойдут за нами, а не за всякими диванными экспертами!
Прекрасная иллюстрация ложности этого тезиса была представлена в интервью на канале «Station marx» от 2019 года с Иваном Лохом, лидером российской секции Международной марксистской тенденции и участником несистемной левой оппозиции с конца 1980-х. Он рассказал о том, что рабочие, принимавшие участие в захвате Выборгского ЦБК в 1998 году, полтора десятка лет спустя практически ничего не помнили о подробностях этого события — и речь даже не о рядовых участниках! А ведь это было, пожалуй, крупнейшее выступление рабочих в ельцинской России, на которое коммунисты тогда чуть ли не молились!
Можно, впрочем, привести и более близкий читателю пример. Много ли вы навскидку припомните подробностей коснувшейся каждого пандемии COVID-19 сегодня, через два года после её окончания? Конечно, совсем о ней ещё не забыли, а кого-то (как правило, ковид-диссидентов) эта тема до сих пор живо волнует. Но, согласитесь, среднему человеку вспомнить многие моменты уже будет непросто, да и былых эмоций это теперь не вызовет.
И вы считаете, что у вас всё пойдёт не так? Оптимисты вы, товарищи, неисправимые оптимисты…
На это можно было бы возразить, например, что в деревне, где в начале 1870-х занималась агитацией Вера Фигнер, её помнили и во времена Октября. Только вот Фигнер в той приволжской глуши была яркой звездой на фоне полного информационного вакуума. Вам и нам, товарищи, такое определённо не светит.
Так что вот этот отрывок — не более чем манипуляция, опирающаяся на «самоочевидные вещи», которые практикой не подтверждаются:
«…читатель сам может оценить, насколько реалистичны мечты прийти и разом возглавить рабочее движение только благодаря книжному знанию марксистской теории. При том в условиях, когда это движение годами развивалось без коммунистов, зато с участием различных буржуазных сил от КПРФ до навальнистов».
А как, извините, большевики в семнадцатом переагитировали в свою пользу массу крестьянства, среди которого много лет правили бал эсеры?
Человек в момент кризиса, как правило, идёт не за старыми знакомыми (если, конечно, речь не о близкой дружбе). Он идёт за теми, кто лучше других сможет его заагитировать здесь и сейчас. Большинство людей не имеют и не будут иметь твёрдой политической позиции, они будут шататься вместе с изменением ситуации, основываясь на собственных интересах, как они их понимают. Отрицать это — значит обманывать себя и других, принимая желаемое за действительное.
Кстати, насчёт «только книжного знания» в цитате выше налицо подтасовка. Каждый коммунист действительно обязан учиться работать с людьми и вообще получать практические навыки, такие как способность находить подход к незнакомым людям и умение парировать аргументы в споре. Только вот это совершенно не обязательно подразумевает именно участие в работе с рабочим движением или в его организации. Об этом мы чуть ниже поговорим более подробно.
* * *
Хоть чуть-чуть помочь рабочему движению сформироваться в О21 тоже, конечно же, хотят. Да, при обсуждении «Беличьего колеса» О21 пишет об обратном, соглашаясь с автором из LC:
«Целью коммунистов при работе в рабочем движении является не развитие движения самого по себе, а расширение влияния коммунистической партии на него, главным образом, через вовлечение в партию передовых рабочих».
Но далее этому всё противоречит. Противоречит всё оппонирование тезису «Рабочее движение должно сначала развиться само…» в НРВ, например. Противоречит и то, что всю работу в качестве органайзеров О21 собирается взвалить на себя.
Так что помогать всё-таки хотят. Даже если это заведомо капля в море. Но это уже нельзя назвать иначе как самоудовлетворением, которое смыкается с рабочемыслевским «желательна та борьба, которая возможна, а возможна та, которая идёт в данную минуту»4 .
Конечно, они говорят:
«…коммунисты не пытаются „развить рабочее движение“, они развиваются вместе с ним. В силу масштаба рабочего движения и множества стихийных факторов, влияющих на его развитие, коммунисты не могут ставить себе достижимые цели по его развитию. Но это не значит, что участвуя в рабочем движении коммунисты не могут использовать каждый шаг его развития для развития движения коммунистического».
Но в чём будет состоять это развитие коммунистического движения, О21 не раскрывает. Видимо, считает тезис очевидным.
Сразу оговоримся: мы не отрицаем, что нарастание экономической борьбы пойдёт коммунистам на пользу. Рабочие — наша потенциальная массовая база — при этом будут привыкать к организованным коллективным действиям и учиться отстаивать свои интересы. В каждом отдельном случае успешная экономическая борьба, правда, может давать рабочим иллюзию того, что всё можно решить здесь и сейчас, «снимать напряжение», но общая тенденция здесь всё-таки будет положительной. Только вот это не про развитие коммунистического движения, а про объективные условия его работы. А у О21-то речь именно о комдвижении!
Быть может, речь о количественном росте?
Если так, определённый смысл в подобном заявлении есть. Рост рабочего движения сам по себе, однако, способен дать коммунистам лишь массовку из «поддержантов», которые не то что марксизма не знают, а и к коммунистическим идеям в целом относятся в лучшем случае с сочувствием. Наличие такой прослойки населения — это вовсе не плохо: сторонники и деньги ещё никому не мешали. Только вот её наличие имеет смысл для коммунистов, лишь когда среди них есть те, кто смогут направить ресурсы в конструктивное русло, то есть когда собственно коммунистическая организация уже сформирована и обладает научно обоснованной программой действий. А формирование ядра организации и выработка программы — процессы, не завязанные на рост рабочего движения непосредственным образом.
При этом массовая политическая (!) агитация сама по себе предполагает, что партия уже есть. Что есть программа, что есть подготовленные кадры — причём как минимум в руководящем звене это должны быть люди, понимающие марксизм, а не кое-как усвоившие общие его положения из методичек. В противном случае мы неизбежно получим кустарщину и не сможем привлечь к себе людей — об этом мы, кстати, ещё поговорим. А ведь растущее рабочее движение, если не проводить массовую политическую агитацию, легко может уйти к правым или к либералам, а то и вовсе остаться принципиально аполитичным. По умолчанию-то мы для них ничем не лучше прочих политических сил. Мы даже кое в чём хуже: денег-то у нас нет!
При этом мы снова напомним О21, что рост рабочего движения — процесс объективный. Так что даже если где-то и существовала бы «та самая партия», сегодня, в период затишья на рабочем фронте, пытаться «стимулировать рост коммунистического движения» таким образом для неё не имело бы смысла.
Может, речь о росте качественном?
Судя по контексту, здесь развитие могло бы идти в двух направлениях. Первое — зарабатывание авторитета на экономической борьбе, та самая «связь с рабочим движением», которая якобы должна потом сыграть коммунистам на руку; об этом мы уже поговорили. Второе — то, что марксисты учатся работать с населением, на чём тов. Сетунев останавливается отдельно:
«Что такое действительное влияние революционной организации? Это способность вовлечь людей в революционную борьбу, борьбу политическую. Чтобы вовлечь человека в такую непростую и опасную борьбу, обычно необходимо, чтобы он имел смелость участвовать в борьбе и имел какие-то навыки. Без навыков легко обжечься и бросить. Смелость и навыки люди приобретают, главным образом, через опыт участия в борьбе. Это может быть опыт профсоюзной борьбы, участия в социальных, экологических и иных движениях.
Поэтому есть только два способа получить такое влияние: вовлекать в деятельность организации людей с таким опытом, либо давать нарабатывать этот опыт людям, уже вовлечённым. Оба способа становятся доступными, если организация ведёт работу в профсоюзах и общественных движениях».
Конечно, такая работа и вправду способствует выработке некоторых полезных навыков. Те же публичные выступления перед рабочей аудиторией и изучение подходов к людям из других социальных слоёв — практика полезная и для преодоления зашоренности, и для расширения кругозора, и для приобретения специфических умений. Мы не считаем подобную работу приоритетной сейчас, но в целом это важно.
Вот только идти к рабочим и помогать им с экономической борьбой (равно как и таскаться по митингам) исключительно ради практических навыков не обязательно. Если посредством этого не выходит эффективно агитировать людей не только в пользу коммунизма, но и в пользу экономической борьбы, стоит ли делать это только ради тренировки? При том, что это весьма трудозатратно и часто небезопасно, о чём пишет сама О21 в НРВ?
Не лучше ли искать более безопасные и удобные варианты? Учиться драться надо в спортивных школах, а справляться со стрессом — на работе и, если нужно, у психолога. Для получения опыта публичных выступлений куда лучше подходят клубы дебатов, а для поиска подходов к фабрично-заводским рабочим — к примеру, соседи (особенно если вы живёте не в человейнике на пять тысяч квартир). Тоже тренировка, а нарваться на неприятности куда трудней.
Здесь мы встречаем возражения со стороны О21:
«…сколько времени своей активной работы на коммунистическое движение вы готовы гарантировать? 5–10 лет? Или через пару лет есть риск выгореть или уйти в решение семейных проблем? А сколько из этого гарантированного времени вы готовы учиться самоорганизации по одному направлению, а потом работать по рабочему направлению? Так, чтобы успеть переучиться и довести дело до какого-то результата? Рискнём предположить, что за этим возражением нет настолько долгосрочного плана действий. Скорее тут подходит шутка, что «отложим» — это худшая форма отказа».
Трудно спорить с тем, что много людей уходит из движения в быт, немало и выгорает. Но давайте будем честными: сегодня те, кого хватает лишь на год-другой — не те люди, на кого может опираться коммунистическое движение. Потом, в более-менее массовой партии, отношение к ним, пожалуй, будет другим — но это будет потом. А сейчас нам нужны именно те, кто останется с нами всерьёз и надолго, а значит, сможет позволить себе получать такие навыки «в фоновом режиме».
«Из другого направления можно извлечь ценный опыт. Но не весь опыт универсально применим и многое из работающего в одной сфере неприменимо в другой, а бездумно переносить подходы попросту вредно».
Конечно, в каждом конкретном случае есть специфика, с этим не поспоришь. Но считать, что опыт из одной сферы совсем не применим в другой, было бы натяжкой. И да, коммунисты при любом раскладе ставят своей итоговой задачей политическую, а не экономическую агитацию. У неё, что, нет своей специфики?
Кроме того, нельзя забывать и о том, что развитие навыков агитации у кадров — не единственная «зона роста» коммунистического движения. Коммунисты должны заниматься самообразованием, формированием структур своей организации, развитием теории и анализом обстановки. И в настоящее время эти задачи не менее, а более важны, чем научение людей агитработе. Не будет обученных кадров, структур, программы — всё остальное будет не нужно, потому что тогда не появится и партия.
Это как раз про «делать следует не то, что хочется, а то, что требуется», о чём неоднократно говорится в НРВ:
«…абсурдно считать, что коммунисты должны заниматься лишь тем, что им нравится, к чему лежит душа. „Для души“ существуют хобби, а деятельность в коммунистической организации посвящена достижению известной цели и подчинена объективной необходимости определённых действий для достижения этой цели».
Правда, почему-то этот принцип в О21 применяют только к работе с профсоюзами, а в отношении теоретической работы выдают прямо противоположное:
«…к коммунистическим взглядам приходят не только люди, имеющие желание и возможность стать теоретиками. И даже если предположить, что важнее всего сейчас работа теоретиков, слишком расточительно выбрасывать всех нетеоретиков за борт движения и не включать их в работу с рабочим классом».
Если мы ставим на первое место теоретическую работу, мы должны подчинять работу всех членов организации целям развития теории и распространения выработанных нами знаний. Направлять их на «работу с рабочим классом» сейчас, в период затишья, — разбазаривание сил. Но это в О21 такой вариант почему-то по умолчанию выносится за скобки.
Какие-то двойные стандарты получаются, не находите?
Во имя Вселенной и хлебной корочки
Но забудем на минуту о том, что партии нет. Допустим, она есть и для неё уже имеет смысл работать с аполитичной массой. Это, однако, не решает всех проблем документов О21.
Так, товарищ Сетунев пытается убедить нас, что экономическая борьба (точнее, органайзинг) более эффективна в отношении привлечения ФЗР со стороны к коммунистическим идеям, чем иные варианты пропаганды.
Предлагаемая им схема такая:
«1. Установление контактов с рабочими через распространение неполитической рабочей газеты. При этом газета является не столько средством агитации, сколько поводом для знакомства и общения по вопросам трудовых прав и интересов рабочих и борьбы за их соблюдение.
2. Активная работа коммунистов в ходе формирования профсоюза и проведения кампании борьбы. В ходе этой работы укрепляются связи коммунистов с рабочими, растут доверие рабочих и авторитет коммунистов.
3. Коммунисты в беседах с рабочими неизбежно касаются политических вопросов. При этом сложившиеся доверительные отношения позволяют пробить стену предубеждений и вызывают у рабочих интерес: „почему это дельный товарищ говорит правильные вещи и при этом считает себя коммунистом? Может быть, что-то в этом есть?“ Интерес направляется на существующие популярные материалы по марксизму, рабочим предлагают посетить лекции или занятия кружка.
4. От знакомых коммунистов рабочие узнают и о коммунистической организации, о работе, которую она ведёт. Им предлагают оказать организации помощь, выполняя мелкие поручения или хотя бы рублём. Рабочие начинают втягиваться в орбиту коммунистической организации, с ними начинается кадровая работа как со сторонниками».
Хорошо, газета — это не устаревшее средство агитации, а повод завязать знакомство. Это даже звучит как что-то осмысленное. Правда, встаёт вопрос, насколько такой трюк эффективен. Разве у рабочих не возникает вопроса, с какой радости люди со стороны решили помогать им с экономической борьбой?
А вот то, что огромной массе людей, особенно из тех, что попроще, политические вопросы неинтересны в принципе либо интересны на уровне «ну, я за Россию» — это проблема. Сам этот факт в О21, надо сказать, прекрасно понимают. Так вот, чтобы такой человек начал к тебе прислушиваться, нужно стать для него чем-то большим, чем «какой-то мужик, который нам с забастовками помогает». Нужно стать для него другом или чем-то в этом роде. Такой уровень контакта проще всего достигается внутри коллектива. И, разумеется, с такими есть смысл работать, только если исчерпана более благодатная почва — то есть уже заагитированы те, кто задумывается о политике сам.
Важно заметить, что экономическая борьба, если верить вышеприведённой схеме, лишь создаёт фон для личной агитации. Вовлечение всего коллектива в коммунистическую организацию не предполагается. Комагитация в ПНТ ограничивается тем, что там предусмотрена «возможность свободного приглашения желающих на курсы, разъясняющие с марксистских позиций основы классовой теории и политэкономии»5 .
При этом говорить о том, что именно тема экономической борьбы наиболее перспективна с точки зрения агитации людей в сторону коммунизма, нам кажется принятием желаемого за действительное. В НРВ даже цитата Ленина на этот счёт приведена:
«Верно ли это, что экономическая борьба есть вообще „наиболее широко применимое средство“ для вовлечения массы в политическую борьбу? Совершенно неверно. Нисколько не менее „широко применимым“ средством такого „вовлечения“ являются все и всяческие проявления полицейского гнёта и самодержавного бесчинства, а отнюдь не такие только проявления, которые связаны с экономической борьбой».
Таким образом, аполитичных рабочих экономическая борьба в коммунистическое движение не вовлечёт, а в случае всех прочих возможны другие подходы в области личной агитации, которая сейчас и является приоритетной и наиболее эффективной.
Но у О21 в итоге во главе угла всё равно «работа с рабочим движением», то есть с профсоюзами и в интересах профсоюзной борьбы. Может, конечно, у О21 на этот счёт есть специфический опыт — это, мол, работает в качестве средства агитации, а прочее не работает, мы проверили. Но наш опыт общения с людьми из разных слоёв общества, в том числе и с рабочими на заводах (а когда-то основатели LC, как и прочие члены РКРП, по заводам ходили, да и ФЗР в наших рядах есть-таки), показывает, что эффективными могут быть самые разные вещи: главное понять, какая у человека система потребностей и где они не удовлетворены.
И, надо сказать, чаще всего в наших палестинах люди готовы терпеть и дрянные условия труда, и маленькую зарплату, ну или во всяком случае принимать само существование этого явления (хотя бы у других людей) как нечто должное: мол, так всегда было и всегда будет, а когда совсем невмоготу, надо искать другое место работы. Цеплять людей, у которых в голову вбит этот постулат, надо за другие ниточки. Тогда клубок противоречий у них в мозгах, может быть, и расплетётся.
* * *
Но нам возразят: мы ставим своей целью вовлекать в дело сплочённые рабочие коллективы целиком! Точнее, сперва эти коллективы формировать через органайзинг, а потом вовлекать в работу, вот!
«Есть большая разница между тем, чтобы превратить в коммуниста обычного человека и неформального лидера в том или ином коллективе. Простой человек может помочь делу коммунизма только своими собственными силами, неформальный лидер же может повести в нужном направлении целый коллектив. А множество неформальных лидеров поведут за собой массу, подобно сержантам, на которых держится армия».
Тут встаёт вопрос: в какое дело вы планируете вовлекать целые коллективы? Это при том, что вы прямо заявляете, что их лидеры в вашу организацию не должны входить, а приводить к вступлению рабочих в неё должна личная агитация? Выходит, коллектив в целом для коморганизации — это в лучшем случае «поддержанты извне»? (В чём, в таком случае, их отличие от насмотревшихся левых блогеров ребят, которым делать хоть что-то, кроме болтовни о коммунизме за рюмкой чая, вечно недосуг?) При том, что никакой видимой массовой политической активности ни за какими рабочими коллективами не числится? Неужели… всё ваше «дело» и ограничивается экономической борьбой?
Нет, вы, конечно, можете сколько угодно говорить, что вы не «экономисты», потому что вы-де не просто организуете рабочих для экономической борьбы, а используете эту борьбу как повод для коммунистической агитации (повторюсь, даже не пытаясь вовлекать наиболее активных рабочих в организацию). Этому в НРВ посвящён целый пункт, как раз тот, где ведётся полемика с нашим «Беличьим колесом». И абстрактно такое определение даже будет правильным: такого рода пропагандистская работа не является экономизмом.
Но это будет иметь хоть какое-то значение, только если коммунистические идеи в среде рабочих действительно распространяются, причём лучше, чем без «профсоюзки». Если это всего лишь отговорка для виду, а по факту профсоюзный органайзинг является у вас самоцелью, то это не считается. И мы что-то сомневаемся, что в условиях, когда и с индивидуальной пропагандой среди работников умственного труда всё плохо, вы, такие молодцы, успешно ставите на место мозги целым коллективам заводских рабочих. Даже просто на уровне «коммунистическая идея — это здорово». Рады были бы ошибиться, но что-то нам подсказывает, что ошибки тут нет. В конце концов, комагитация у вас сводится к всё той же индивидуальной обработке наиболее заинтересованных, просто в чуть изменённых условиях… наличие которых для такой обработки совершенно не обязательно. А если так, то «экономистами» вас называть мы имеем полное право.
Да-да, мало на словах соглашаться с тезисом «без политической пропаганды и агитации за вступление в коммунистическую партию участие коммунистов в экономической борьбе не имеет особого смысла». Надо ещё и сделать так, чтобы на фоне экономической борьбы имелся массовый агитационный эффект. А если всё ограничивается курсами для желающих, то это, извините, профанация и трата ресурсов почём зря.
Впрочем, это действительно всё ещё лучше, чем попытки достучаться до рабочих через РКРП-шные краснознамённые митинги у проходных и зазывание всех в партийные ряды прямо с порога. В условиях дискредитации коммунистической идеи мы не можем не согласиться с тем, что агитацию надо начинать осторожно. И, повторимся, самый верный способ начать это делать без лишних проблем — самому работать на предприятии, а не приходить на него извне.
* * *
Раз уж пошла речь о «ярлыках», скажем и о том, что О21 яростно отрицает то, что органайзинг, взятый сам по себе, без политработы, есть вариант хвостизма. Мол, хвостизм — это когда вы идёте за чужими требованиями (как, например, сервисные профсоюзы), мы же помогаем рабочим самим сформулировать требования и ведём их за собой!
«…органайзер не встраивается в хвост стихийного движения. Наоборот, он возглавляет процесс организации трудового коллектива. Он вскрывает зреющее стихийное недовольство и направляет его не на бунт, а на постепенную осторожную организацию коллектива. Это не романтический порыв влиться в борьбу, а методическая, даже рутинная работа на будущий результат, на то, чтобы вспышка гнева стала не стихийным бунтом, а хорошо спланированной и организованной кампанией с чётким пониманием целей и средств их достижения».
Но дело-то не в том, кто сформулировал требования, а в том, кому они на руку. И требования экономического характера, взятые сами по себе, — не то, что может помочь коммунистическому движению. А значит, сохраняется старая добрая подмена: вместо «как мы можем использовать это для дела коммунизма?» — «как мы можем помочь этим людям?» А ведь именно это и есть сущность хвостизма.
Кроме того, если за группой нет реальной силы, рано или поздно она встанет перед дилеммой: либо подстроиться под требования рабочих, явно противоречащие коммунистической повестке (вроде поддержки своего правительства в вооружённом конфликте или требования уволить мигрантов), либо лишиться влияния в среде рабочей массы. Те, кто выберут первый вариант, доведут хвостизм до логического завершения. Тем же, кто выберет второй, придётся поступиться серьёзной частью своих «достижений».
В «Нерабочем варианте», кроме того, часто путается эффективность в отношении отдельного эпизода экономической борьбы, в отношении организации рабочей борьбы в целом по стране и в отношении коммунистической работы.
Например, возражая на тезис о том, что профсоюзная работа коммунистов в условиях спада экономики бесполезна, они отвечают: как это бесполезна, если мы можем передать рабочим зарубежный опыт и вообще заложить фундамент под эффективность будущей борьбы?! То, что речь тут идёт об экономической борьбе и только, которая сама по себе коммунистам никак не помогает, автор, кажется, и сам не заметил…
Туда же, к примеру, эта цитата:
«А вот не там, где коммунисты спорили в курилке или махали флагами, а там, где международные профсоюзы обучали людей, были и успехи. Например, опыт создания и борьбы профсоюзов „Новопроф-Омск“ в ТЦ Метро, МПРА на „Форде“, „Фольксвагене“, „Бентелере“ и Балтийском заводе».
Успехи, может, и были, но это были успехи не в коммунистической агитации, а в достижении экономических требований. Одно с другим напрямую не связано, а о массовом эффекте от собственно коммунистической работы на этих фронтах мы ничего не слышали. Впрочем, остаётся без ответа и вопрос, насколько на успехи собственно рабочей борьбы повлияла помощь «красных», а насколько — объективный фактор (рост производства и наличие резервов у капиталистов, в том числе иностранных) и собственный человеческий ресурс рабочих.
Подобная путаница пронизывает весь текст. Будем благосклонны к нашим оппонентам и посчитаем это не манипуляцией, а досадным недоразумением.
Мастерство быть глобальным
Нельзя не поговорить и о необходимости обучения и воспитания людей в кружках6 .
В ПНТ7 О21 утверждает, что у членов организации за счёт образования должно формироваться систематическое марксистское мировоззрение. Только вот по сути указанная фраза остаётся благопожеланием на случай наличия у будущей партии избытка ресурсов. Углубление понимания предмета в основном отдаётся на откуп самим партийцам:
«Чтобы человек разобрался в основных теоретических понятиях и положениях марксизма, ему и кружок не нужен — достаточно лишь вдумчивого изучения существующей литературы».
Увы, современного левого, чтобы он вообще сел за чтение сколь-либо серьёзных книг, для начала надо заинтересовать и разъяснить ему, для чего конкретно это нужно организации и ему лично. Если человек может что-то делать, это не значит, что он будет это делать, даже если на словах он соглашается с тем, что это важно. В этом смысле кружок, который заставляет человека учиться систематически и ориентироваться по товарищам-учащимся, даёт многим людям больше, чем самообразование.
В качестве генеральной линии же нам предлагают «практическую ориентацию» партийного образования:
«…учёба должна быть посвящена не чему-нибудь, а развитию у людей компетенций, важных для партийной деятельности. То есть любой учебный материал должен быть привязан к практически полезной компетенции. Это не только направляет разработку курса, но и формирует у учащихся ясное понимание, для чего они тратят время и силы на обучение, поддерживает в них необходимую мотивацию.
Другой важный момент — обучение не должно сводиться к ознакомлению с учебным материалом: оно обязательно должно сопровождаться выполнением практических заданий. Даже в такой глубоко теоретической дисциплине как философия гораздо важнее научить человека, например, распознавать метафизические суждения, чем ознакомить с историей философской мысли за несколько веков»8 .
Кружковый формат О21 вполне справедливо называет ресурсоёмким… а потому полностью отбрасывает, взамен предлагая учёбу по методичкам и видеозаписям. Занятия подразумеваются «прежде всего в области коммуникационных навыков», и даже это подаётся как эдакое неизбежное зло. Забавно, что методички О21 считает наилучшим средством для комплексного понимания предмета: мол, обучение идёт по темам в целом, а не по отдельным оригинальным работам, где куча «лишнего»!
Всё это подчинено ускорению и упрощению образования и призвано, очевидно, штамповать поверхностных агитаторов и пропагандистов:
«…партийная учёба не должна пытаться готовить философов, историков и т. д. — она должна максимально эффективно (в том числе и быстро) готовить товарищей к партийной работе»9
Такой подход логически вытекает из ориентации группы на экономическую борьбу. Недостающие знания же этим агитаторам предлагается искать в интерактивном справочнике.
Заметим, О21 пишет даже не о том, что «подготовка философов и историков» в современных условиях затруднена. Она пишет о том, что она не нужна. При этом, по-видимому, здесь имеется в виду не только формирование полноценного учёного-специалиста, но и получение учащимися обширного пласта знаний вообще. И согласиться с этим мы не можем никак.
Сегодня, когда в движении налицо острейший дефицит кадров с глубокой подготовкой, довольствоваться обучением «по-факеловски» — значит отнимать у коммунистов будущее. И речь не только о появлении по итогу теоретиков и выработке ими программы. Каждый рядовой член современного движения — потенциальный его офицер в будущем, когда оно из маргинального станет-таки массовым. А если вместо программы военных училищ офицеры будут изучать один учебник для сержантов, много наша армия не навоюет.
Абстрактно, конечно, нельзя не согласиться с фразой из НРВ (справедливости ради, сказанной в ином контексте):
«Не зря маршал Жуков однажды сказал: „Армией командую я и сержант!“ Как нельзя построить дееспособную армию из одних, даже самых лучших, офицеров, так нельзя построить партию из хорошо подготовленных в теоретическом и практическом отношении активистов, не имеющих связей с массами».
«Партии нового типа», разумеется, понадобятся и сержанты. Но если бросить все силы на их подготовку сейчас, на обучение офицеров у нас ресурсов не останется. Нужно, в конце концов, грамотно расставлять приоритеты: если офицеры будут, подготовить сержантов в экстренном порядке (или в крайнем случае заменить их собой) они при необходимости худо-бедно смогут, а вот в обратную сторону такой трюк не сработает. Кроме того, офицеры не только командуют личным составом, но и разрабатывают планы, конструируют технику и ведут переговоры. И всё это (с поправкой на метафору) тоже придётся делать.
При этом следует сказать, что в вузах сейчас марксизму особенно не обучают ни историков, ни философов, ни экономистов (тех, которые занимаются экономикой, а не экономической борьбой). Конечно, человек с высшим образованием по профилю чаще всего имеет преимущество перед самоучкой, но преимущество это в основном состоит в умении работать со статистикой и прочей информацией, добытой «мейнстримными» учёными, а собственно марксистские знания им приходится добывать самостоятельно наравне с остальными.
Да, статья про ПНТ — это «норма-план» на будущее, однако, по-видимому, внедрять её положения по мере возможностей предлагается уже сейчас. И никаких других программ обучения О21 нам не предлагает.
«Практико-ориентированная» программа дополняется весьма занятным тезисом из НРВ:
«…пропагандист в рабочей среде не должен владеть всеми нюансами теории. По многим вопросам ему достаточно знать „на один урок“ больше рабочего, использовать заранее подготовленные организацией популярные ответы».
Согласиться с этим никак нельзя. Причина тому проста: обучение марксизму — это не просто заучивание священных формул про то, что есть, мол, два класса, и кто не за один — тот, значит, за другой. Марксизм — это сложное систематическое мировоззрение, для овладения которым нужно проработать не один и не два текста, — ничем не хуже любой конкретной науки. Чтобы, к примеру, читать школьникам лекции по основам классической генетики, определённо необходимо понимать, какие за её законами стоят молекулярные механизмы, — иначе ни на один каверзный вопрос у вас ответить не получится. Здесь имеет место пресловутый переход количества в качество. Нельзя быть марксистом наполовину: ты либо имеешь комплексное понимание того, как устроены мир и человек, и мыслишь в соответствующей парадигме, либо находишься в плену предрассудков «здравого смысла» и в любой незнакомой ситуации от марксизма по незнанию отходишь. Каждый недоучка — стихийный оппортунист. И никакие электронные справочники пропагандиста, за которые ратует О21, это не компенсируют.
Разумеется, здесь мы всё равно говорим именно об овладении необходимым минимумом. Понимание марксизма «вполне», настолько, чтобы можно было его далее развивать, требует гораздо больше времени и сил. Но и уровень пропагандиста должен быть не «на один урок больше», чем у рабочего. Ибо это означает, что коммунист будет знать… один урок. А ведь, как верно пишет товарищ Сетунев, «нельзя объяснить другому человеку то, что не понимаешь или понимаешь неправильно».
Коммунист, не имеющий достаточных знаний для появления у него комплексного марксистского мировоззрения, не сможет эффективно вести агитацию и пропаганду. Ему ведь не придётся рассказывать благодарному слушателю с кафедры азы марксизма «по методичке». Потребуется не просто «дать ответ на основные вопросы, показав тем самым, что марксизм гораздо лучше объясняет происходящее вокруг человека, чем буржуазные идеологии», а суметь увлечь незаинтересованных, потребности и система мотивации у которых часто вообще не пересекаются с политическими вопросами. Да-да, люди чаще искренне не понимают, для чего им всё это, чем не могут разобраться в предмете или добраться до информации. Вопросы по существу у рабочего ещё должны возникнуть.
Для этого надо суметь проанализировать личность рабочего, а затем ответить на самые разные его вопросы, которые могут касаться и религии, и сферы быта, и отношений между людьми, и, в конце концов, экономики и политики. Человек, который просто вызубрил набор формулировок, не сумеет даже естественно общаться с людьми на эти темы, ненавязчиво вплетая в разговор марксистские тезисы. Чаще всего такие шпарят кондовым языком по методичке, что мгновенно вызывает отторжение.
Впрочем, даже если наш агитатор имеет все необходимые коммуникативные навыки, это его не спасёт. Сейчас ведь не начало XX века, и рабочие имеют не четыре класса образования. Они смотрят телевизор, читают телеграм, кто-нибудь даже может Ницше полистывать. И стоит хоть сколько-либо подкованному рабочему возразить коммунисту по сути, привести хоть сколько-нибудь незаезженный пример, вся аргументация по методичке разрушится, как карточный домик. Может, конечно, у О21 на этот счёт другой опыт, но мы что-то сомневаемся, что заводские рабочие в этом отношении чем-то отличаются от студентов и работников умственного труда, с которыми в нашем движении уж точно почти что каждый не раз вступал в дискуссии о коммунизме.
Снова повторимся, что на словах О21 за комплексное понимание проблем. В частности, изучение основ философии она номинально считает нужным для всех своих активистов. Но с учётом вышесказанного создаётся впечатление, что основы эти где-то на уровне простецкого учебника вроде Корнфорта.
Образовательная политика по О21, пожалуй, будет иметь смысл, если нужно быстро нарастить ряды рядовых исполнителей в фазу общего подъёма рабочего движения. Причём иметь смысл это будет только для партии, которая уже имеет твёрдую кадровую основу. Но мы сегодня совсем в другом положении. Эту основу ещё только предстоит создать.
И ведь не в первый раз люди начинают с «необходимости изучать социализм как науку» Энгельса и «учиться, учиться и ещё раз учиться коммунизму» Ленина, а затем переходят к «на один урок больше рабочего» и «методичек достаточно». И, видит Маркс, когда так делают люди, претендующие на звание коммунистов, за будущее коммунизма становится тревожно.
Плоды просвещения
Стоит поподробнее остановиться на важности кружкового формата. Кружки — это не только способ дать базовые знания и убеждённость в верности марксизма и даже не только способ убедить новичков в том, что права именно твоя организация. Кружок — это ещё и средство выработки у людей последовательного марксистского отношения к миру и человеку, без которого невозможно систематически находить корректные ответы на вопросы, с которыми они сталкиваются впервые. Также это средство воспитания: речь как раз о товариществе, чувстве локтя и прочем, за что О21 и сама активно ратует, а также о формировании у людей соответствующей марксизму этики. Иначе говоря, кружки — это в том числе удобная структура для ведения индивидуальной пропаганды. К слову, логику ведения индивидуальной пропаганды расписывал тов. Чурин на одном из наших стримов.
На кружке приходится не только пересказывать классиков, но и пояснять за пресловутую «актуальность темы» и разгребать завалы заблуждений, накопившиеся у учащихся за годы жизни «в матрице». Например, отбивать религиозные идейки чем-то большим, чем «Бога буржуи придумали», — это задача не такая уж простая, она требует какой-никакой философской подготовки. То же относится и к разбору поп-психологии: тут нужно знать, как она работает и до чего она доводит людей, и уметь объяснять это на наглядных примерах. Да и мало ли ещё чуши в головах у населения, задушенного нашей капиталистической реальностью?
В общем, ведущий кружка, как и любой толковый преподаватель, должен знать не «на один урок больше» своих подопечных. Чтобы убедительно объяснить человеку, что всё, во что он верит, — чушь, нужно самому твёрдо знать, что говорить, как говорить и — самое важное — почему именно так, а не иначе.
Конечно, для этого нужны люди, которые смогут и примеры привести такие, чтобы они взяли за душу, и слова подобрать такие, чтобы до людей дошло, и преподнести всё это так, чтобы слушали, затаив дыхание. Ну или хотя бы те, кто будет сознательно к этому стремиться. Если вам негде таких людей взять, вам надо становиться ими самим — для агитпропа, кстати, тоже полезно будет. Отговорки не принимаются. Кто там говорил, что делать нужно то, что требуется, а не то, что хочется?
В таком кружке люди привязываются к организационной общности. Это позволяет приобщать их к совместной практике — в том числе теоретического характера, — в процессе которой связь с организацией закрепляется и углубляется. Именно такие кружки способны перемалывать ту массовку, которую ведут за собой блогеры-стотысячники, выдавая на выходе качественные и сплочённые марксистские коллективы10 .
О21 же считает, что для этого лучше подходит работа с населением — в частности, с профсоюзами; якобы лишь она воспитывает тех, кто способен что-либо делать:
«Набрать сочувствующих можно, действительно, малыми силами. Но дальше эти сочувствующие должны перейти от потребления контента к действиям, втянуться в революционную деятельность. Они должны не только понять сами, но и суметь убедительно объяснить другим, как действительно можно добиться перемен. А для этого нужен опыт борьбы, простые обещания и абстрактные рассуждения не очень убедительны».
При этом учащихся кружков они не отделяют от аудитории левых блогеров, считая всё это формами малополезного «диванизма».
Да, качество многих современных кружков, где учатся по методичкам по три-четыре месяца, вызывает большие сомнения. Вот только не стоит опираться в оценке явлений на такие из них, которые, как сказал бы Гегель, не соответствуют своему понятию, то бишь судить по худшим представителям. Кружки как форма политического самоудовлетворения — так бывает, но так не должно быть.
Крупные блогеры, кстати, вполне себе активно зазывали людей в «экономистские» организации — и в РТФ, и в Союз Марксистов. А вот в группы, которые не ориентируются на экономическую борьбу и хотя бы более-менее серьёзно относятся к кружковой работе, зовут нечасто: последний известный мне пример — К. Сёмин, рекламировавший кружки Engels в 2018 году (при всех наших претензиях к этой организации и её кружкам, это по крайней мере не была четырёхмесячная профанация). Кроме того, важно не только количество людей, но и качество занятий, как мы описали его выше. Если же кружков, организованных как следует, у кого-то нет, это их проблемы.
Да, не каждый после окончания кружкового курса пойдёт учиться дальше или работать в составе организации. Но и экономическая борьба вовсе не гарантирует, что профсоюз окажется успешным, а его члены массово пополнят ряды коммунистов. Вот сегодня в органайзинге у нас что, многие тысячи левых заняты? Насколько нам известно, суммарная численность активных «экономистов» у нас в стране вряд ли дотянет и до одной тысячи, и с учётом среднего качества кадров в их организациях, насколько мы о нём знаем, этот масштаб совсем не впечатляет.
Всеобщая воля
О21 не первая говорит нам о том, что лишь в практике можно подготовить сплочённый коллектив и воспитать настоящих коммунистов. И отчасти мы даже готовы здесь снова с ней согласиться. Но есть нюанс: теоретическая работа — это тоже часть практики, тоже часть борьбы за интересы пролетариата, такая же, как экономическая и политическая борьба. Это не мы придумали, это Энгельс написал.
Работая над теорией, человек прорабатывает своё умение анализировать тексты и сопоставлять факты, развивает свою внимательность к мелочам и учится замечать в работах всяческий мусор с первого взгляда. Конечно, кто-то вместо этого скатывается в сектантство — как говорится, не всё коту масленица, — но тут помогает работа в коллективе. Причём в таком, где дискуссии и обмен мнениями поощряются, а скрывать своё несогласие запрещено. Более того: если работа над теорией ведётся в рамках коллектива, то и коллектив, участвуя в дискуссии, приобретает не только единые позиции, но и внутреннюю сплочённость. Для научной и публицистической работы всё это не менее важно, чем для «работы с рабочими».
Научная работа или написание статьи сами по себе происходят индивидуально. Для регулярной публикации работ без потери качества, однако, требуется организованный коллектив с необходимым уровнем грамотности работников, трудовой дисциплиной, контролем проведённой работы и т. п. Здесь мы имеем вполне обычный производственный процесс, за участие в котором при этом ещё и денег не платят. Этот же процесс требует подготовки новых кадров, которую из-за малого размера коллектива ведут те же самые люди, что развивают теорию. И эти люди кровно заинтересованы в том, чтобы те, кто в коллектив приходит, приобретали и весь необходимый набор навыков, чтобы иметь возможность перераспределять и масштабировать работу. Заинтересованы они и в том, чтобы они убеждались в правильности позиций группы, а не принимали их на веру, и в том, чтобы новоприбывшие достигали такого же высокого уровня знаний, что у остальных членов команды, — иначе не будет ни доверия, ни возможности делегировать им ответственные дела. Таким образом, сплочённость, коллективизм, чувство локтя и т. п. вырабатываются здесь ещё на этапе обучения и отбора.
И это не гольная групповщина, как в случае с теми, кто просто работает вместе: это единство группы на основании единства взглядов. Результатом оказывается не только слаженная работа, но и высочайший уровень взаимного доверия в делах, а значит, формируется важный задел на будущее: каждый член такой группы сможет сформировать вокруг себя новый коллектив, если это потребуется, даже оставшись один.
При этом члены организации должны подтягивать друг друга как в отношении теории, так и в отношении навыков и человеческих качеств. Этот момент уже не относится к преимуществам сплочения через теорию непосредственно, но достигаемое взаимное доверие здесь серьёзно играет на руку.
О21, к слову, как и мы, открыто признаёт единство взглядов и формирование внутренней сплочённости ценными. Правда, они считают необходимой для единомыслия областью лишь то, что имеет отношение к пониманию основных положений политической программы. В число таких вещей, по их мнению, не входят, к примеру, политэкономия и отношение к историческим фигурам. Очевидно, это ещё одно следствие их «практицизма» и ориентации на подготовку «сержанта».
* * *
Надо сказать, что О21 критически относится к наращиванию корпуса «штабных работников», на подготовке которых мы делаем акцент:
«Для „штабных“ направлений действует закон убывающей полезности: очень важно иметь теоретиков, публицистов, лекторов, айтишников, переводчиков и т. д., но прибавление каждого нового будет всё менее полезно для организации».
Только вот есть тот нюанс, что до той самой критической численности нынче всем нам ой как далеко. Если теоретическую и учебную работу превращать в профанацию, как это делают в РКРП, то, конечно, лишними будут все. Но LC, например, постоянно ощущает нехватку кадров, которые могли бы качественно заниматься хотя бы технической работой, «проходной» публицистикой и ведением кружков, не говоря уже об огромном дефиците теоретиков. Так что сегодня «закон убывающей полезности» тов. Сетунева, даже если считать его верным (а это ещё надо доказать), не может быть аргументом против наращивания числа «штабистов».
Эмалированные части головных систем
Наконец, О21 заявляет, что наиболее актуальной формой теоретической работы является составление энциклопедии марксизма (sic!), а научные статьи как формат развития марксистской теории устарели11 . Это выдаёт в них людей, которые совершенно не знакомы с научной работой. Даже не марксистской, а совершенно мейнстримной.
Научная статья — это выражение точки зрения человека или коллектива на тот или иной вопрос, где указываются конкретные методы, аргументы и т. д. Наука при этом развивается через дискуссию, борьбу точек зрения, порой весьма напряжённую. Энциклопедическая же статья может лишь подытожить установившийся консенсус либо продвинуть «официально одобренную» точку зрения. Правки к Википедии — не тот формат диспута, в котором может в действительности рождаться истина.
Говорить о написании справочников как об основной задаче теоретической работы может лишь тот, кто считает, что всю теорию уже разработали классики и доделывать-переделывать ничего не нужно. То есть закостенелый догматик. Однако мы всё же склоняемся к точке зрения, что товарищ Сетунев не из таких. Просто он сам не понял, что́ он написал, так как не имеет соответствующего опыта.
Конечно, «программную работу» и «информационную работу», то есть аналитику по актуальным вопросам, О21 отделяет от собственно теоретической деятельности (в ПНТ есть соответствующие пункты). Но эти направления работы не закрывают потребности в разработке фундаментальных вопросов. Более того, их функционирование требует такой разработки: не понимая общих вопросов, человек будет постоянно натыкаться на них в частностях. Так, полноценный анализ международного рынка невозможен без анализа ряда вопросов о его роли и принципах работы, которые не были доведены до конца в «Капитале»: отчасти Маркс не успел, отчасти рынок изменился.
При этом, как только мы упоминаем о том, что важнее всего сейчас актуализация теории и выработка программы, нам спешат возразить избитой цитатой Суворова о том, что теория без практики, мол, мертва.
«Проблема в том, что вывод о возможности развития революционной теории в кружках, оторванных от революционной практики, следует из домарксистского, созерцательного взгляда на соотношение теории и практики. Марксизм переходит от созерцательного материализма к материализму практическому, от познания к преобразованию мира. Поэтому „Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ“ и „Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его“.
<…>
Теория развивается, лишь когда вопросы к ней ставятся практикой, а теоретические выводы — проверяются на практике. И не зря так сложилось, что наиболее выдающиеся теоретики марксизма были одновременно и практиками, тесно включёнными в работу коммунистических организаций.
И наоборот — известно немало видных кабинетных учёных, досконально изучивших марксистскую литературу, но несмотря на это в политических выводах скатившихся к вульгарным и иногда даже прямо контрреволюционным взглядам…»
С этим мы спорить не собираемся. А вот со следующим пассажем — да:
«Разумеется, практика коммунистической организации не сводится к работе с рабочим движением. Однако в нынешнем состоянии возможности коммунистов вести политическую борьбу крайне ограничены (а „политика начинается там, где миллионы“). Без влияния на массы вместо политической борьбы может получиться только её имитация в виде громких заявлений, которые мало кто читает, а те кто читают — этим чтением и ограничиваются. Поэтому реальный практический опыт борьбы даёт лишь борьба гораздо меньших масштабов — какую мы и встречаем в трудовых конфликтах на отдельных предприятиях».
Почему свою теорию мы должны основывать не на общественно-исторической практике рабочего и коммунистического движения последних полутораста лет, не на ответах буржуазии на его деятельность, а на личном опыте хождения по проходным (или, например, расклейки стикеров)? Почему опыт трёх с половиной левых здесь и сейчас должен быть для нас приоритетнее, чем опыт многотысячных партий и многомиллионных масс? Работы по изучению последнего, надо сказать, непочатый край: та же история экономики соцстран и их политического перерождения. На эту тему левые только-только начали писать что-то посерьёзнее, чем «при Сталине было хорошо, а потом пришёл Хрущёв и всё стало плохо».
Непосредственное действие отдельных активных субъектов, когда его хотят положить в основу чего-то, обычно называют праксисом. Это лишь одна из форм практики, причём с точки зрения осмысления — наиболее ограниченная. В конце концов, наша задача — не написать роман, где будут описываться восприятия и переживания отдельной личности. Такие вещи вполне оправданы, если наша цель — суметь вызвать у человека эмоции или переосмыслить собственную жизнь; для этого, в общем, и пишут хорошие художественные произведения. Но наша цель — обобщить опыт огромного числа таких личностей и сделать из него выводы.
И опыт современной марксистско-ленинской ходьбы по заводам в РФ позволяет сделать только один глобальный вывод: так делать не стоит.
Что и требовалось доказать
Напоследок мы хотели бы напомнить читателю позицию нашего журнала по вопросам об оргстроительстве и работе с населением.
1. В РФ сейчас нет коммунистической партии, и для её построения в первую очередь должно появиться ядро из марксистски образованных и способных к управлению коммунистов. Ядро это не появится само собою и не выкуется автоматически в ходе работы с населением: это должен быть продукт самообразования членов организации и внутриорганизационной работы.
(Номинально это О21 признаётся, и этому посвящено немало текста в статье про ПНТ. Это неудивительно, так как обе наши организации здесь опираются на негативный опыт РКРП. Увы, это совпадение взглядов сводится на нет разногласиями по дальнейшим пунктам.)
2. Пока такого ядра нет, массовая агитация среди аполитичных людей и сторонников некоммунистических сил будет иметь мало смысла. Коммуниста из такого человека выковать крайне тяжело, а сторонники организации, не являющихся коммунистами хоть в какой-то степени, на данном этапе практически бесполезны, если не считать гипотетической возможности получения от них денег и прочих ресурсов.
3. Основная задача коммунистов на данном этапе — индивидуальная и медийная пропаганда, позволяющая перетянуть в коммунистический лагерь людей, предрасположенных к этому. Далее их следует образовывать как марксистов и воспитывать из них людей, глубоко преданных идее и готовых работать на её благо. Это является подспорьем для формирования того самого партийного ядра. Основной источник потенциальных кадров — студенты и служащие; они и сейчас составляют основную массу левого движения. Что касается фабрично-заводского пролетариата, наша сегодняшняя задача в его среде — пропаганда среди наиболее передовых, наиболее восприимчивых к марксизму рабочих, а не попытки заагитировать аполитичную рабочую массу, которые сегодня де-факто обречены на провал. Из подготовленных марксистов следует формировать структуры, оптимальные для той работы, которая наиболее необходима коммунистическому движению на том или ином этапе.
4. Вторая основная задача коммунистов сегодня — актуализация теории и анализ обстановки, что необходимо как для составления актуальной программы и прогнозов, так и для того чтобы коммунисты, если (когда) они придут к власти, смогли принимать верные решения как руководители.
5. Увеличение восприимчивости масс к агитации, равно как и активность рабочей борьбы, — процессы, обусловленные в первую очередь объективным фактором; влияние же на него несистемных политических сил — «помощи пролетариату в его организации в класс» — близко к статистической погрешности.
6. Делать следует не всё, что абстрактно могло бы быть полезно, а то, что наиболее оправдано в условиях ограниченных ресурсов.
Заключение
Итак, мы, кажется, упомянули всё, что не устраивает нас в программе О21. Получилось, увы, немало. Не «Что делать», конечно, но над чем подумать есть. Надеюсь, товарищи из О21 примут нашу критику к сведению.
Говорят, история повторяется дважды. В нашем случае параллели также напрашиваются. Мы снова имеем рабочее движение, которое давит государство, хоть и не в том масштабе, что в поздней Империи. Мы вновь имеем тех, кто никак не хочет разобраться с соотношением экономической и политической борьбы. Мы вновь имеем старую добрую задачу — преодоление кустарщины и стихийности.
И снова для выполнения этой задачи нам нужна выработка профессиональных коммунистов. Со знаниями, с навыками, со сплочённостью и с идейностью. И снова нам в этом должна помочь совместная работа над общерусским изданием, которое, как известно, не только коллективный пропагандист, но и коллективный организатор, ибо способно сплотить в работе людей, живущих в тысячах километров друг от друга. Разве что вопрос о теории нынче стоит острее: нельзя, как большевики, опереться на то, что Маркс сделал пару-тройку десятков лет назад, надо писать своё.
Сегодня мы много цитировали группу «Гражданская оборона», которая была основана в Омске. Закончим же цитатой другой омской группы — «Феличе Риварес»:
Читать и делать!
Причём — обратите внимание! — именно в таком порядке.
Примечания
- Олег Комолов с «Простых чисел» много лет был членом московского отделения РКРП, откуда, насколько мы понимаем, в 2022 году перешёл в РТФ. ↩
- ПНТ, с. 9–10. ↩
- Интересно, что, перечисляя слои населения, в которых может вестись работа (ПНТ, с. 37–38), О21 упоминает техническую и творческую интеллигенцию (причём работу в среде первой они не отделяют от работы с ФЗР), но не упоминают служащих как более широкую категорию, тем самым не признавая работу с врачами, учителями, офисными сотрудниками и т. д. сферой интересов коммунистов — при том, что именно эта прослойка работников сегодня наиболее активно стремится в комдвижение. ↩
- В. И. Ленин, ПСС, т. 6, с. 47–48. ↩
- ПНТ, с. 36. ↩
- Некоторые не очень вдумчивые люди почему-то называют это теоретической работой, но О21, к счастью, так не делает. ↩
- ПНТ, с. 47–49. ↩
- ПНТ, с. 49. ↩
- ПНТ, с. 49. ↩
- Процесс приобщения человека к организации в процессе обучения в кружке был описан Игорем Дубновым в п. 5 статьи «Научный централизм. Популярные вопросы». ↩
- ПНТ, с. 54–55. ↩